Проект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян 4 класс"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Потапова Марина Николаевна

1-й  урок в разделе «Страницы истории Отечества»

Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить  особенности их занятий и быта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_drevnih_slavyan.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по окружающему миру Потаповой Марины Николаевны

Предмет: окружающий мир, 4 класс, УМК  «Школа России»

Тема урока: «Жизнь древних славян»

Место урока в теме: 1-й  урок в разделе «Страницы истории Отечества»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить  особенности их занятий и быта.

Планируемые достижения учащихся:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные

Иметь представление о территориях, заселённых восточными славянами, предках русских, украинцев, белорусов; знать занятия восточных славян; рассказывать об их жилищах и быте.

Регулятивные:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки урока;

планировать собственную  учебную деятельность;  осуществлять самопроверку и оценку своих достижений.

Познавательные:

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем;

использовать карты, текст и иллюстрации учебника для получения информации о жизни восточных славян;

устанавливать причинно-следственные связи при рассмотрении особенностей жизни славян;

формулировать выводы из изученного материала;

использовать знаково-символические средства (карта, схема, условные знаки) при выполнении учебных заданий.

Коммуникативные:

распределять роли, взаимодействовать при работе в группах;

составлять план  текста.

Проявлять: мотивацию

к изучению нового учебного материала;

способность

к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

уважать  и испытывать чувство гордости за достижения предков.

Задачи урока (деятельность учителя):

1.Способствовать формированию у обучающихся мотивации к учебной деятельности и постановки учебно-познавательной задачи по теме урока.

2.Актуализировать у обучающихся ранее полученные знания о летоисчислении и периодизации исторических эпох.

3.Создать условия, способствующие активизации поисковой активности у обучающихся в установлении особенностей жизни восточных славян.

4.Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Оборудование: для учителя - карточки, компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint;

для детей - учебник, рабочая тетрадь, листы самооценки, карточки с заданиями для групповой работы

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

 (1 мин)

- Добрый день всем присутствующим в нашем классе. Давайте поприветствуем присутствующих улыбками. Молодцы! А теперь   подарите   улыбку  - знак   уважения   и доброжелательности друг другу.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В прошлое мы попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Историю постигай.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, сами будете оценивать  свою работу .

 -Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной   истории».

 - О чём рассказали нам эти страницы? ( Эти страницы рассказали нам о жизни первобытных людей, о первых государствах и городах, о древних постройках, о рыцарях и  замках, о первом книгопечатании, о путешественниках, о величайших открытиях в жизни человечества.)

 - Давайте  выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

      ( Слайд №1)

Первая эпоха - Первобытная история;
вторая - Мир древности;
третья - Средние века;
четвертая - Новое время;
пятая - Новейшее время.
               

- Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела.

Как он называется? (Страницы истории Отечества.)

- А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.)

- Давайте вспомним значение слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и скажите, что они обозначают.

 (На доске карточки со словами:  предки, современники, потомки.)

( Слайд №2)

- Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.)

- Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.)

- А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.)

- Прочитайте три высказывания и найдите верное.

На доске:

1. Наши современники будут жить в далёком будущем.

2. Наши потомки живут рядом с нами..

3.Наши предки жили в далёком прошлом..

- Почему  опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете?

- Да, мы сегодня вернемся в прошлое, чтобы начать изучать большой раздел «История Отечества» . Как вы думаете, о чём мы узнаем, изучая этот раздел?  

 Об истории нашего государства, о его границах, городах, о людях, как они жили, чем занимались.

Молодцы, ребята.                                                                                                                          

Учитель: Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте исторические термины и заполните на начало урока листа самооценки.

 

Фамилия, имя _________________________________________

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

Знаю

Сомнение

Не знаю

Знаю

Сомнение

Не знаю

История

Археология

Славяне

Поляне

Древляне

Северяне

Язычество

Бортничество

Знаю  ( + )                  Сомнение ( ? )                     Не знаю  ( - )

Какие исторические термины вы отметили, что знаете. Что они обозначают?

