Технологическая карта урока Окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ибраева Диана Кайратовна

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Первые русские князья

Цели урока: способствовать формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.

Планируемые результаты:

Личностные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Предметные:-иметь представление о признаках государства;

-знать первых русских князей.

Тип урока: комбинированный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 42.docx32.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающего мира

                                                                                                                                                                 Выполнила студентка 41 группы

                                                                                                                          Ибраева Диана

                                                                                                                   Проверил:

                                                                                                                Отметка:

                                                                                                           Дата:

Технологическая карта урока

Предмет: окружающий мир

Класс: 3б

Тема урока: Первые русские князья 

Цели урока: способствовать формированию представления о первых русских князьях и их значении в становлении и развитии Отечества.

Планируемые результаты:

Личностные: высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

Предметные: -иметь представление о признаках государства;

-знать первых русских князей.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Этапы урока Методы и приёмы

Вре мя

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный: слово учителя. 

1

мин  

Воспринимать на слух информацию.  

 

К: умение устанавливать рабочие отношения 

2. Мотивационный этап

Фронтальный опрос.  

 

Актуализация знаний. Словес.: слово

учителя, беседа 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

мин  

 

 

 

 

 

 

 

Организует самостоятельную работу

– Заполните таблицу.

Даты

Событие

Возникновение княжеств

Возникновение государства

Расцвет государства

– Сверим результаты таблицы с таблицей,
составленной на прошлом уроке.

– Определим эти промежутки на «ленте времени».

В каком порядке на «ленте времени» располагаются события прошлого и настоящего?

VIII–IX конец IX X–XI

Возникновение

княжеств

Возникновение

государства

Расцвет

государства

hello_html_15729d35.png

Складывается Древнерусское государство

Предлагает детям рассмотреть карты IX, IX–XI веков.

– Что заметили?

– Почему возникла необходимость создания государства?

– Увеличилась территория. Появились границы. Столицей стал город Киев.

– Легче было жить, отражать набеги врагов

Отвечать домашнее задание, вступать в диалог с учителем.

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л:  

-умение самостоятельно делать свой выбор.  -обеспечивают ценностносмысловую ориентацию учащихся К:

-общение и взаимодействие  

-умение устанавливать рабочие отношения.  

3. Постановка

учебной задачи  

 

Словесный: учебный диалог.    

 

5

мин

 – Определите тему урока.

– На какие вопросы вы хотели бы получить ответы?

– Древнерусское государство. Русские князья.

– Действительно ли нужно было создавать государ-ство?

– Кто правил Древнерусским государством?

III. Совместное открытие новых
знаний

– Как вы думаете, что такое государство?

Организует работу в парах по заполнению схемы «Признаки государства».

Признаки государства

hello_html_1c35eee1.png

организует нужные для всего населения
виды работ


Организует чтение отрывка из произведения
А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей». (Том 1.)

– Какой можно было сделать вывод?

– О том, кто был первым правителем на Руси, вы узнаете из статьи «Первые русские князья».

– Составьте и задайте друг другу вопросы
по статье учебника.

 

Учувствовать в игре «найди своё место», работать в группе.  

 

Отвечать на вопросы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывать загадку, рассуждать.  

 

 

 

 

 

 

Выдвигать предположения о теме и цели урока. Вступать в диалог

Р:  

-принимать и сохранять учебную задачу. П:

 - строят речевые высказывания. К:  участвуют в учебном диалоге; работа в группе.  

4. Решение учебной задачи

 

Словесный метод: беседа. 

10 мин

– Первый правитель – князь Рюрик (появляется табличка «Князь Рюрик»).

– Вторым правителем был Олег (появляется табличка «Князь Олег»).

– В 882 г. князь Олег занял киевский престол. Именно он объединил Русь, сделав столицей государства Киев. При нем государство стало называться Киевской Русью.

Организует просмотр мультфильма «Песнь
о Вещем Олеге». Организует работу со словарем
 С. И. Ожегова.

– Что означает «вещий»?

– Третьим правителем был Игорь (появляется табличка «Князь Игорь») по прозвищу Жадный. Правление Игоря ознаменовалось несколькими крупными военными походами русских войск. Именно в его правление появилось официальное название Руси – Русская земля.

– Следующей правительницей стала жена Игоря – княгиня Ольга (появляется табличка «Княгиня Ольга»). Она отомстила древлянам за смерть Игоря. Прочитайте в статье учебника, как это произошло.

