Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива
рабочая программа по окружающему миру на тему

Салова Елена Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы УМК Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл salova_tvorcheskoe_zadanie_attestatsiya.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Аттестационное задание №1

«Учебная программа по окружающему миру для 1-4 классов».

                                                                   Выполнила:
                                                                 Салова Елена Ивановна         
                                                                 учитель начальных классов         
                                                                 МБОУ СОШ №5 г. Пыть-Ях.

                                           Пояснительная записка

Рабочая программа  разработана на основе требований ФГОС начального общего образования от 06.10.2009г,  изменения от 26.11.2010г  №1241, от 22.09.2011г  №2357  к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир» (УМК «Перспектива»), утвержденной приказом МОиН от 01.09.2009г «Об утверждении и введение ФГОС НОО», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.         
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основные задачи курса.         
-  уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;         
-  модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;        
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в         социуме.
                                   Общая характеристика         курса
     Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественнонаучные знания, и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек - как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т.е. тоже природно-культурное целое.         
     Программу определяют важнейшие компоненты культуры - норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека.

 
 В программе определены понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»;        
-природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство  и время как важнейшие параметры бытия;
-природообразный ритм человеческой жизни как основа физического  и  психического здоровья         человека;
   Благодаря культурологической         установке         программа         выполняет интегрированную роль в системе обучения и воспитания младших школьников.               Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ.
  Углубляется рассмотрение ценностно – смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и  социальной жизни представляют в их единстве и тесной взаимной связи:         
-природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и         общества;
-культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм;        
-наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
-искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;        
-человечество         как многообразие         народов, культур,         религий;
-семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;         
- труд и творчество как отличительные черты духовно  и нравственного развития личности;
-здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;         
-нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                 Место курса в учебном плане

   На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в        неделю. Программа рассчитана на 270 ч:1 класс – 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели). 

Формы организации учебного процесса.

Форма организации: урок, практическое занятие, экскурсия. Типы уроков: урок–тренинг, урок–викторина, урок–театрализация, урок–игра, урок–КВН, интегрированный урок, урок–экологическая гостиная, путешествие, комбинированный, игра, ознакомление с новым материалом.

Программой предусматривается проведение уроков в традиционной и нетрадиционной форме. На уроках используются парные, индивидуальные и групповые (постоянного, переменного состава) формы организации деятельности детей.

   Планируемые результаты изучения         курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные,  метапредметные и предметные результаты.         
Личностные         результаты
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности         многонационального российского общества.         
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,         культур и религий.         
3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.         
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и         формирование личностного смысла         учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,         социальной         справедливости и         свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и         чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.        
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, находить выходы из спорных ситуаций.         
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты         
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.         
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.         
4.Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических         задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.        
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.).

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.        
Предметные         результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,        победы.

2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной         жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.         
                             
Содержание курса «Окружающий мир»

Человек и природа

    Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком.         
   Неживая и живая природа. Признаки предметов. Явлений природы.         
   Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.            
   Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.     Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.         
  Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае.
    Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.         
    Водоёмы, их разнообразие, использование человеком. Водоёмы родного края Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.         
   Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.
    Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
    Растения, их разнообразие. Части растения. Условия, необходимые для жизни растения. Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
   Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
    Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.         
   Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы.             

    Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Влияние человека на природные         сообщества.  Природные сообщества родного края         
   Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).          
   Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,         поговорки,         пословицы,         обычаи).
  Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение.         
  Общее представление о строении тела человека. Системы органов, их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

   Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
  Профессии людей. Разделение труда в обществе - основа личного и общественного благосостояния. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение         в жизни человека. Культура общения.         
   Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея. Семья - самое близкое окружение человека. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека.         

     Домашнее         хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность.   Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.).
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края.

    Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив -  единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника - условие плодотворной учёбы и         успешного         развития в         школьные         годы.
    Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.
   Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Телефоны экстренной помощи. Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
    Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.                 
   Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.         
   Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День         народного единства, День Конституции и др.         
   Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире - культурная ценность человечества. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы. Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности, города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов родного края ХМАО-Югры.
   Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.         
    Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти         выдающегося земляка.         
   История Отечества. Счёт лет в истории. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом, верования, народные праздники и обычаи. Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего         края.
  Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия - сокровище всех народов Земли. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

   Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе.         
  Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
  Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством,         водой.
  Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

