“Океан, которого нет на карте и глобусе”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок по программе ПНШ из раздела "Воздух и его свойства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Задачи урока:

  • формирование знаний учащихся о воздушном океане Земли – атмосфере, с помощью опытов показать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и в воде;
  • развитие познавательного интереса с помощью поиска дополнительной информации в литературных источниках и справочниках.
  • формирование умения работать в паре и группе, соблюдать правила поведения при проведении опытов

Планируемые результаты:

Предметные: работать с оглавлением и справочниками учебника.

Метапредметные: использование словаря учебника (УМК), процессе изучения нового материала; использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: Взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, мелкие кусочки бумаги, стаканы с водой, комочки почвы, сухари, мел.

Ход урока.

1. Организационный момент. (Слайд 1, 2)

2. Повторение изученного

Откройте оглавление учебника. Как называется глава, которую мы изучали?    (Чудесные превращения воды в природе)

Какие темы в этой главе были нами изучены? (Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки. Растворы в природе. Почему воду надо беречь?)

3. Актуализация знаний

- Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем-

Он ведь нам необходим. (Воздух) (Слайд 3)

- Как называется следующая глава учебника? (Воздух и его свойства) (Слайд 4)

- Вспомните и расскажите, как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса. Рассмотрите снимок Земли в учебнике и выскажите своё мнение. 

-Что делает Землю похожей на голубой шар? - Земля выглядит как шар голубого цвета. Этот цвет дает не только вода океанов Земли, но и воздух, окружающий планету Земля.

- Урок посвящен необычному океану, которого нет на карте и глобусе. (Слайд 5)

(На слайде тема урока "Океан, которого нет на карте и глобусе")

Задачи урока (слайд 6) -Для чего нужен воздух? (Слайд 7) Просмотр фильма "Зачем нужен воздух?"  

Слайды (8, 9)  Дети читают текст учебника на стр 96-97 по цепочке и по предложению.

- Ребята, при чтении и при просмотре фильма вам встретилось слово Атмосфера.

- Уточним значение этого слова в словарике в конце учебника.

 (стр. 125)

Атмосфера Земли – воздушная оболочка земного шара. Состоит из смеси газов – кислорода, азота, небольшого количества углекислого газа и других газов. Она защищает живые существа Земли от вредных действий некоторых излучений Солнца и метеоритов из космоса. Защищает Землю от солнечного излучения, от метеоритов.

Загадка: Океан этот не пресный и соленый, к тому же без берегов и воды.(Слайд 10)

-Каким по счету "океаном" считается воздух? (6 океаном)

- Что является "дном" этого воздушного океана? (сама Земля) (Слайд 11)

- От чего защищает атмосфера Землю? (от метеоритов, от солнца и холода космического пространства)  (слайд 12)

-Что такое метеориты? Мой помощник уточнил значение этого понятия в толковом словаре.

 Метеорит – физическое тело, представляющее собой каменно-металлическую массу, падающую на Землю из межпланетного пространства.

На пути Земли в космическом пространстве встречается немало мелких камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и избежать столкновения невозможно. Когда метеоры (так называют небольшие камни) пролетают вблизи Земли, некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час.

Если мы сильно потрем ладони друг о дужку, то они разогреются. Если потереть руку о ковёр, то она тоже разогреется. Это результат трения. То же происходит с камнями во время полёта в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли.

Однако некоторым наиболее крупным из небесных камней удаётся пробить «броню» Земли и достичь её поверхности. Камни, упавшие на Землю называют метеоритами. Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождём.

- С чем сравнивают слой воздуха, нагретый у поверхности Земли?

 ( с одеялом)  (Слайд 13)

- Где же может находиться воздух? (везде) (Слайд 14)

_ Почему мы не видим воздух? (потому что он бесцветный и прозрачный) (Слайд 15)

4. Физкультминутка (воздушные шарики)

5. Практическая работа. Работа в группе. (Слайд 19)

 -Воздух относится к неживой природе, но без него невозможна жизнь. Воздух всегда вокруг тебя. Он заполняет все пустоты в Земле – пещеры и ямы, проникает во все щели и трещины, содержится в почве, живых организмах, в воде.