(История – это наука, которая  изучает жизнь различных народов и события, происходящие в их жизни)

 (Археология - это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.)

Мы с вами вспомнили два  исторических термина. Предлагаю Вам  выстроить устный   исторический рассказ на основе оставшихся терминов.

Познавательные:

Поиск и выделение информации, выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Планирование, постановка учебных задач, планирование последовательности действий

Коммуникативные: высказывания детей

Личностные:

мотивация к изучению нового учебного материала

ΙΙ.Выявление места и причин затруднения. (2-3 мин)

-Почему мы не смогли построить рассказ?

-На что вы обратили внимание?

 -У нас не хватило знаний. На листе неизвестные нам исторические термины.

-А хотелось бы вам узнать, что обозначают незнакомые термины?

Регулятивные:

 сохранение учебной задачи

Познавательные:

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем

III. Целеполагание и построение выхода из затруднения.

- Кто попробует назвать тему нашего урока.

( Слайд №3)

Тема урока «Жизнь древних славян».

- Вам не удалось составить рассказ,  потому что не хватило знаний о жизни славян.

- Построим проект выхода из затруднения.

-Сейчас наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания.

- Перед вами вопросительные слова, используя их, предлагаю составить  вопросы по данной теме: (слайд №4) 

Где…

Чем…

Как…

 Во что…

-Поиск ответов на эти вопросы и будет целью нашего урока.

Учитель:  

 Построим проект выхода из затруднения. Сейчас наметим план: в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания.

(слайд №5) 

  План  открытия нового знания :

        1.Расселение древних славян. (исследуем карту)

           2.Занятия древних славян ( с помощью учебника и энциклопедий).

        3.Быт и жилища древних славян ( с помощью учебника и рисунков).

        4.Верования древних славян ( учебник и энциклопедия).

- Какие умения  вам пригодятся для изучения новой темы?  

  Умение работать с картой, с учебником,  с дополнительным материалом, умение находить главную мысль.

ΙV. Реализация построенного проекта (7 – 10 мин)

 V.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

(7-10 мин)

Расселение древних славян.

 (Слайд №6) 

Откройте учебники на с.35. рассмотрите карту.

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:

 На какие три группы делились славяне? Укажите территорию, на которой проживали древние славяне. Какие из них занимали наибольшую территорию? Перечислите племена древних славян.

-Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга. Давайте познакомимся с описанием расселения славян, используя исторические документы..    У каждого из вас есть текст Нестора-летописца, в котором он описывает почему именно так названы племена. Подчеркните названия восточных славян.                                                                                                        Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым,  а другие — древлянами, потому что сели в лесах,  а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,   потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность.  Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.   А другие сели по Десне  назвались северянами.  И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».

- Как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне?   

В реках водилась рыба, в лесах было много дичи, наличие земли привлекали внимание славян.

-А вот как говорит о причинах поселения славян в данной местности

 Наталья Кончаловская.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах - куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!"
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

- Какова же главная причина поселения в данной местности?

Физминутка

 А сейчас все дружно встанем                                    

Отдохнем мы на привале

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись  

Будем дружно мы опять

По истории шагать

- Сегодня вам надо подготовить рассказ о быте, занятиях и верованиях древних славян.

  В роли исследователей выступите вы сами. Исследование вы проведете самостоятельно, используя имеющиеся предметы  исследования  - учебник и дополнительные источники.  Я  буду  консультантом и координатором  ваших действий.  Правила работы в группе вы хорошо знаете, поэтому повторять их не будем. Не забудьте выбрать спикера.

 Итак, тема мини-исследования 1 группы «ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН»

 

 У вас на столе проблемные вопросы, на которые надо найти ответы:

 Как охотились, рыбачили древние славяне? Что такое собирательство? Что такое бортничество? Чем занимались женщины?

  Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было  рыболовство.

  Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян  и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам  маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в  ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы.   Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила  ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.

Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.

В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).  

Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет)

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали  скотоводство и земледелие.

Труд земледельца был очень тяжёлым.. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры  (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук).  

      Предлагаю еще раз назвать все занятия славян .

