Конспект «Дом не велик, а стоять не велит»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Писаренко Анжелика Александровна

Конспект урока по окружающему миру «Дом не велик, а стоять не велит» для 3 класса, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir_-_kopiya.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дом не велик, а стоять не велит»

Класс:3

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель: познакомить с традициями народа по ведению хозяйства.

Задачи:

образовательная –углубить представления детей о внутреннем строе семьи, познакомить со значениями новых слов, о её главе, о роли каждого члена семьи в повседневной жизни;

развивающая –развивать умение слушать и вступать в диалог;

воспитательная – воспитывать уважение к старшим, к семье.

Планируемые результаты:

Предметные: Формировать представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья; Соотносить старинные и современные традиции управления домашним хозяйством;

Личностные: Развивать интерес к учебной деятельности; Понимать нравственный смысл совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи; Осознавать важность навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу

Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос; индивидуальная работа.

Оборудование: Презентация к уроку. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Учебник «Окружающий мир»:  УМК «Перспектива» ,3 класс, 2 часть, страница 72-75; Рабочая тетрадь «Окружающий мир»:  УМК «Перспектива», 3 класс, страница 48-49.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Организационный момент

1-2 мин

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анжелика Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя.

Познавательные - воспринимать речь учителя.

2. Постановка учебной задачи.

3-4 мин.

-У нас на уроке сегодня присутствуют Аня и Ваня (на слайде). А как вы думаете, почему Аня одета в русский народный костюм? (ответы детей).

Потому что, ребята, не так давно Аня побывала в гостях у бабушки Маруси. Вернувшись в город, Аня поделилась с Ваней своими впечатлениями от сельского туризма. (Это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность). Из рассказа девочки Ваня понял, что бабушка Маруся живет в большом красивом доме, в котором имеют место быть большак и большуха. Несколько раз за день Аня принимала участие в трапезе, и случалось в семье несколько упруг. В рассказе Ани, Ване были непонятны некоторые слова, какие? (Большак, большуха, трапеза, упруг)

Известно ли вам значение этих слов? (ответы детей)

Есть ли у вас желание узнать значение этих слов и помочь Ване понять рассказ Ани? (ответы детей)

А чтобы понять их смысл, нам предстоит разобраться в хозяйстве старинного дома.

Посмотрите на слайд, прочитайте, что написано на слайде? (Дом не велик, а стоять не велит). Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

Она означает, что даже если дом не большой - каждому члену семьи найдется дело по хозяйству, дела никому не позволят сидеть без дела.

Как вы думаете, почему на слайде написана эта фраза? (потому, что это тема нашего урока)

Правильно ребята, так называется тема нашего урока.

Какие цели мы поставим на урок? (ответы детей)

Цель: Сегодня на уроке мы будем изучать особенности хозяйства в доме, знакомиться с устаревшими словами, говорить о старинных домах.

Отвечают на вопросы.

Познавательные - воспринимать речь учителя;

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности с помощью учителя;

3. Актуализация опорных знаний.

5 мин.

Давайте вспомним, какие старинные обычаи строительства дома вы знаете. Как устроен дом внутри для удобства проживания в нем людей разного возраста? (ответы детей)

Ребята, а кто знает, что такое красный угол? (ответы детей)

Да, ребята, в старинных домах, как и сейчас, у каждого было свое место, но священным местом для всей семьи, для всех родных являлся красный угол (изображения на презентации).

Иконы находились в переднем углу. Под иконами стоит стол, где находятся фотографии всех родных.

На печи в доме было место для старого дедушки и доброй бабушки, а на полотнах спала ребятня; наверху, под потолком собиралась вся семья, женщины там пряли, шили, стряпали; в люльке качали ребенка.

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Познавательные: умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;

4. Изучение нового материала.

7 мин.

Наши предки пользовались книгой «Домострой». Как вы думаете, зачем нужна была эта книга? (ответы детей)

Ребята, что бы узнать, чему учила наших предков эта книга, давайте обратим внимание на стр.72, и прочитаем, как же нам объясняет это определение «Умный Совенок»

Как же нам объяснил это слово Совенок? (Книга «Домострой» - это книга, которая учила наших предков тому, как управлять хозяйством в доме)

Ребята, вы помните, какие слова были не понятны Ване из разговора с Аней о деревне? (на слайде: большак, большуха, трапеза, упруг)

Предлагаю вам помочь Ване разобраться, что же Аня имела ввиду. Поможем?

