Урок окружающего мира по теме: "Размножение и развитие растений", 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений проходил в 3 классе. На уроке обучающиеся узнали о способах размножения растений. Растения заселили всю планету. Как же это им удалось? Прежде всего природа наделила их разнообразми способами размножения: они могут размножаться семенами, усами, клубнями, луковицами, отростками ....На уроке была проведена работа в парах, практическая работа, творческая работа, был выполнен мини проект по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Размножение и развитие растений.

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1. Использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач.

2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

Предметные:

1.  Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные  связи в окружающем мире.

2. Расширение знаний детей о жизни растений.

3.. Развитие наблюдательности детей.

Оборудование:

-компьютер, проектор;

-электронная презентация «Размножение растений»

- учебники и тетради;

-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

- CD диск, приложение к учебнику «Окружающий мир» 3 класс

 

Ход урока:

 

1.Адаптационный этап.

Тест «Моё настроение».

- Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось,   чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

- Настроение замечательное, настрой рабочий.

- Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

 

 - Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. {Растение.)

- О чём мы будем сегодня говорить?

 -  Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

2. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»            

1Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б)зоология;

в) астрономия.

2Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

4.  Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

а) азот;

б) углекислый газ;                                                        

в) кислород.

5. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

6.  Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

3. Основной этап.

1. Беседа.

—  Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

—  Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

—  Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семенами.)

—  А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

—  Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком — нектаром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

—  Что такое опыление? (Опыление — это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)

 - В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа — опыление цветов. (слайд 6)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. (слайд 7)

После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

 

2. Работа по учебнику (с. 80).

—  Что такое опыление?

—  Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

—  Что произойдет, если цветок не будет опылен?

 

4. Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

 Низко-низко наклоняюсь.

 

5. Работа по теме урока (продолжение)

— А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений — настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

—  Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит  ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у  клена  есть «крылышки». (слайд12)

—  А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это — бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг — пиф-паф — он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

—  Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы — им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

 

6. Творческий этап.

 - Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называетсяпроращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

—  Прочитайте статью на с. 82 учебника.

—  Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

 

  Гимнастика для глаз.

 Выполнение заданий в рабочей тетради.(С. 34, задание 1.)

—  Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение к каждому слову.

—  Первое слово —нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар — сладкий цветочный сок.)

—  Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

—  Второе слово — пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца — мелкие желтые крупинки в цветках.)

—  Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

—  Остальное выполните самостоятельно.

Ответ: опыление — перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители — насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

—  Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, воспользуйтесь текстом учебника на с. 80.

—  Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

 (С. 36, задание 4.)

—  Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необходимо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

(Проверка.)

(С. 36, задание 5.)

—  Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как развивается растение из семени.

—  Что появляется сначала? (Корешок.)

—  А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

—  Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Составьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выполняют пчелки. (Опыление.)

—  А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

—  Какое значение для растения имеет процесс опыления?

 

7. Работа в парах.

Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

 

8.  Закрепление изученного.

- Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

- Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

- Как птицы, звери и люди распространяют семена?

 

9.  Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

- Когда было интересно?

- Определите своё настроение в конце урока?

- Оцените нашу работу.

 

Домашнее задание

1. Прочитать статью «Размножение и развитие растений» (учебник, с. 80-82).

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1—3 (учебник, с. 83).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Размножения и развитие растений" 3 класс. А.А. Плешаков. "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"

Презентация к уроку окружающего мира на тему "Размножение и развитие животных" (3 класс) на городском конкурсе "Учитель года 2014"Данная презентация к уроку "Размножение и развитие животных" по УМК "Ш...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных"

Урок окружающего мира по теме «Размножение и развитие животных» предназначен для обучающихся 3 класса. В процессе данного урока учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Размножение и развитие животных". Школа России

Технологическая карта урока по окружающему мируЦель урока: познакомиться с особенностями развития и размножения животныхПланируемые результаты:-личностные: Развивать  познавательный интересы и мо...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие растений".

Урок разработан в ключе ТРКМ, структура "продвинутая лекция"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Размножение и развитие животных" 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представления о размножении и развитии разных животных.Задачи урокаДидактические:1. Сформировать представление о последовательно...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Размножение и развитие растений"

Открытый урок включает в себя практическую работу учащихся...