Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")
    план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) по теме

    Губко Марина Викторовна

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

    Тип урока

    открытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
    с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
    и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

    методы и формы
    обучения

    объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

     

     

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер; физическая карта; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»

    Основные понятия и термины

    Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mir_drevnosti.docx40.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

    Цели
    деятельности
    учителя

    Создать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

    Тип урока

    Открытие нового знания

    Планируемые
    образовательные
    результаты

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
    с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

    Личностные: проявляют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки
    и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

    Методы и формы
    обучения

    Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

    Образовательные
    ресурсы

    http://download8.proshkolu.ru

    http://festival.1september.ru/articles/588079/

    http://rudocs.exdat.com/download/docs-454629/454629.doc

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер; физическая карта; слайды с изображением знаменитых сооружений Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима; репродукция картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи»

    Основные понятия и термины

    Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим

    Организационная структура (сценарий) урока

    Этапы
    урока

    Обучающие
    и развивающие компоненты,
    задания
    и упражнения

    Деятельность учителя

    Деятельность
    учащихся

    I. Мотивация
    (само-определение)
    к учебной

    деятельности

    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

    к усвоению учебного материала

    Читает стихотворение:

    Долгожданный дан звонок –

    Начинается урок.

    Чтоб историю узнать,

    Книги надо нам читать.

    – Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности.
    Узнаем о самых древних цивилизациях – Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме

    Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

    Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
    к уроку

    II. Актуализация  опорных

    знаний

    Проверка
    домашнего задания: тест

    «Первобытные люди».

    Предлагает выполнить тест.

    Выполняют
    задания теста.

     

    Пересказ статьи учебника.

    Кроссворд

    Выслушивает пересказ статьи учениками.

    Предлагает разгадать кроссворд. (Египет.)

    Пересказывают текст.

    Решают кроссворд

    III. Изучение
    нового материала (с показом
    на карте)

    Рассказ учителя о Древнем Египте.

    Работа
    по учебнику.

    – Послушайте загадку-описание и ответьте, как называется древнее государство, в котором мы окажемся.

    «Люди этой древней цивилизации верили в загробную жизнь и потому сохраняли мумии умерших людей. Правителей называли фараонами».

    Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? Покажите на карте.

    Рассказывает о Древнем Египте .

    Что нового вы узнали из этого рассказа?

    О каких египетских пирамидах вы уже слышали?

    Рассказывает о пирамиде Хеопса.

    – В Древнем Египте наиболее известная статуя фантастического существа с телом льва и головой человека – гигантский (длина 57 м, высота – 20 м) «Большой сфинкс» в Гизе, высеченный из скалы (1-я половина III тыс. до н. э.). Сфинкс, стерегущий пирамиды Гизы, был одним из воплощений древнеегипетского бога солнца. Не исключено, что моделью для лица этого сфинкса послужил фараон Хафра. Саркофаг – гроб из дерева, камня и других материалов, нередко
    в форме человека.

    Отвечают
    на вопросы.

    Показывают

    на карте.

    Внимательно слушают.

    Читают текст «Древний Египет» в учебнике (с. 8–9).

    Слушают рассказ учителя.

     

    Рассказ учителя о Древней Греции.

    Работа
    по учебнику

     Отправляемся в путь. Следующая историческая остановка… Узнайте по описанию древнюю цивилизацию: «На севере этого государства есть высокая гора Олимп, на которой поселились главные боги: Зевс, Гера, Аполлон и другие».

    Древняя Греция возникла позже образования Египта. Греция – горная страна на Балканском полуострове. Найдите ее на карте.

    Рассказывает о Древней Греции.

    Найдите на карте столицу Греции.

    А сейчас мы отправимся в Древний Рим. Покажите на карте столицу Италии – город Рим. Расскажите о достопримечательностях.

    Дополняет рассказ учащихся.

    Предлагает прочитать статью в учебнике (с. 10–

    13)

    Отвечают
    на вопросы.

    Показывают
    на карте.

    Слушают.

    Показывают
    на карте город Афины.

    Показывают
    на карте, рассказывают.

    Читают текст
    в учебнике

    IV. Практическая деятельность

    Кроссворд.

    Знакомство
    с репродукцией картины

    Предлагает разгадать кроссворд. (Последний день Помпеи.)

    Демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и рассказывает об изображенных на ней событиях.

    Решают  кроссворд.

    Рассматривают репродукцию.

     

    К. П. Брюллова «Последний день Помпеи».

    – Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа.

    Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

    Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар
    и млад бежит из града вон».

    Внимательно слушают.

     

    Задания
    из электронного приложения к учебнику

    Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

    Выполняют
    задания

    V. Итоги

    урока.

    Рефлексия

    Обобщение полученных на уроке сведений.

    Заключительная беседа.