Для этого прочитаем продолжение большого текста в учебнике, а затем ответим на вопрос, что же значат все эти слова. Читает тот, кого я спрошу. Читаем громко, выразительно, а остальные внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Читают текст и внимательно следят

Познавательные: представление о внутреннем строе семьи, её главе, роли каждого члена семьи в повседневной жизни, правилах семейного застолья;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

Личностные: понимание нравственного смысла совместной трапезы, укрепляющей духовное единство семьи

5.Физкультминутка

2 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физкультминутку.

Это лёгкая забава —

Повороты влево-вправо.

Нам известно всем давно —

Там стена, а там окно. (Повороты туловища вправо и влево.)

Приседаем быстро, ловко.

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо много приседать. (Приседания.)

А теперь ходьба на месте,

Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Практический: выполнение двигательных упражнений.

6. Первичное понимание

15 мин.

Кто же такой большак? (глава семьи)

Кого называли в старину большухой? (супруга главы семейства)

А как вы думаете, помогали дети вашего возраста своим родителям по хозяйству? В чем заключалась их помощь? (Помогали маме, папе, ухаживали за животными и т.д.)

В тексте говорится, что семья была очень трудолюбивая, они дружно трудились, чередуя труд и отдых. Как же называлось время от одной передышки до другой?(упруг) .Сколько времени он занимал? (от двух до четырех часов)

Давайте, прочитаем, что об этом говорится в тексте.

Ребята, у нас осталось еще одно слово, значения которого нам не известно, что это за слово? (трапеза)

Прочитайте значение этого слова на слайде. (ТРАПЕЗА 1.Общий стол для приёма пищи в монастыре. 2. Приём пищи, еда в монастыре.)

Молодцы, ребята, мы помогли Ване понять, о чем же ему рассказывала Аня, и он очень нам благодарен. Давайте прочитаем текст «Хлеб- соль на столе» на странице 74.

Похоже ли управление делами в старинной семье на порядок в современной семье? Чем? (ответы детей)

Выполняют упражнения.

Личностные: осознание навыков трудолюбия и уважительного, внимательного, милосердного отношения друг к другу;

Познавательные: соотношения старинных и современных традиций управления домашним хозяйством;

Познавательные: обогащение словарного запаса

7. Закрепление изученного

5 мин.

Ребята, мы уже обсудили, что каждый член семьи отвечает за свои поручения и обязанности.

Предлагаю выполнить задание в парах в рабочих тетрадях, на стр.48 задание номер №1. Давайте выполним задание номер №2.

Выполняют задания.

Познавательные: обогащение словарного запаса;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

8.Итог урока (рефлексия)

3- 5 мин.

Наш урок заканчивается. Сегодня все замечательно трудились.

О чем вы узнали сегодня на уроке? (Узнали о хозяйстве в доме, кто какие обязанности раньше были возложены на каждого члена семьи). Помогли мы сегодня Ване понять, о чем делилась Аня, побывав в гостях у бабушки? (да)

На слайде вы видите смайлики, а на партах у вас лежат бумажные круги. Нарисуйте на этих кругах смайлики, которые соответствуют тому, что написано на слайде.

Ваше домашнее задание: подготовить пересказ страница 72-75, выполнить задание под номером 4 в рабочей тетради на странице 49.

Отвечают на вопросы.

Личностные:

-объективно оценивать свою работу;

Регулятивные: подводить итог урока, делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дом не велик, а стоять не велит урок по УМК "Перспектива"

Изучение правил управления домашним хозяйством...

Конспект урока. Дом не велик, а стоять не велит (3 класс УМК Школа России)

Цель урока: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьи....

Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Дом не велик, а стоять не велит" УМК "Перспектива" 3 класс

Цели деятельности учителя: Сформировать правила управления домашним хозяйством, представление о внутреннем строе семьиПланируемые результаты:Предметные: знать правила управления домашним хозяйств...

Конспект урока окружающего мира, УМК "Перспектива", 3 класс "Дом не велик, а стоять не велит"

Цели деятельности учителя: ознакомление с традициями народа по ведению хозяйства; формирование представлений о внутреннем строе семьи.Планируемые результаты:Предметные:знать правила управления до...

Технологическая карта урока окружающего мира "Дом не велик, а стоять не велит" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование представления о правилах управления домашним хозяйством, о внутреннем строе семьи.Задачи урока:Дидактические:1.дать определения понятиям «большак», «большуха...