Урок окружающего мира по теме "Свойства полезных ископаемых"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Батяева Ирина Васильевна

Представлена разработка урока  по окружающему миру "Свойства полезных ископаемых" для 3 класса по программе ПНШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.odt18.93 КБ
Файл prilozhenie_1.svoystva_peska_i_gliny.docx12.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего мира

Тема урока: Свойства полезных ископаемых.

Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.

Задачи урока:

1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых.

2. Познакомить со свойствами песка, глины, известняка и мрамора и их использовании.

УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умение рефлексировать свои действия, используя оценочные листы.

Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, мрамора, глины, песка и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу;

Личностные формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование: учебник, таблицы, образцы известняка, мрамора, песка, глины, ручные лупы, стеклянные палочки, стаканчики с водой, воронки, фильтры, тарелочки, гвозди, салфетки.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Урок окружающего мира. Я  уверена, что у вас хорошее настроение, а  чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): "Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…".

- Я предлагаю  эти слова считать девизом урока. Согласны? Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

2. Повторение. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас не просто урок, а пятое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Я не только учитель, но и председатель сегодняшнего заседания. Вы не только ученики, но члены клуба и, конечно, исследователи. Предлагаю работу клуба начать. Согласны? Начинаем.

- Чтобы лучше окунуться в тему работы клуба, предлагаю небольшую разминку — повторение. Ответы даёте краткие. Начинаем.

- Над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Тайны недр земли)

- Как называют верхний твёрдый слой Земли? (Земная кора)

- Из чего сложена земная кора? (Из горных пород)

- Какими бывают горные породы по образованию? (Осадочными (песок, глина, галька, известняк) и магматическими (гранит)).

- Из чего состоят самые твёрдые горные породы? (Из минералов).

- Что значит понятие «полезные ископаемые»? (Это горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд).

- Как называется место, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение).

- Кто занимается поиском залежей полезных ископаемых? (Геологи).

- В каких состояниях могут находиться полезные ископаемые? (В жидком, твёрдом и газообразном). Примеры  (…...)

- На какие группы, по использованию человеком, можно разделить полезные ископаемые? (Горючие, строительные, металлы, драгоценные камни — самоцветы)

- Назовите строительные полезные ископаемые. (Песок, глина, известняк, мрамор, гранит) (СЛАЙД 1)

3. Тема и цель урока.

- Вот мы и подошли к теме сегодняшнего заседания. (СЛАЙД 2)

- Цель работы? (Познакомиться со свойствами полезных ископаемых).

- Дополнение  (Известняка, мрамора, пека и глины).

- Что мы должны сделать, чтобы добиться цели? (Нужно поставить задачи или составить план работы).

- Составляем план работы. (ЗАПИСЫВАЮ НА ДОСКЕ)

План работы

  1. Рассмотреть полезное ископаемое
  2. Провести исследование
  3. Сделать выводы.
  4. Выступить с сообщением.

4. Работа по теме урока.

- Для выполнения плана и достижения цели, вы будете работать в группах.

- Вспомните основные правила работы в группе? (СЛАЙД 3)).

- Распределите роли. Выберите организатора, секретаря, исполнителя, чтеца, докладчика, хранителя времени. (Вывесить на доску таблички с названиями)

(Учитель сам выбрал ученика, который будет проводить опыты)

(РАСПРЕДЕЛЯЮТ РОЛИ) – 30 сек.

- Ребята, сегодня вы самостоятельно будете работать со стеклянной посудой (оборудованием). Поэтому нам необходимо повторить правила работы со стеклянной посудой. (СЛАЙД 4) (ПАМЯТКИ НА СТОЛАХ )

Правила безопасности

при работе со стеклянной посудой

Стеклянная посуда легко бьётся и ломается, стеклянные обломки имеют острые края, которыми можно сильно порезать кожу.

Поэтому со стеклянной посудой нужно обращаться очень осторожно и никогда не применять силу.

  1. Запрещается использовать стеклянную посуду, имеющую трещины, сколы или отбитые края.

       Перед любыми работами нужно внимательно осматривать посуду.

  1. Осколки разбитой посуды убирают с помощью щётки и совка.

       Запрещается собирать их руками.

 (РАЗДАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ГРУППАМ и РАЗДАТЬ ТАБЛИЧКИ С НАЗВАНИЕМ  ИСКОПАЕМОГО)

1 группа: знакомится со свойствами известняка и  мрамора.

