Конспект урока "Государственный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сизова Екатерина Сергеевна

Данный урок был представлен на областном конкурсе "Педагог года 2018"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennyy_byudzhet.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:  Окружающий мир

Класс: 3

Тема: Государственный бюджет

Место урокав разделе: Чему учит экономика

Тип урока: урок изучения нового материалаи первичного осмысления

Дидактическая цель урока: восприятие, осмысление и первичное закреп​ление учебной информации по теме « Государственный бюджет»

Образовательные задачи: познакомить учащихся с понятиями: «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

Обеспечить усвоение взаимосвязи доходной и расходной частей бюджета

Формировать умения переносить знания о бюджете в повседневные ситуации.

Развивающие:

- развивать умения связно и грамотно строить свои высказывания, устанавливать причинно-следственные связи

-  развивать познавательный интерес,

- формировать культуру чтения и речи

Воспитательная:

- воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики

Планируемые результаты:

Предметные

понимать:

-определение понятий «бюджет», «доход», «расход», «налоги».

Уметь:

- объяснять, что такое бюджет, из чего он состоит.;

-устанавливать взаимосвязь между доходами и расходами

- переносить знания о бюджете в повседневную жизнь..

Использовать:

-полученные знания для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач.

Метапредметные:
регулятивные:

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-планировать учебную деятельность;

-удерживать учебную задачу в течение урока;

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний; ориентироваться в учебнике;

-уметь отвечать на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

-находить закономерности и строить логическое рассуждение,

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

коммуникативные:

-строить монологические высказывания

-работать в группах  на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).

-учиться выступать перед классом

Личностные:

- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

-уметь проводить самооценку на основе критерия успешной  учебной деятельности

-проявлять первоначальные навыки адаптации в мире (производство, экономика, деньги)

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник  Плешаков А.А. «Окружающий мир». 3 кл. 2 часть УМК «Школа России»


1. Орг. момент

Улыбнитесь друг другу, нашим гостям, подарите мне свои улыбки.

Пусть этот урок станет уроком новых достижений для каждого из вас.

Но для начала нам нужно разделиться на группы. Для этого предлагаю выбрать купюру, которая определит в какой группе вы будете.

2. Актуализация

-Как вы думаете, почему деление на группы было с помощью купюр? ……

-А Какие экономические понятия с темой «Деньги» уже знаете?

3.Целеполагание и мотивация познавательной деятельности

-Сегодня мы познакомимся с новыми экономическими понятиями.

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент выпуска новостей и определить тему урока.

Внимательно послушайте, о чём пойдет речь в сюжете.

(Просмотр фрагмента выпуска новостей 18 ноября 2011 год http://www.1tv.ru/news/economic/191353)

-О чем шла речь в этом сюжете?

-(В этом сюжете говорили про бюджет, о доходах и расходах.  )

-……………

Попробуйте Сформулировать тему нашего сегодняшнего урока

Тема нашего урока «Государственный бюджет».

(На доске появляется первая опорная табличка «Государственный бюджет»)

Определите задачи урока:

Узнаем что…. Такое гос.бюджет

Выясним для чего…. Он необходим государственный бюджет в жизни страны

4. Изучение нового. Первичное усвоение материала

Итак, сегодня мы с вами разделились на 3 группы.

Представьте, что каждая группа – министерство финансов. 

Распределите должности в своем министерстве:

  1. Министр финансов – представляет министерство
  2. Первый заместитель министра – занимаются сбором информации
  3. Второй заместитель министра
  4. Хранитель времени – следит за отведенным промежутком времени
  5. Секретарь  - занимается оформлением гос.бюджета

Приступим к выполнению 1 задачи урока.

-Из каких источников можем узнать значение незнакомого слова?

(Интернет, Толковый словарь, спросить у родителей……….)

Первое министерство -  найдет нам как объясняется слово в толковом словаре русского языка?

Второе министерство – в учебнике (с. 71.).

Третье министерство – в словаре иностранных слов.

-Итак, найдем значение слова бюджет.

Первое министерство читает нам как объясняется слово в толковом словаре русского языка?

Смета доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок. (Толковый словарь русского языка)

Второе министерство читает как в учебнике звучит это определение(с. 71.)

Бюджет – это план расходов и доходов. (Учебник)

Третье–  из словаря иностранных слов.

Бюджет - роспись доходов и расходов государства, предприятия или отдельного лица на определенный срок. (Словарь иностранных слов)

Слово бюджет пришло с английского языка  – и  переводиться  как денежная сумка.

-Какие два ключевых, важных слова  встречаются во всех  определениях.

(Доход и расход)

-Как вы понимаете слово ДОХОД? Расход?

(Это деньги, которые заработали родители в вашей семье.)

-Да, действительно, это деньги, но вы мне назвали доход и расход семьи, обэтом мы будем говорить на следующем уроке.)

-НО Сегодня нас интересуют доходы и расходы государства.

Задача министров разобраться в доходах и расходах гос.бюджета.

Начнем наше исследование: Определим из чего складываются доходы государства. Для этого нам необходимо поработать с учебником.  На стр. 72. найдите информацию из чего складывается доход государства.

Диалог: какое министерство первым готово дать ответ?

-Это - налоги.(На доске карточка -Налоги) Перечисляют виды налогов.

