Исследовательская работа "Течет река...Пьяна"
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) на тему

Крупнова Валентина Федоровна

исследовательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyana.docx202.76 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: «Наш край»

Название работы:

«Течёт река…Пьяна»

                                      Выполнила :

                                                                 Каширина Арина,

                                                         ученица 4 «Б» класса,

                                                                      МАОУ Бутурлинской СОШ  

                                                          имени В.И.Казакова,

                                               Руководитель:

                                                                     Крупнова Валентина Федоровна,

                                                     учитель начальных классов

Контактный телефон: 950-610-85-77,

адрес электронной почты:

krupnova-valentina@mail.ru;

607440,Нижегородская область,

р.п.Бутурлино,

2016

Введение

«… Эта в сущности ничтожная

речка – одна из красивейших в

Восточно-Европейской низменности».

Академик В.В.Докучаев.

Любовь к Родине – одно из самых главных прекрасных человеческих чувств. Образ того места, где человек родился, вырос, он до конца жизни проносит в своём сердце. Красива и щедра Нижегородская земля. Как богата и разнообразна её природа! Сколько чудесных уголков, заповедных мест на её территории! 

Достаточно посмотреть на карту нашей родины, чтобы увидеть, что вся она – от края до края – пересекается синими прожилками больших и малых рек. Великий физиолог И.П.Павлов писал, что Земля, лишённая рек, потеряла бы свой зелёный растительный покров и лишилась бы всего живого. А русский писатель С.Т.Аксаков назвал наши реки «Красою природы». Реки олицетворяют течение самой жизни, по ним, точно по артериям. Мчится живительная влага, и они же служат поэтическим украшением Земли. Такой драгоценностью является река Пьяна – река нашего поселка.

Я выбрал эту тему по нескольким причинам:

1.Находится в черте поселка, поэтому легко вести наблюдения;

2. Захотел узнать об историческом прошлом реки;

3.Происхождение названия реки;

4.Эта река пользуется популярностью у местных жителей, как место отдыха и рыбной ловли.

Основная часть

Физико-географические особенности реки

Пьяна – левый наиболее значимый приток Суры, самая большая из «внутренних» рек Нижегородского Поволжья. Исток её находится в Сеченовском районе, в 30 км от Суры, а устье всего в 60 км от истока, в соседнем Пильнинском районе. Длина её 436 км. Почти половину своего пути река течёт на запад, у впадения в неё слева речки Вадок резко меняет направление на север и почти тут же на восток, и вторую половину пути идёт в этом направлении до впадения в Суру. Протекая по южным районам Нижегородского Поволжья, Пьяна принимает множество небольших по размеру притоков. Течение р. Пьяна слабое.

Ширина реки в верхнем течении 10-25 м, в среднем и нижнем – от 40 до 90 м. Глубина от 0,8 до 3 м, на отдельных плёсах до 6-7 м. В нижнем течении река судоходна. Ширина речной долины доходит до 6 км. Правый коренной склон её обычно крутой, лесистый; левый – пологий и менее высокий. Пойма в среднем и нижнем течении шириной до 2-3 км, покрыта лугами. Среди мелких притоков Пьяны многие пересыхают летом и имеют совсем безводные русла.

Период весеннего половодья на Пьянее продолжается до одного месяца. Наиболее высокие уровни воды приурочены к концу апреля. В приустьевой части Пьяны подъём обычно достигает 7-9 м, а в верхнем течении – 6-7 м. В конце мая, первой половине июня на реке наступает летняя межень, характерная самым низким уровнем воды. Этот период длится до октября. Средняя месячная температура воды в реке составляет в летние месяцы 17-200С, а максимальная в июле-августе доходит до 26-290С. В сентябре температура резко падает. Во второй половине ноября река замерзает. В среднем 140 дней река течёт подо льдом. Мощность льда на Пьяне у села Гагино наблюдается около 35 см. Река вскрывается в апреле. Питание снеговое и подземное. В верхнем и нижнем течении Пьяны на склонах и на пойме многочисленные карстовые образования в виде воронок и провалов, есть и пещеры.

Животный и растительный мир реки

Пьяна – одна из многообразнейших и живописных рек Русской равнины. Она извивается среди изумрудно-зелёных ровных луговых берегов, переходящих справа в очень высокий овражистый берег, где часто выступают на поверхность белые, желтоватые, голубоватые известняки.

Поверхность долины реки Пьяны, особенно её заливной части, нарушена массой провалов различной формы, что накладывает своеобразный отпечаток на гидравлический режим реки. Средний расход Пьяны исчисляется у села Гагино в 10,4 м/с. Большинство притоков Пьяны текут в меридиональном направлении. Из них наиболее крупными являются Чека (длина 56 км), Ежать (55 км), Вадок (49 км).