2 группа: со свойствами известняка и мрамора.

3 группа: со свойствами песка и глины.

4 группа: со свойствами песка и глины.

(Каждая группа рассказывает о свойствах одного полезного ископаемого).

- Работать вы будете по плану изучения свойств полезного ископаемого в учебнике. Выводы записывать в таблицу. (ТАБЛИЧКИ НА СТОЛАХ) Работаете с двумя полезными ископаемыми, а выводы сообщаете об одном.

  1. Проведение опытов

- Работаете 10 минут.

- Приступаете к работе. С чего начинаем? (Рассматриваем образцы)

- Для этого у вас есть лупы. (ЛУПЫ НА ПАРТАХ)

(Учащиеся самостоятельно проводят опыты по плану учебника, учитель оказывает помощь. Выводы заносят в таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1).

(По окончанию работы показывают готовность).

  1. Физкультминутка.
  2. Выступления.

(ЗАСЛУШИВАЮТСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ групп по мере готовности.)

- Дополнительные вопросы группам.

Известняк: Расскажите об образовании известняка.

Мрамор: Разновидностью, какого полезного ископаемого является мрамор? (СЛАЙД 5)

Что ещё является разновидностью  известняка. (Мел).

Песок: Как образовались песок и глина?

Глина: Для чего используют глину?

  1. Итог работы.

- Ребята, как вы думаете, зачем нам надо знать свойства полезных ископаемых? (Использовать их в жизни)

- Почему при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей используют песок, а не глину?

- Какое свойство песка учитывается при строительстве дорог? (Быстро пропускает воду)

- Почему на уроках технологии в качестве учебного материала применяют глину, а не песок?

- Какое свойство глины учитывается при изготовлении посуды? (Вязкость, пластичность)

- Какое свойство мрамора используют в строительстве? (Прочность и хорошо полируется)

- Какие свойства известняка используют в строительстве? (Прочность, но легко поддаётся обработке, растворимость и вязкость, цвет).

- На картах эти полезные ископаемые обозначаются вот такими условными обозначениями.  (СЛАЙД 6)

- Ребята, давайте вернёмся к цели урока. (СЛАЙД 2)

- Достигли мы поставленной цели? Выполнили план работы?

  1. Оценка работы групп.

- Оцените работу своей группы по оценочному листу.

Оцените работу своей группы.

Отметьте вариант ответа, с которым вы согласны.

Решили учебную задачу.

а) Да, мы работали слаженно и у нас всё получилось.

б) У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

в) У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя.

Дополнили выступление других групп.

а) Дополнили выступление нескольким группам.

б) Дополнили выступление одной группы.

в) Не дополняли выступления.

Все ли члены группы принимали участие в работе?

а) Да, все работали одинаково.

б) Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

а) Работали дружно, ссор не было.

б) Работали дружно, спорили, но не ссорились.

в) Очень трудно было договориться, не всегда получалось.

Оценка работы группы (поставьте отметку).

(Заслушиваются оценки работы групп)

Заключение

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

- Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

Заседание клуба подошло к концу. Всем спасибо!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Свойства песка и глины

Полезное ископаемое

Какая порода лучше сохраняет

форму?

Какая порода более вязкая,

а какая сыпучая

Пропускает

или

дольше удерживает воду?

Цвет, прозрачность, блеск

Размер частичек

Применение

Песок

Глина

Свойства известняка и мрамора

Полезные ископаемые

Частицы больше или меньше частиц песка?

Цвет

Легче или тяжелее воды

Твердость

Другие свойства

Применение

Известняк

Мрамор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему  "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....

урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые", 3 класс

урок-закрепление по окружающему миру по теме "Полезные ископамые" 3 класс, УМК "Школа России". В ходе урока использовалась индивидуальная, групповая и парная работа. Учащие исследовали полезные ископа...

Урок окружающего мира по теме: "Полезные ископаемые"

Урок – исследование по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Полезные ископаемые». Цели: Предметные: Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых ...

Загадки для уроков окружающего мира на темы: "Полезные ископаемые", "Организм человека"

Загадки можно использовать в конце урока при подведении итогов , при актуализации знаний в начале урока или на заключительном уроке для проверки знаний....

Урок окружающего мира по теме "Полезные ископаемые Курской области" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе. Раздел "Родной край - часть большой страны". Презентация к уроку....