    Выставляет отметки

    – Над какой темой работали?

    – Назовите государства Древнего мира.

    – Назовите замечательные древние постройки.

    – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

    Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

    – Как оцениваете свою деятельность?

    Читают вывод в учебнике (с. 14).

    Отвечают
    на вопросы

    VI. Домашнее задание

    Комментарий учителя

    Учебник, с. 8–14; выполнить задания 1–3

    Задают уточняющие вопросы

    Тест «Первобытные люди»

    Подчеркните правильный вариант ответа.

    1. Первый ученый-историк – это:

    а) Геродот;                б) Ньютон;                в) Ломоносов.        

    2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

    а) в Азии;                   б) Австралии;           в) Африке;           г) Антарктиде.

    3. Мужчины охотились:

    а) на слонов;                  б) мамонтов;        в) львов.

    4. Первобытные люди жили:

    а) группами;                   б) в одиночку.

    5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

    а) математики;                      б) археологи;              в) астрономы.

    Ответы: 1 – а.  2 – а, в.  3 – б.  4 – а.  5 – б.


    Кроссворд

    1. Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории. (Земледелие.)

    2. Люди научились… (изготовлять) глиняную посуду.

    3. Этим занимались женщины и дети. (Собирательство.)

    4. Как по-другому назвать древнейшего человека? (Первобытный.)

    5. Освещение первобытных художников. (Факел.)

    6. Основное занятие древнейшего человека. (Охота.)

    Ключевое слово: ЕГИПЕТ.

    Кроссворд

    Разгадав слова по вертикали, прочитайте ключевые слова по горизонтали.

    1. Царь Египта. (Фараон.)

    2. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте. (Саркофаг.)

    3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство. (Нил.)

    4. Особые знаки для письма. (Иероглиф.)

    5. Гробница фараона в Древнем Египте. (Пирамида.)

    6. Столица Греции. (Афины.)

    7. Высокая гора на севере Греции. (Олимп.)

    8. Греческий бог моря. (Посейдон.)

    9. Главный греческий бог. (Зевс.)

    10. Знаменитый храм Акрополя. (Парфенон.)

    11. Сердце Афин. (Акрополь.)

    12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев. (Колизей.)

    13. Столица Италии. (Рим.)

    14. Храм всех богов в Древнем Риме. (Пантеон.)

    15. Вулкан, погубивший город Помпеи. (Везувий.)

    Ключевые слова: ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ.


    Рассказ учителя о Древнем Египте

    Египет – одно из самых древних государств на земле. Оно возникло на берегах реки Нил, которая берет свое начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. Найдите на карте материк Африка и реку Нил. Через какую пустыню протекает эта река?

    А возможна ли жизнь в пустыне без воды?

    Дожди в долине Нила так редки, что 10–12-летние дети могли никогда в жизни не видеть дождя. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много черного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений). Этот ил оседал на желтых песках пустыни, и на нем хорошо росли пшеница, ячмень. Само слово «Египет» означает «черная земля». За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозема.

    Древние египтяне еще не знали объяснения многим явлениям природы, в том числе и разливам Нила. Поэтому, если бы мы спросили древнего египтянина о причинах разливов, он рассказал бы нам о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет их, вода льется потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну.

    Рассказ учителя о Древней Греции

    Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода-то морская, соленая. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их еще называют маслинами) – греки ели свежими, солеными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живет 250 лет, а вот плоды дает только на 16–18-й год…

    Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в ее честь Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и «то самое» оливковое дерево, которое выросло из копья Афины.

    И город Афины живет и сегодня. Он – столица современной Греции.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".

    Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний.                Технологическая карта изучения темы «Сог...

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

    Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

    Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" 3 класс "Школа России"

    Цели данного урока:Обучающие:1. Изучить новое понятие «время глагола», рассмотреть особенности образования каждой временной формы. Познакомить учащихся с изменением глаголов2.Продолжить работу по форм...

    Технологическая карта по ИЗО "Узоры, созданные людьми" 1 класс Школа России

    Данная методическая разработка содержить материалы по теме "Узоры, созданные людьми" в рамках образовательной области Изобразительное искусство. Материалы могут быть полезны для учителей нач...

    Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"

    Урок-путешествие.  Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение"  1 класс "Школа России"...

    Тема: Красота человека . Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 4 классе. «Школа России».

    Цели: Изображение портрета женщины в народном костюме.Образовательная цель: Пробуждение интереса к истории, культуре, искусству РоссииЗадачи урока: &bull...

    технологическая карта урока математики " Математика вокруг нас" 3 класс Школа 2100

    Интегрированный урок " Математика вокруг нас ", содержит связь между уроками математика и окружающий мир .Цель урока : совершенствовать умения решать задачи и примеры изученных видов; воспит...