Климатические условия края отличаются наиболее сухим и тёплым летом, напоминающим лето степей. Почвенный покров Пьянско-Сурской лесостепи состоит из почв, развившихся под пологом дубовых лесов и под растительностью луговой степи. Серые лесные суглинистые почвы в основном занимают склоны водораздела Пьяна-Алатырь. На южных склонах к Пьянее распространены тёмно-серые почвы. Большую площадь занимают подзолистые почвы и выщелоченные чернозёмы.

Ещё 3-4 века назад животный мир реки был более богатым, чем сейчас. Широко встречались бобровые прудища на реках. Такими же обычными были гнездовья лебедей и диких гусей. Сейчас же на берегах р.Пьяна можно встретить лишь ондатру, водяную крысу, диких уток. Мир рыб, населяющих реку довольно разнообразен: щука, лещ, карась, карп, окунь, ёрш, краснопёрка, линь, пескарь, голавль, язь, жерех, налим. Встречаются также и раки. Из растений встречается рогоз, осока, кубышка, белая лилия и многочисленные водоросли.

Происхождение названия реки

Своё название река получила за чрезвычайно извилистое русло, которое, словно пьяное, крутится влево и вправо, то вперёд, то назад. А.П.Мельников-Печёрский в романе «На горах» писал о Пьянее, что она «шатается, мотается во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя вёрст пятьсот закрутасами да

 изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру вливается».

Известный русский путешественник академик Иван Лепёхин, который в царствование Екатерины II возглавил один из отрядов академической экспедиции в Поволжье и был на реке Пьяне, записал следующее предание:

«Течение её весьма излучисто и криво, отчего наименование Пьяная река произошло. Хотя сие происхождение названия и вероятно, однако и другую тому повествуют причину: будто бы некогда двое князей имели между собой брань, которых иные русскими, иные ордынскими почитают. Из них один одолел другогои, торжествуя о своей победе, остановился при помянутой реке. Во время торжества воины упились вином и, оставя воинский порядок, шатались повсюду. Побеждённые, услыша нестройность своих победителей, собрав раздробленные свои силы и напавши внезапно на своих неприятелей, наголову их побили и от победы над пьяными в знак памяти реку назвали Пьяною».

Пьянское побоище

Неспокойно жилось людям в пограничных княжествах. Татары (так тогда назывались тюркоязычные кочевники, населявшие евразийские степи) то крупными, то мелкими отрядами заходили на русские земли. Где дома пожгут и людей в плен уведут, где ограбят начисто: и скот возьмут, и зерно из амбаров выгребут, и мёд, и меха, и холсты – всё отнимут.

Не раз нижегородцы брались за копья и топоры и ходили в степи против татар. Да где там их догонишь!

Однажды с границ донесли, что татарский царевич Арапша с огромным войском идёт из степи. На помощь нижегородцам подошла дружина

московского князя Дмитрия Ивановича. Подождали, подождали в Нижнем, но молва о татарах умолкла, и князь Дмитрий повернул восвояси.

А тут снова гонцы доносят: за Пьяной-рекой неспокойно, татары поблизости рыщут. Вышли ратники навстречу и за Пьяной, что кружит витками да загогулинами по степи, остановились лагерем. День, два ждут – о татарах опять ни слуху, ни духу.

В лагере русских началось веселье. «Что татары? Где татары? Нет никаких татар! А если появятся, каждый из нас на сотню пойдёт!» Праздник подоспел Успеньев день. Полился хмель. Жарко стало воинам, они и доспехи разбросали по телегам, туда же побросали оружие и щиты. Песни пели, много ели битой птиВ эту ночь на сонный лагерь и налетели татары. С гиканьем, свистом, топча спящих конями, разбрасывая повозки, настигая стрелами тех. Кто бежал к Пьянее. Как говорили летописцы той поры, татары никому не давали пощады: в Пьянее топили, с маху рубили. Мало кто уцелел тогда в побоище, и остался Нижний Новгород без защиты, без помощи. Нижегородский князь Дмитрий Константинович в Суздаль убежал, за ним – его бояре. Кто из жителей успел – за Волгу переправился, в глухих лесах притаился.

Царевич Арапша подступил к городу на пятый день после пьянского побоища. Ворота крепости открытф, жителей не видать, всё добро оставлено. Два дня бесчинствовали татары в городе. Всё пожгли, что горело. Сколько золота, дорогих тканей, оружия, драгоценных сосудов погрузили на свои повозки! Сколько домов, сколько церквей пограбили!