Учебно-тематический план
Окружающий мир

Раздел, тема

Количество часов

1 класс

1

Мы и наш мир

11

2

Наш класс

13

3

Наш дом и семья

15

4

Город и село

14

5

Родная страна

8

6

Человек и окружающий мир

5

7

Итого за 1 класс

66

2 класс

8

Вселенная. Время. Календарь

16

9

Осень

19

10

Зима

15

11

Весна и лето

18

12

Итого за 2 класс

68

3 класс

13

Радость познания

13

14

Мир как дом

22

15

Дом как мир

23

16

В поисках Всемирного наследия

10

17

Итого за 3 класс

68

4 класс

18

Мы граждане единого Отечества

14

19

По родным просторам

20

20

Путешествие по реке времени

27

21

Мы строим будущее России

7

22

Итого за 4 класс

68

23

Итого

270

                               Учебно-методическое обеспечение

Учебники:
1. Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая «Окружающий мир». 1класс. В   2 частях. - М. Просвещение,        2014.
2. Плешаков А.А. «Окружающий мир». 2 класс. В 2 частях. – М. Просвещение, 2014.
3. Плешаков А.А. «Окружающий мир». 3 класс. В 2 частях. – М. Просвещение, 2014.
4. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир». 4 класс. В 2 частях. – М. Просвещение,        2014.
Рабочие         тетради:
1.Плешаков А.А. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях. – М. Просвещение,        2014.
2.Плешаков А.А. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 частях. – М. Просвещение,        2014.
3.Плешаков А.А. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях. – М. Просвещение,        2014.
4.Плешаков А.А., Крючкова Е.А. «Окружающий мир». Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 частях. – М. Просвещение, 2014.

4. Анастасова Л.П., Ижевский П.В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред.         А.А.Плешакова. М.: Просвещение, 2014.         
Методическое         обеспечение
1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива», 1-4 классы, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.         
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Саркисян Ю.В. Уроки по
окружающему миру. 1-4 классы Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.         
3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».1,2,3,4 классы. – М.:ВАКО, 2014.

4. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 1, 2, 3, 4 классы/ сост. И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2013.

Информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир» 1,2,3,4 классы» (1 DVD), авторы-составители Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

                Контроль и         оценка  планируемых         результатов
 Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
 Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
 Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения.         
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;         
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;         
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.         
  Итоговый и тематический
 контроли в формах: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные работы: комплексная работа по итогам обучения.         
  Самооценка, самоконтроль и взаимоконтроль: определение учеником или группой учеников границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

         Внеурочные формы учебной деятельности по окружающему миру

    Основная цель: развить и активизировать познавательный интерес к окружающему миру.

    Педагогические задачи:

- повысить интеллектуальный уровень младших школьников;

- развить творческие способности и познавательный интерес к окружающему миру;

- расширить кругозор в области окружающего мира;

- дать опыт участия детей в различных соревнованиях, экспериментах, наблюдениях;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы.

  Основные направления разновозрастной (1-5 классы) внеурочной деятельности младших школьников:

  Участие в различных олимпиадах и конкурсах младших школьников.

1.Школьная научно-практическая конференция «Шаги в 21 век».         
2.Школьная олимпиада по окружающему миру.         
3.Городская олимпиада по окружающему миру.         
4.Дистанционные олимпиады «ЭМУ-Быстрый», «ЭМУ-Специалист», «Человек и природа» и др.         
5.
Экологическое движение «Чудо природы вокруг нас».        
6.Конкурсы, проводимые в рамках Международной акции «Спасти и сохранить»,
7.Международный молодежный экологический конкурс «ЭКО» и др.

  Решение предметных и межпредметных разновозрастных проектных задач.      Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда предметных способов действий, средств и приемов в нестандартой (учебной) форме,         а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. Проводятся несколько раз в год. Продолжительность решения одной практической задачи от одного до пяти дней (от 2 до 10 часов)         
  Система оценки достижения планируемых результатов во внеурочной деятельности является портфель достижений, который включает в себя подборку работ, демонстрирующих усилия, прогресс и достижения обучающихся. В портфель достижения планируемых результатов целесообразно включать следующие материалы: результаты участия в конкурсах, выставках, проекты, творческие работы, в том числе с цифровыми образовательными ресурсами на электронных носителях и в печатном виде.

____________Салова..Е.И.
                       учитель начальных классов         

_____________________2018уч.г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа составлена на 2012-2013 учебный год по учебнику Плешакова...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива", 2 класс

Программа содержит планирование по курсу с основами формирования УУД младших школьников....

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива"

Пояснительная записка к рабочей программе по Окружающему миру УМК "Перспектива" 2 класс 2012-2013уч.год...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспектива". 2 класс.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательн...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

рабочая программа по окружающему мире УМК Перспектива 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру УМК Перспектива для первого класса разработана на основе требования ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива"

УМК "Перспектива" рабочая программа по окружающему миру...