ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учеников 3 «А» класса МБОУ «СОШ №42» ЭМР Саратовской области. Тема: Как трудились люди в старину. «Маленькие ремесленники».
проект по окружающему миру (3 класс) на тему

Вострикова Татьяна Николаевна

Проектная работа проводится в группах. Класс разделился на четыре творческие группы по желанию.

 

Четыре «ремесленные мастерские»:

  1. Гончарное мастерство.
  2. Лозоплетение.
  3. Рукоделие. (Ткачество, вышивание.)
  4. Искусство художественной обработки дерева.

 

 

Итог проектной работы- составление рекламного буклета:

  1. Вписать название ремесла.
  2. Указать материал изготовления.
  3. Название изделия.
  4. Иллюстрация с изображением предмета, изготовленного в мастерской.

 

 

Завершение проекта- презентация работ.                                  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igrushki.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon remeslo.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина.

 Так ее и звали – оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой либо напасти, он брал куколку- берегиню, трижды поворачивал ее против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром».

 Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица! Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значитв нее не могли вселиться злые силы.

  Известно, что платья для куклы шили со смыслом. В наряде всегда должен был присутствовать красный цвет- цвет солнца, тепла, здоровья и радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм.

 

  В старину слово «узор» обозначало «призор», то есть «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали знаки солнца, символы плодородия и вечно живой природы.

Мастерили на Руси кукол игровых и обрядовых. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Чаще всего это были куклы- однодневки. Но даже современные психологи утверждают, что они были для ребенка прекрасным проводником во взрослую жизнь. Они учили детей фантазировать, общаться, договариваться между собой, находить общие решения, проявлять милосердие, тренировали внимание и память. Играя в куклы, дети примеряли на себя роли матерей и отцов. Перенимали и применяли бесценный опыт своих предков.

Куклы обрядовые должны были оберегать человека, его семью и хозяйство. Всем известна обрядовая кукла «Масленица». А разве огородная кукла- пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Для праздника «Ивана- купалы» мастерили куколку- купавку. Считалось, что она предсказывала судьбу девушек.

В каждом доме своими руками делали куклу- крупеничку. Она символизировала «плодородие», а значит, богатый урожай и достаток.

 

Много веков наши предки мастерили для своих детей деревянные игрушки: погремушки, дудочки, каталки, лошадки, дергунчики.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Уперается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Зарумянилась немножко

Это русская           матрешка.

Сегодня мы расскажем о самой молодой русской народной игрушке. Матрешке всего чуть больше 100 лет. Однажды в подмосковной усадьбе Абрамцево к русским художникам попала японская деревянная игрушка кокэси – это фигурка японского мудреца по имени Фукурума. Фигурка была разъемной и состояла из 5 фигурок.

В 1898 году мастер Василий Звездочкин по эскизу художника  Сергея Малютина выточил на токарном станке первую матрешку.  

 

Почему ее так назвали? В конце 19 века самое популярное в России женское имя было Матрена , ласково – Матрешка. От латинского слова матрона, что означает «мать», «почтенная женщина».

Матрешка сразу полюбилась русскому народу. Ее изготовление переехало в Сергиев Посад, а затем разошлось по всей России. В каждой местности матрешку расписывали по своему, но необыкновенно красочно.

Где он краски брал, искусный мастер?

В нивах шумных, сказочном лесу?

Создал образ неуемной страсти,

Истинную русскую красу.

За 100 лет матрешка стала самым популярным и желанным сувениром в мире.

В Москве, в Леонтьевском переулке, в доме №7 к столетию матрешки был открыт первый России музей матрешки. Есть там матрешка, которую создал Евгений Безруков, она состоит из 70 матрешек.

Наша русская матрешка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Вечера зимою длинные

И лепили их из глины.

Все игрушки не простые,

 А волшебно расписные.

Первые игрушки были вылеплены из глины. Мы не знаем точно, когда это произошло, знаем только, что очень давно. Лепили наши предки глиняную посуду, а из остатков глины, вылепили игрушечную фигурку. Палочкой нарисовали глаза, нос, рот. По телу нарисовали украшения: полосочки и точки. Положили игрушку в огонь, глина затвердела, приобрела красноватый цвет. Этими игрушками стали играть дети.

 Так возникло декоративное искусство.

А потом этих игрушек коснулись волшебные руки мастера-художника. И они заговорили. На особом языке- языке красоты.

Такие игрушки мастерили для детей по всей Руси. Но в каждой местности они имели свои отличительные особенности.

Например:

          У Филимоновской игрушки- длинная шея, украшенная полосками, солнышками и елочками.

            Абашевская (Пензинская) игрушка – одного цвета (красного, синего, зеленого, розового) Украшена позолотой.

            Дымковская игрушка- украшена геометрическими узорами на белом фоне.

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой, казалось бы , узор,

Но отвести не в силах взор.

Дымковская игрушка-свистулька, пожалуй самая любимая игрушка российских детишек. Называется она так потому, что родилась в слободе Дымково, недалеко от города Вятка. Существует легенда, как игрушка –свистулька спасла город и его жителей от врагов.

