Урок окружающего мира по теме "Свойства полезных ископаемых"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Представлена разработка урока по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" для 3 класса по программе ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.odt | 18.93 КБ |
prilozhenie_1.svoystva_peska_i_gliny.docx | 12.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:
1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.
2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;
Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.
Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.
Ход урока
- Организационный момент
- Урок окружающего мира. Я уверена, что у вас хорошее настроение, а чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…".
- Я предлагаю эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.
2. Повторение. Актуализация знаний.
- Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.
- Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.
- Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)
- Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)
- Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)
- Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).
- Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).
- Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).
- Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).
- Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).
- В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры (…...)
- На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)
- Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)
3. Тема и цель урока.
- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)
- Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).
- Дополнение (Известняка, мрамора, пека и глины).
- Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).
- Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)
План работы
- Рассмотреть полезное ископаемое
- Провести исследование
- Сделать выводы.
- Выступить с сообщением.
4. Работа по теме урока.
- Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.
- Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).
- Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)
(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)
(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.
- Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )
Правила безопасности
при работе со стеклянной посудой
Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.
Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.
- Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.
Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.
- Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.
Запрещается собирать их руками.
(РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ ИСКОПАЕМОГО)
1 группа: знакомится со свойствами известняка и мрамора.
2 группа: со свойствами известняка и мрамора.
3 группа: со свойствами песка и глины.
4 группа: со свойствами песка и глины.
(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).
- Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.
- Проведение опытов
- Работаете 10 минут.
- Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)
- Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)
(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).
(По окончанию работы показывают готовность).
- Физкультминутка.
- Выступления.
(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)
- Дополнительные вопросы группам.
Известняк: Расскажите об образовании известняка.
Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)
Что ещё является разновидностью известняка. (Мел).
Песок: Как образовались песок и глина?
Глина: Для чего используют глину?
- Итог работы.
- Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)
- Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?
- Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)
- Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?
- Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)
- Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)
- Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).
- На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями. (СЛАЙД 6)
- Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)
- Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?
- Оценка работы групп.
- Оцените работу своей группы по оценочному листу.
Оцените работу своей группы.
Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.
Решили учебную задачу. | а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось. |
б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | |
в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя. | |
Дополнили выступление других групп. | а) Дополнили выступление нескольким группам. |
б) Дополнили выступление одной группы. | |
в) Не дополняли выступления. | |
Все ли члены группы принимали участие в работе? | а) Да, все работали одинаково. |
б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше. | |
Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? | а) Работали дружно, ссор не было. |
б) Работали дружно, спорили, но не ссорились. | |
в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось. | |
Оценка работы группы (поставьте отметку). |
(Заслушиваются оценки работы групп)
Заключение
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).
- Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Свойства песка и глины
Полезное ископаемое | Какая порода лучше сохраняет форму? | Какая порода более вязкая, а какая сыпучая | Пропускает или дольше удерживает воду? | Цвет, прозрачность, блеск | Размер частичек | Применение |
Песок | ||||||
Глина |
Свойства известняка и мрамора
Полезные ископаемые | Частицы больше или меньше частиц песка? | Цвет | Легче или тяжелее воды | Твердость | Другие свойства | Применение |
Известняк | ||||||
Мрамор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.
Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....
урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
урок-закрепление по окружающему миру по теме "Полезные ископамые" 3 класс, УМК "Школа России". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Учащие исследовали полезные ископа...
Урок окружающего мира по теме: "Полезные ископаемые"
Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Полезные ископаемые». Цели: Предметные: Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых ...
Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"
Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....
Конспект урока окружающего мира на тему «Полезные ископаемые» 3 класс. Школа России
Конспект урока окружающего мира....
Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые Курской области" 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Раздел "Родной край - часть большой страны". Презентация к уроку....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Полезные ископаемые" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: Ознакомление с разнообразием полезных ископаемых, их свойствами и классификацией.Планируемые результаты:Предметные: обучающиеся научатся:1) Анализировать иллюстрации и фотографии, различат...