-Если воздух невидим, то откуда мы знаем, что он существует?


Сейчас мы проведём несколько опытов, которые доказывают присутствие воздуха вокруг нас.

  • Для этого разделимся на группы постоянного состава. Договоритесь, кто будет ответственным за проведение опытов в каждой группе, а кто зачитает вывод.
  • Встаньте ответственные за опыты в каждой группе.
  •  Откройте ТПО на стр.36

Проведение опытов мы начнём с опыта №3, так как для получения результата потребуется некоторое время.

Опыт 3. Налейте в пустой стакан с номером холодную воду из бутылки и поставьте его в тёплое место (можно на батарею). Вернёмся к нему позже.

Опыт 1. Выложите мелкие бумажки из блюдца на стол. Взмахните веером над кусочками бумаги. Они перелетят на другое место. Почему? Посовещайтесь в группе и запишите вывод в ТПО.

Зачитайте, что у вас получилось.

Опыт 2. Опустите в стакан с водой кусочек кирпича, сухаря или мела. Что вы наблюдаете? Запишите.

1 и 2 группы выполнят этот опыт с кусочком кирпича, 3 и 4 – с кусочком сухаря, а 5 и 6 – с кусочком мела.

Зачитайте, что у вас получилось.

Опыт 3. А теперь посмотрите на стакан, в который вы налили холодную воду. Что наблюдаем? Попробуйте объяснить, откуда они взялись и записать. Зачитайте, как вы объяснили появление пузырьков?

Учащиеся используют текст в учебнике в качестве инструкции, проводят опыты и записывают в “Тетради для самостоятельных работ” результаты. Представитель каждой группы рассказывает о проведении одного из трех опытов и зачитывает выводы из тетради.

1 опыт. Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.

- Что произойдет?

- Они перелетят на другое место.

- Почему?

- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.

2 опыт. Опустить в стакан с водой комочек почвы, сухаря, мела.

- Что ты наблюдаешь?

- К поверхности воды начинают подниматься мелкие пузырьки.

- Откуда они появились?

- Когда тело опускают в воду. Она вытесняет воздух из всех щелей и отверстий, которые он занимал. В форме пузырьков воздух стремится к поверхности воды.

3 опыт. Надо налить в стакан холодную воду, поставить его в теплое место и дать воде нагреться.

- Что вы наблюдаете?

- Через некоторое время в воде и на стенках стакана появятся пузырьки воздуха.

- Откуда они взялись?

- Воздух есть в воде. Он растворен в ней.

6. Закрепление. 

Прочитайте свой вопрос. Обсудите этот вопрос в паре и договоритесь, кто из вас будет на него отвечать.

Маша попросила Мишу убрать пустой стакан. Миша сказал, что на столе нет пустых стаканов. Один заполнен водой, второй- молоком, а третий воздухом.

Как вы думаете, прав ли Миша?

- Миша прав в своих рассуждениях. Сосуды, которые нам кажутся пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

- Какой снег лучше предохраняет почву от замерзания: рыхлый или плотный? Почему?

- Рыхлый снег лучше предохраняет почву от замерзания. В рыхлом снеге между снежинками больше воздуха, чем в плотном снеге. А воздух плохо проводит тепло.

7. Задание на дом. Стр. 96 - 99 вопрос3. (выполнить опыт сделать соответствующие выводы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Разработка урока с использованием исследовательской деятельности....

“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...

“Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Презентация к уроку по теме "Океан,которого нет на карте"...

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”...

Тестовая работа по теме "Океан, которого нет на карте и глобусе"

Перспективная начальная школа, проверочная работа по окружающему миру (3 класс)...

Тема: “Океан, которого нет на карте и глобусе”

Урок «открытия» нового знания.Необходимое оборудование: ЭФУ "Окружающий мир", 3 класс по УМК "Перспективная начальная школа";компьютер учителя;гаджеты  школьн...

презентация к уроку Океан, которого нет на карте и глобусе

Авторская презентация составлена к уроку по теме Океан, которого нет на карте и глобусе....