( Слайды №7, 8, 9)

Итак, основные   занятия славян   земледелие,   скотоводство, охота,  рыболовство,    собирательство,    бортничество.

  -Молодцы, ребята!  Вы успешно справились с заданием.

-О быте и жилище древних славян расскажет нам 2 группа 

Прочитайте свои проблемные вопросы 

-Где жили древние славяне?

-Каким было убранство жилища?

-Что носили древние славяне?

 

 Время было неспокойное, жители соседних посёлков часто воевали

между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения

богам.         

 - Частокол строился из крепких бревен.  Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

- Жильем служили землянки, выкопанные в земле. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

 В нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

– Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

– Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками

( Слайд №10,11,12)

- Вот какими были наши предки – славяне- сильными, выносливыми, храбрыми, иначе невозможно было выжить в трудных условиях природы того времени. И именно с природой было связано всё в жизни древних славян. В том числе и верования.

Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы 3 группа :

-В кого верили  древние славяне?

-О чем они молились?

-В каких фантастических существ они верили?

( Слайд №13,14)              

Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило.   Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.    Перун – бог грома и молнии.
Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. 
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. 
Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

 Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников
-
Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым. 

          -Молодцы!

О славянских праздниках  ребята приготовили свою информацию. Посмотрите, они изготовили последнюю, четвертую главу к нашей будущей книге «Жизнь древних славян».  В ней говорится о праздниках. Расскажите, где вы брали информацию? Каждая группа должна найти еще дополнительную информацию и составить рассказ о жизни Древних славян, по теме с которой они работали на уроке. .

 (Если останется время)

Самостоятельная  работа с тетрадью

Разноуровневая дифференциация.

     Выполняют задание №2 стр 14

    

Выполняют задание №3 стр 14

Регулятивные:

 сохранение учебной задачи,

планирование собственной  учебной деятельности;  

Познавательные:

выделение информации

знаково-символические действия, моделирование, постановка и решение проблем, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, создание способов решения проблем поискового характера

Коммуникативные:

высказывания детей, взаимодействие, распределять роли, взаимодействовать при работе в группах.

Регулятивные:

 осуществление самопроверки и оценки своих достижений

 

Личностные:

уважать  и испытывать чувство гордости за достижения предков

V Ι. Рефлексия учебной деятельности

Кто считает, что узнал много нового?  Заполните лист самооценки на конец урока.                                                                        

Сравните лист самооценки на начало и на конец урока.                                                      

 Поднимите руки, у кого стало больше плюсов.

-Молодцы!

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите предложение:

  • Своей работой на уроке доволен, так как …(легко и быстро справился, были интересные задания, выполнил правильно трудное задание и т.д.);
  • Не совсем доволен, так как …(допустил ошибку, перепутал слова, старался, но не всё получалось);
  • Совсем не доволен, так как…(не справился, не старался, не понял задание).

 

V ΙΙ. Домашнее задание.

Каждой группе составить рассказ о жизни Древних славян. По теме с которой они работали на уроке.  И выполнить задание в тетради.

 

VΙΙΙ. Итог урока.

Закончим наш урок вот таким стихотворением

(слайд №16)

             Русоволосые и сероглазые,

            лицами светлые,     сердцем славные

            Древляне, кривичи, поляне, скажите, кто вы?

            Дети: Мы – славяне!

            Своею статью все пригожие, все разные

            и все    похожие,

           Зоветесь ныне россияне.                                                                                                    

           Издревле, кто вы?                                                                                        

           Дети : Мы – славяне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"

Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...

Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».

В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....

Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Деревья леса".

Проект урока, направленного на формирование читательской грамотности младших школьников.Учебный предмет «Окружающий мир», 2 класс.Тема урока: «Деревья леса».Цель: сформировать у учащихся умение ...

проект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

В данной разрабртке постаралась проедусмотреть варианты формируемых у обучающихя УУД на каждом этапе урока...

Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` Школа России.

Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян...

Проект урока по окружающему миру "Рельеф" 4 класс

Представлен проект урока: "Рельеф Земли". Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли. Формировать умения учащихся при работе с к...