конспект урока в 1-ом классе по обучению грамоте (чтению) и окружающему миру "Закрепление изученных букв. С.Я.Маршак"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Интегрированный урок провела на городской день открытых дверей в школе.  Дети на уроке заочно посетили Ленинградкий зоопарк, вспомнили  день рождения С.Я. Маршака, повторили изученные на тот момент буквы (середина ноября)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

в 1 классе

Тема: «Закрепление изученных букв и звуков. 130 лет со дня рождения С.Я.Маршака»

Цели:

I. Формировать навыки правильного слогового, выразительного и сознательного чтения; учить узнавать графический образ букв, давать характеристику гласным и согласным звукам, учить работать с текстом, определять тему текста, его главную мысль; делить слова на слоги, правильно составлять схемы к словам, предложениям.

II. Воспитывать интерес и любовь к чтению.

III. Способствовать развитию литературно грамотной и связной речи, внимания, мышления, памяти, фонематического слуха.

Формируемые УУД: умение работать с различными источниками информации, следовать точно инструкции учителя, сравнивать, обобщать, сопоставлять, контролировать свою учебную деятельность.

Оборудование к уроку: 

слоги, карточки со слогами и словами, рисунки, раздаточный материал для выполнения самостоятельной работы, сигнальные карточки «Светофор», интерактивная доска, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

  1. Включение в учебную деятельность.

- Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок, не только потому, что родители присутствуют, ещё и потому, что я решила объединить два урока в одном чтение и окружающий мир.

Прослушайте и отгадайте загадку и после ответьте на вопросы.

За высокою оградой                                (Ренат)

В нем зверей полным-полно,

Посетителям, однако,

Их кормить запрещено. (зоопарк) (слайд 1 со словом зоопарк)

III. Постановка целей и определение темы урока.

- Кто живёт в зоопарках одним словом? (животные)

- Зачем нужны зоопарки? (для того, чтобы знать и изучать экзотических животных, привезённых из других стран, чтобы сохранить численность вымирающих видов животных)

- На какие группы делят животных? (насекомые, рыбы, птицы, звери)

-Давайте отправимся с вами в путешествие и поедем в Ленинградский зоопарк в нашем родном городе – Санкт-Петербурге.

Кстати, вопрос на «пятёрку», узнайте у родителей дома, почему город называется Санкт-Петербург, а зоопарк Ленинградский?

- А на чём поедем? (на метро)

-На какой станции метро мы живём? (Рыбацкое)

- До какой станции поедем, родители помогайте? (Горьковская) (слайд 2 – карта метро)

- Чтобы нас впустили в метро, сегодня вместо жетонов нам понадобятся знания, у нас же необычное путешествие (воображаемое)

Итак, первое задание.

IV. Работа по закреплению материала.

Фонетическая зарядка (восприятие на слух)

- Ребята подготовили стихотворение, послушайте и скажите, какие животные там встретились? Игра «Кто больше животных запомнит»

Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решёткою у льва.            (София)

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.    

С журавлём поел пшена.         (Алиса)

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.          (Настя П.)

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.           (Кирилл)

(воробей, лев, лисица, морж, слон, журавль, носорог, кенгуру, медведь и крокодил)

 (слайд 3 с фото этих животных)

- Кто из вас знает, кто написал это стихотворение «Где обедал воробей?»? (С.Я.Маршак)

- Знаете ли вы, что 3 ноября Маршаку в этом году исполняется со дня рождения 130 лет. Это известный детский писатель, ему установлен памятник в Воронеже. (слайд 4)

- А кто у него в правой руке? (воробей)

- На уроках чтения мы будем знакомиться с его произведениями и творчеством.

- Какие книги Маршака вы уже читали и знаете? (слайд 5)

Знаете ли вы, что Самуил Яковлевич начал писать первые стихи в 4 года, а в 12 лет уже писал целые поэмы!!!

Молодцы, справились с первым заданием, приехали на станцию «Горьковская», вот так она выглядит, идём до зоопарка. (слайд 6)

Нам нужны входные билеты, и опять нам понадобятся знания, а не деньги, чтобы войти в зоопарк, для этого выполним второе задание  - повторим изученное.

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Предложения состоят из?… (слов)

- Слова из…? (слогов, а те, в свою очередь, из букв или звуков)

Буквы бывают… ? (гласные и согласные)

- Какие гласные мы изучили? (показываю на наглядном пособии по ленте букв)

- Какие согласные знаем?

- Согласные бывают…? (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, вспоминаем, как это определить, каким цветом обозначается мягкость и твёрдость согласного)

- Проведём звуко - буквенный анализ слова зоопарк. Разделим слово «зоопарк» на слоги, приставьте кулачок к подбородку, произносим и считаем. Составим сначала живую схему (вызываю к доске 7 детей).

- А сейчас составьте пожалуйста схему слова зоопарк с помощью схем-карточек каждый на своей парте.

C:\Users\НАТАЛЬЯ\Desktop\схема слова зоопарк\0856aca6fdc030a5880f3e7d093c3b2f.pngC:\Users\НАТАЛЬЯ\Desktop\схема слова зоопарк\p26_algoritm_sostavleniya_zvukovoy_shemy.jpg C:\Users\НАТАЛЬЯ\Desktop\схема слова зоопарк\0856aca6fdc030a5880f3e7d093c3b2f.pngC:\Users\НАТАЛЬЯ\Desktop\схема слова зоопарк\0856aca6fdc030a5880f3e7d093c3b2f.png        (слайд 7)

Итак, мы вошли в зоопарк.