Послушайте:

 

Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи изыскали хитрость. Все жители города, даже малые дети, взяли по глиняной свистульке, и, подкравшись ночью к вражескому стану, подняли отчаянный свист. Так, наверное свистел сказочный Соловей- разбойник, от свиста которого шатались деревья и замертво падали кони. Враги решили, что их окружают подоспевшие горожанам на выручку дружины, и в страхе бежали.

 

С тех пор горожане отмечают праздник- свистунью. На котором можно купить понравившуюся вам свистульку.

Глиняная игрушка лепится на «глаз», без образца. И раскрашивается тоже без образца. Поэтому нет двух одинаковых игрушек. Каждая игрушка индивидуальна. Это придает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с игрушкой.

Барашек- свисток, левый рог- завиток,

Правый рог- завиток, на груди- цветок.

Утка Марфутка бережком идет,

Уточек- марфуточек купаться ведет.

Индя- индя- индючок, ты похож на сундучок,

Сундучок не простой- красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,

Копыта с оборкой, на спине – Егорка.



Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА учеников 3 «А» класса

МБОУ «СОШ №42»

ЭМР Саратовской области.

Начальная школа 21 века.

Окружающий мир.

Тема: Как трудились люди в старину.

«Маленькие ремесленники».

Цели и задачи урока:

  1. Формировать мировоззрения о тесной связи занятий людей в древности.
  2. Воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.
  3. Учить изложению мыслей вслух перед аудиторией.
  4. Развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь.
  5. Учить слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Проектная работа проводится в группах. Класс разделился на четыре творческие группы по желанию.

Четыре «ремесленные мастерские»:

  1. Гончарное мастерство.
  2. Лозоплетение.
  3. Рукоделие. (Ткачество, вышивание.)
  4. Искусство художественной обработки дерева.

Итог проектной работы- составление рекламного буклета:

  1. Вписать название ремесла.
  2. Указать материал изготовления.
  3. Название изделия.
  4. Иллюстрация с изображением предмета, изготовленного в мастерской.

Завершение проекта- презентация работ.                                  

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

                      Вадим Шафнер

Наши предки всегда были неутомимыми тружениками. Всю свою жизнь они трудились. С уважением относились к своему труду и труду других людей.

 Из простых материалов: дерева, металла, глины, лозы, ткани- руками ремесленников создавались произведения искусства.

Ремесленники- люди владеющие ремеслом.

- Что такое ремесло? (стр.110 Ремеслом- называют труд человека по производству предметов, необходимых для жизни: посуды, одежды, мебели.)

Стр.112 – таблица – ремесла России 17-18веков.

На Руси говорили:

БЕЗ РЕМЕСЛА - КАК БЕЗ РУК.

-Сегодня вы представляете четыре ремесленных  мастерских.

-Представьтесь, пожалуйста.

-Что изготавливают в ваших мастерских? (Игрушки)

-Сегодня вы будете иметь возможность представить ваши мастерские.

 А сейчас прочитаем в учебнике подтверждение о существовании ваших мастерских. (Стр.113)

Русская народная игрушка – является особым видом народного творчества. Традиционным, необходимым элементом воспитания ребенка. Потому, что через игру и игрушку ребенок познает мир и учится вести себя в обществе.

-Как вы думаете, когда в нашей стране появились детские игрушки? Проверим ваши предположения. (Стр.113)

-Глиняные игрушки представляет вам гончарная мастерская.

1. Презентация глиняной игрушки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.

- В мастерской лозоплетения плели лапти, корзины, хлебницы. Всякое ремесло дело сложное. И учиться начинали с ранних лет.

2. Презентация игрушки-панушки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.

- Трудятся рукодельницы в своей мастерской. И девочки тут же, помощницы. А в свободное время мастерят кукол для младших сестренок.

 

3. Презентация кукол-оберегов. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.

-А вот и мастерская обработки дерева.

4.Презентация русской матрешки. Буклет устанавливается в книжку- раскладушку.

 

Перед учениками книжка-раскладушка.

- Вот они- русские народные игрушки, согретые теплом рук мастера и маленького ремесленника. Издавна дарят они людям любовь и доброту. Сотни лет живут они с нами но и теперь они понятны любому ребенку.

 

-Как вы думаете, какие чувства испытывали мастера, которые изготавливали игрушки?

-А какие чувства испытывали дети, получавшие такие игрушки?  

-Вот почему предки наши говорили: ГДЕ ТРУД, ТАМ И СЧАСТЬЕ.

Нашу книжку- раскладушку мы выставим для ребят нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа ученика 4 класса "Минералы Земли"

Проектная работа ученика 4 класса "Минералы Земли"....

Проектная работа учеников 3 класса

Творческая работа учеников 3 класса. Цитаты о русском языке, загадки, пословицы, сочинение....

Проектная работа ученика

Проектная работа Тема: « Что за зверь, скажите братцы,может сам в себя забраться? Откуда ты -Черепаха Черри…»...

Проектная работа ученика Шевченко Андрея по теме «Ремёсла и промыслы Кубани»

Презентация к уроку кубановедения по теме «Ремёсла и промыслы Кубани». Увлекательное путешествие по Кубани....

Проектная работа Ученика 3 класса Баусова Вадима

Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современных школьников. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения и получения информации....

Проектная работа Ученика 3 класса Баусова Вадима

Мобильные телефоны прочно вошли в жизнь современных школьников. Для многих это не только средство общения, но, и средство развлечения и получения информации....