– Несмотря на жесткость такого поступка, летопись называет Ольгу «мудрейший из всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устроению земли». Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово-административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на отдельные административные единицы – погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных. В период ее правления Русь не воевала ни с одним из соседних государств. Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елена. Княгиню Ольгу называют духовной матерью русского народа, через нее утверждалось христианство на Руси. Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Церковь признала ее Святой, а история – Мудрой.

– Следующим правил Святослав (появляется табличка «Князь Святослав»).

– Мрачный и свирепый, Святослав с малых лет отличался волей, благородством и мужеством. Он постоянно упражнялся в верховой езде, учился владеть копьем, стрелял из лука
и вырос могучим богатырем. Одевался Святослав не как князь, в дорогие одежды, а как простой воин. Святослав был живым воплощением могучей силы. Князь-воин прожил всего
27 лет, но успел совершить шесть победоносных походов и остался в памяти русичей молодым и отважным. Отправляясь в поход, посылал сначала гонцов сказать: «Иду на вы».

– Несмотря на излишнюю жестокость некоторых князей, все они были мужественными. Являлись хорошими воинами, желали процветания земле русской.

– Результатом нашей работы стало «Родословное древо первых русских князей» (см. РМ)

– Единая страна.

– Крупному государству легче обороняться от внешних врагов, войны между племенами прекратились, появилось больше возможностей для развития хозяйства
и улучшения жизни людей
(города, дороги между ними, торговля, крупные каменные постройки). Во главе государства стал единый правитель.

Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»
(см. РМ).

– Возникла необходимость создания государства.

– Как звали первого русского князя? (Рюрик.)

– В каком городе он стал князем? (Новгород.)

– Как называли потомков Рюрика? (Рюриковичи.)

– Сколько лет правили Рюрики? (Более 700 лет.)

Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1»
(см. РМ).

– «Вещий» означает «предвидящий будущее, пророческий».

Читают отрывок из произведения А. О. Ишимовой «История России в рассказах для детей. Том 1» 
(см. РМ).

Воспринимать на слух информацию.  Вступать в диалог.  

 

 

Л:  

- воспринимать новую информацию;  - умение

4.Физ.минутка

Видеофрагмент

Выполнять движения

5. Решение частных учебных задач.

Словесный метод: беседа.

Практический: работа по учебнику,  работа с презентацией.  

 

Практический: работа по рабочей тетради.   

 

12 мин  

Организует работу с кроссвордом (см. РМ)

Решают кроссворд

Читать текст учебника; анализировать; Работать с толковым словарём.  

Отвечать на вопросы. Выборочное чтение.

 

 

Выполнять задание самостоятельно.

 

Воспринимать на слух и вступать в диалог.  

 

 

 

Р.: планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации.  К: формирование собственного мнения.

-учитывать разные мнения.

Л: обеспечивать ценностно – смысловую ориентацию учащихся.  П: строят речевые высказывания.

6. Итог урока. Рефлексия.

 

Словесный: беседа. 

 

5

мин

– Какую же роль сыграли первые русские
князья в формировании древнерусского государства?

Домашнее задание:

– Воспользовавшись энциклопедией и текстом учебника, вы должны заполнить историческую справку:

Имя князя

Время правления

Качества характера

Дела на благо страны

Рабочая тетрадь (с. 6)

– Расширяли и укрепляли границы, воевали с недругами, обкладывали данью соседние племена.

Называют основные позиции нового материала
и то, как они их усвоили
(что получилось, что не получилось и почему).

Делают анализ работы,
самооценку своей работы.

Отмечают свое эмоциональное состояние

Отвечать на вопросы учителя.  

Вступать в диалог.

Вспоминать цель,  Делиться своим мнением, уметь слушать и вступать в диалог.

 

 

 

 

 

Делиться впечатлением от урока.

 

Читать стихотворение, воспринимать на слух.  

 

 

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль. Познавательный – строят рассуждение Регулятивные – анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...

Технологическая карта окружающего мира "Екатерина Великая", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Екатерина Великая» Тип урока: комбинированный Цель урока: Развитие целостных представлений у учащихся об образе и деятельности Екатерины II, как Велико...

Технологическая карта окружающего мира "Россия вступает в 20 век", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 20.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира "Страницы истории 19 века", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 29.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира 2 класса. Тема: «В гости к осени (живая природа)»

Технологическая карта окружающего мира 2 классаТема: «В гости к осени (живая природа)»Класс: 2              Цель: 1.формировать представления об осени ка...

Технологическая карта окружающего мира "Изучение почвы" (УМК "Начальная школа 21 века, 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичных представлений о почве, её составах и свойствах посредством проведения опытовЗадачи ...