Подумайте, можно ли здесь встретить животных, отвечающих на вопрос «что?» (нельзя)

Животные – живые, нас не подпустят к ним, если мы не вспомним правила, которые надо соблюдать в зоопарке при общении с животными.

Игра третья «День-ночь»

Если я буду называть одушевлённый предмет, (отвечает на вопрос?....КТО?), то вы сидите прямо, если неодушевлённый (отвечает на вопрос «ЧТО?»), значит «ночь» (показываю, что надо опустить голову на руки, на парту).

Итак, зебра, клетка, черепаха, волк, солнце, кассир, трава, коза.

В любом зоопарке есть карта, на которой можно увидеть в какой части парка живут те или иные животные, чтобы не заблудиться. Нам эта карта откроется, если мы пройдём ещё одно испытание.

Испытание четвёртое «Определи, с какого звука начинается слово – с гласного, твёрдого согласного или мягкого согласного»

Работать будем с сигнальными карточками, какого цвета? (красного, синего и зелёного)

Попробуем, например слово «зебра». Слово начинается с мягкого согласного, [з], значит покажем зелёную карточку.

А слова мы возьмём из стихотворения С.Я.Маршака «Весёлая азбука про всё на свете», которое выучили ребята.

Только в нашу презентацию я выбрала изученные буквы, здесь неполное стихотворение. Когда мы выучим все буквы, мы будем знакомиться с этим стихотворением, чтобы знать алфавит. (видео 8)

1.

Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.

Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.                
Вера

2.

Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка - тоже.

Звезды видели мы днем
За рекою, над Кремлем...                
Артём Л.

3.

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.        
Ксюша Петрова

4.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.

Мед в лесу медведь нашел,
Мало меду, много пчел.                

5.

Носорог бодает рогом.
Не шутите с носорогом!

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.                
Алёна

6.

Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.

Роет землю серый крот
Разоряет огород.                        
Ярослав

7.

Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он.

Таракан живет за печкой,
То-то теплое местечко!                
Семёнова Н

8.

Ученик учил уроки
У него в чернилах щеки.                
Бехрузбек

- Слышали ли вы звук [ы]. (нет)

- Почему? (с этой буквы не начинаются слова (только на конце слова)

Итак, карта получена, вот она (слайд 9)

V Физкультминутка (слайд 10)

VI. Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами

  • Можно на обычной доске из карточек букв: или на интерактивной доске        (слайды 11, 12, 13, 14)

        а

        у

з        о

        ы

и

      е

Если на обычной магнитной доске, после прочтения переставляю согласный [м], [с]

  • У вас на столах лежат чистоговорки (на цветном листе),

Придвиньте листок, прочитайте птичьим базаром все вместе.

Теперь вслух все вместе, слушаем друг друга, не спешим. (слайд 15)

- Потренировались в чтении, откроем текст у вас на столах на … листках

- Прочитайте текст птичьим базаром (все вместе) (слайд 16)

Читают сильные.

- Назовите самое короткое предложение в тексте.

(Лена, а кролик ест сыр?)

-Какое это предложение? (вопросительное)

-Кто мог бы прочитать с вопросительной интонацией это предложение?

- Какого цвета кролики живут в клетке?

- Кто хозяин кроликов?

- Чем Лена кормит своих питомцев?

- А что ещё дают кроликам, мы вчера читали в тексте по чтению?

- А как вы думаете, легко ли содержать и ухаживать за кроликами?

- Как нужно относиться к своим питомцам?

А если это дикое животное в зоопарке, можно ли его кормить, это животное ведь не ваше, городское?

Живо́тное. Заимствование из старославянского, где животное произведено от живот — «жизнь»; таким образом, исходное значение этого слова — «живое существо».

-А как мы должны относиться к любому живому существу? (бережно, заботиться о нём)

Составим схему предложения

Кто хозяин кроликов?

-Кто смелый у доски это сделать?

        ?

VI. Итог урока

- Многое мы сегодня повторили, да и узнали тоже.

В заключении нашего урока-путешествия, мы же должны вернуться от какой станции назад в Рыбацкое? (от Горьковской), чтобы уехать домой, нам опять пригодятся знания вместо жетонов на проезд.

Положите перед собой листочки белого цвета, выполните задание.

Необходимо соединить цветными карандашами картинку с изображением животного и слог, с которого это название начинается

- Молодцы, ребята! Вернулись из путешествия на станцию метро «Рыбацкое». Спасибо за хорошую работу.    

Раздаю активным детям наклейки                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте. УМК "Гармония" Тема: Закрепление изученных букв.

Урок обучения грамоте по УМК "Гармония" составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тема "Закрепление изученных букв" (букв, обозначающих мягкость согласных)...

План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»

План-конспект урока письма в 1 классе на тему:«Письмо слов и предложений с изученными буквами.»...

урок обучения грамоте по букварю Андриановой "Закрепление изученного. Буквы "Ж , Ш".

конспект урока "Закрепление изученного. Буквы "Ж , Ш" с презентацией...

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв" (УМК "Перспектива" Азбука, 1 класс,1часть)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний о гласных звуках [а],[о],[у],[и],[ы],[э] и буквах, их обозначающихЗадачи урока: Дидактические:1. обобщить и систе...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Узелки на память. Повторение изученных букв и звуков" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цель урока: создание условий для закрепления знаний об изученных звуках и буквах.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о буквах и звуках;2. Закрепить умения ...