Экологическое состояние реки

Когда-то в лесах Межпьянья обычными животными были лось, кабан, бобр, медведь. Недаром в гербе г.Сергач изображён медведь. А бобровые

гоны и лебединые ловли являлись важными статьями в доходах местного населения. Чистые и более многоводные реки и речки изобиловали рыбой. В Пьяне водилась даже стерлядь, которую вылавливали для царского стола. В конце XVIII века залесённость Межпьянья ещё составляла 25%. Сейчас восточное Межпьянье вовсе лишено лесов. Лесистость западной части составляет не более 6%. Там, где сейчас расстилаются чернозёмные пашни, 3-4 столетия назад около р.п.Уразовка, сёл Ключищи, Ендовищи и других шумели дубравные леса и река была гораздо более полноводной, широкой и глубокой, чем сейчас.

Сейчас почти вся территория Межпьянья распахана. Бассейн Пьяны представляет собой наиболее важный земледельческий район области. Во всей своей полноте и остроте встаёт сейчас проблема возрождения былой чистоты и полноводности реки Пьяны и её притоков. В начале прошлого века многие участки Пьяны были зарегулированы плотинами, которые поддерживали высокий уровень воды в реке. Плотины использовались для работы водяных мельниц, некоторые плотины использовались как местные ГЭС. Например, ГЭС у села Русские Пожарки давала электричество городу Сергачу. В связи с пуском Горьковской ГЭС водяные мельницы и плотины были разрушены. Сброс воды в весеннее половодье значительно усилился, летом река стала мелеть. Дальнейшая вырубка лесов ещё более ухудшала водный режим реки. Усилились и эрозийные процессы, быстро растут овраги. Их рост приносит большой ущерб не только сельскому хозяйству, но и способствует понижению уровня грунтовых вод и, следовательно,

понижению уровня воды в самой реке Пьяна. В связи с обмелением и загрязнением реки исчезли многие ценные промысловые виды рыб.

В.Лебедев «Речка Пьяна».

По лугам раздольным и душистым

Щедро разливая жизнь окрест,

Уж который век течёт небыстро

Речка Пьяна – гордость наших мест.

Может где-то и не всяк с ней ладит,

Видится во сне родная стать,

Плыть по этой чистой водной глади

Как шедевр природы рисовать.

Ни Кура, ни Терек наша Пьяна,

Чудо-речка средней полосы.

Только вот течёт уж очень странно

Знай петляет, словно след лисы.

И спросил я, глядя в её очи:

Как же так, ведь и одной версты,

Не петляя ты пройти не хочешь,

Иль не знаешь толком путь свой ты?

Тут плеснув хмельной водой капризно,

Отвечала речка Пьяна мне:

- Эх, милок, ужель я в этой жизни

Больше всех петляю по Земле?

Список используемой литературы

1.Липин А.Н.Пресные воды и их жизнь.М.,Учпедгиз,1950г.

2.Мельников-Печерский П.И. На горах. М., 1976.

3.Повесть о побоище на реке Пьяне (по списку Симеоновской летописи первой половины XVI в.) - lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4978Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, http://www.pushkinskijdom.ru/ - www.pushkinskijdom.ru/

Приложение

1)Река Пьяна в Бутурлинском районе

http://u10.komandirovka.bz/upload/iblock/2b9/2b9993497552c852c4930082ec0f0c5a.jpg

2)Физическая карта Нижегородской области

http://ic.pics.livejournal.com/unclesasha/11752928/299014/299014_original.jpg

3) Стихотворение В.Лебедева «Речка Пьяна»

По лугам раздольным и душистым

Щедро разливая жизнь окрест,

Уж который век течёт небыстро

Речка Пьяна – гордость наших мест.

Может где-то и не всяк с ней ладит,

Видится во сне родная стать,

Плыть по этой чистой водной глади

Как шедевр природы рисовать.

Ни Кура, ни Терек наша Пьяна,

Чудо-речка средней полосы.

Только вот течёт уж очень странно

Знай петляет, словно след лисы.

И спросил я, глядя в её очи:

Как же так, ведь и одной версты,

Не петляя ты пройти не хочешь,

Иль не знаешь толком путь свой ты?

Тут плеснув хмельной водой капризно,

Отвечала речка Пьяна мне:

- Эх, милок, ужель я в этой жизни

Больше всех петляю по Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира в 3 классе, на тему: "Река Пьяна"

Урок окружающего мира в 3 классе с мультимедийным сопровождением. На протяжении всего урока широко использовались игры, загадки. Учащиеся работали на контрольных картах, решали экологические проблемы....

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Исследовательский проект. Тема: Конструирование сценариев уроков музыки, направленных на достижение предметных и метапредметных результатов. Исследовательский проект Тема: Конструирован

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании.В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способнос...

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...