-Так значит из чего складываются доходы государственного бюджета - это Налоги.

-Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Но также туда поступают средства от штрафов и продаж государством нефти, газа, леса и др. ресурсов.

Сделайте вывод: Доходы государства – это деньги, которые поступили в бюджет.

-Уважаемые министры, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют).

-  Абсолютно верно, теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

Продолжаем наше исследование: "Расходы бюджета.

На стр. 72. найдите информацию из чего складывается расход государства.

Диалог: какое министерство первым готово дать ответ?

Расходы – это…….

-Сделайте вывод.  Расходы бюджета - это деньги, которые расходуют из бюджета   (на здравоохранение, образование, содержание армии, полиции, науку и культуру, охрану природы )

Теперь: У вас на столах лежат денежные сумки (кошельки) – государственный бюджет. Раскрываем их. В отделениях вашего кошелька – задание для министерства.

Используя карточки как подсказки, распределите по отделениям кошелька доходы и расходы государственного бюджета. Если у кого возникла трудность обратитесь к учебнику (с.72-73)  На все  у вас две минуты.

Две минуты прошли.

Итак, первое министерство готово озвучить свой бюджет?

второе министерство готово озвучить свой бюджет?

третье министерство готово озвучить свой бюджет?

Уважаемые министры мы справились с самой главной задачей: определили доходы и расходы гос.бюджета.

5. Физкультминутка

Пора позаботиться о здоровье. Отдохнём и проверим, разобрались ли вы в доходах и расходах бюджета на примере нашей Магаданской области.

Слушайте и выполняйте движения: если то, что я скажу будет являться доходом нашего Магаданского бюджета - встаём на носочки. Руки-вверх. Если расход -приседаем.

  1. Магаданская область  добывает золото (д)
  2. Наша страна закупила молочные продукты в Беларуссии(Р)
  3. Россия оказала гуманитарную помощь Украине (р)
  4. Магаданская область продала рыбу Японии (д)
  5. Таможня Магаданской области взимает таможенные платежи (Д)
  6. Нарушители правил дорожного движения заплатили штраф (Д)
  7. Министерство образования магадансокй области закупило новые компьютеры в Гимназию №30. (Р)

6. Первичное закрепление. Применение полученных знаний.

Переходим к следующей задаче нашего урока с вами поучимся рассчитывать расходы и доходы  государства.

(Предлагаю решить экономические задачи.)

Работа в министерствах. Время решение задачи – 2 минуты.

1 министерство.

Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета? Если

на здравоохранение выделить 10 условных единиц,

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 10 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 40 условных единиц,

а на охрану природы – 6 условных единиц.

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак

Доходы…….Расходы

2 министерство.

Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если

на здравоохранение выделить 20 условных единиц,

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 20 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,

а на охрану природы – 6 условных единиц,

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак

Доходы…….Расходы

3 министерство.

Доход  государства составляет 100 условных единиц. Каков будет расход государственного бюджета, если

на здравоохранение выделить 20 условных единиц,

на содержание армии и полиции выделить 20 условных единиц,

на науку и культуру - 10 условных единиц,

на пенсии  и пособия – 30 условных единиц,

а на охрану природы – 10 условных единиц,

на образование- 10

Решите задачу и сделайте вывод, поставив знак

Доходы…….Расходы

А теперь Будем рассуждать, делать выводы.

-Что получилось у первого министерства? Второго ? третьего?

- Какой бюджет считаете лучшим, идеальным?  (Доходы = расходам)

-Такое в государстве бывает редко, чаще нарушается это равенство, но необходимо к этому стремиться. Для этого и нужен бюджет. Поэтому государство должно заранее рассчитать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят т.е. правильно разработать бюджет страны.

Итак, мы выяснили для чего необходим бюджет - Чтобы быть готовыми к разным ситуациям  и заранее внести поправки.

7.Творческое задание. 

В этом году были выпущены новые купюры номиналом в 2000 р. И 200 р.

Вы знаете, что на каждой купюре изображены символы российских городов.

Министерствам предлагается разработать проект новой купюры номиналов в 300 рублей, используя 2-3 символа Магаданской области,  посвященной ее  65-летию.

На задание отводится – 5 минут.

Время прошло, просим министров финансов представить свой проект новой купюры.

???????????????????????????????????????????????????????????????????????????  

8. Итог урока.

Подведём итог

-Вернёмся к задачам урока.

-Поднимите руки. Кто считает, что справился с поставленными задачами?

-Кому было трудно?

-Что нам помогло выполнить поставленные задачи?

9. Рефлексия

Ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

На доске два кошелька «Все понимаю, все получится» и «Понимаю, но нужно еще поработать»,  а на столах монетки – магниты. Положите монетку в тот кошелек, который соответствует результату вашей работы на уроке.

10.Домашнее задание:

Прочитать с.71-74. Запомнить основные понятия.

Рабочая тетрадь, стр. 47 задание №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект црока по СБО на тему "Бюджет семьи"

Это конспект урока по СБО для старших классов специальной (коррекционной) школы. Он так же может быть использован на уроках в начальной школе....

План-конспект урока окружающий мир "Семейный бюджет"

Урок окружающего мира "Семейный бюджет" является интегрированным с уроком математика по теме "Сложение и вычитание многозначных чисел"....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Семейный бюджет"

По учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас"...

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...