Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Саитова Виктория Валерьевна

Конспект урока. Тема: "Русь расправляет крылья" .УМК "Школа России"

Конспект урока. Тема: "Страна городов". УМК "Школа России"

Конспект урока. Тема: "Во времена Древней Руси". УМК "Школа Росии"

Конспект урока. Тема: "Трудные времена на Русской земле". УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:

                                                 Учитель: Климова Л. А

Школа: МБОУ СОШ №12

                                                 Методист:

Класс: 4 «б»

                                                 Студентка: Саитова Виктория, 41 группа

Кабинет: 208

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока: «Русь расправляет крылья»

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о возрождении Руси, подвигов защитников Руси, о Москве времен Ивана III, сравнение её со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное

Личностные:

- знать об окружающем мире;

- уметь активизировать такие качества как: мышление, коммуникативные способности, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

-словесный

-организация детей

1мин

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

- анализировать свою готовность

Л.: - воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся;

II.Актуализация знаний и мотивация

-беседа

- словестный (ответы на вопросы)

3мин

 - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках и ответим на вопросы.

- Кто такие татаро-монголы?

- Кто возглавлял войско завоевателей?

- Когда захватчики вторглись на Русь?

- Как оборонялись Русские города?

- отвечать на вопросы;

- самостоятельно строить высказывание;

- сравнивать свои ответы с ответами других

П.:- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.:-правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

III. Постановка учебной задачи

- беседа

1 мин

Кроссворд (Презентация Слайды 2-8)

  1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский (Александр)
  2. Натуральный или денежный побор, которую выплачивала Русь. (Дань).
  3. Название государства монголов (Золотая орда).
  4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев (Клин).
  5. Синоним слова «бой» (Битва).
  6. Река, на которой 15 июля 1240 года были разбиты шведы (Нева).

Ключевое слово: Калита.

IV.Открытие нового знания

- словестный

3 мин

 Работа с картой.

- Найдите на карте на стр. 61 Северо – восточную Русь. Назовите ее города. (Москва, Тверь, Ярославль).

Работа по учебнику.

- Прочитайте текст на странице 65 – 66. (Самостоятельное чтение)

- Что вы можете сказать по карте о городах Северо-Восточной части Руси? (Эти города были более безопасны для жизни, потому что они далеко расположены от Орды).

- Какие ремесла возрождались? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи).

- Какой монастырь возник около города Воронежа? (Троицкий монастырь).

- Кто его основал? (Сергий).

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил – бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть…

И вдруг Варфоломей увидел старца – Монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь потом помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовом поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов – богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергий стремился искоренить зло на земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице- Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

- отвечать на вопросы;

- анализировать;

К.:- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

V. Постановка учебной задачи и ее решение

- практический

- словесный

- работа с книгой

5 мин

А сейчас мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. Его прозвали Иван Калита – сумка, мешок, карман. Почему? Узнайте об этом, прочитав статью в учебнике «Московский князь Иван Калита».

Самостоятельное чтение. Ответ на поставленный вопрос.

- отвечать на вопросы

- воспринимать на слух информацию

- выполнять упражнения

- работать с текстом

Р.:- принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.:- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

VI. Первичное закрепление во внешней части

5 мин

- Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль)

- Какими стенами его обнесли? (Дубовыми)

Более восьми веков прошло с тех пор, как на крутом Боровицком холме, поросшем густым сосновым бором, по приказу русского князя Юрия Долгорукого построили небольшую деревянную крепость. Шел 1147 год. Эту дату принято считать основанием Москвы. Площадь того древнего поселения. по летописным источникам, из конца в конец составляла всего 30 шагов.

В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешил укрепить Москву. Построил новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 году. Обтесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 см. Эта крепость прослужила более 25 лет.

- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Монамаха – символ власти)

Московские великие князья и цари во время торжественных выходов или приемов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – круглую державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка – шапка Мономаха.

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII в. Киевский князь Владимир Мономах.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV в. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол. Его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVIIв., а в 1724 г. Шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля. (Презентация слайд15)

- Почему московского князя Ивана Даниловича прозвали Калита?

- работать с учебником

- воспринимать на слух информацию

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;

Р.: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Динамическая пауза

3 мин

Видеофрагмент.

- повторять упражнения

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Откройте тетради на станице 22, выполните 1 задание.

Могло ли такое быть? Найди одно неверное утверждение и отметь знаком  «- ». Дай устно объяснение.

1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.

2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.

3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.

4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.

- работать самостоятельно

VIII. Заключительная часть.

3 мин

 Мозговой штурм

1. Какие земли оказались более безопасными для жизни? (Северо – восточные земли, наиболее отдаленные от Орды).

2. Какие города здесь располагались? (Москва, Тверь, Ярославль).

3. Чем занимались князья этих земель? (Ставили новые города и крепости).

4. Какие ремесла возродились в этих городах? (В этих городах трудились кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, каменотесы. Особо ценились мастера, изготавливающие вооружение и доспехи).

5. Какой монастырь возник около города Радонежа? (Троицкий монастырь).

6. Кто его основал? (Сергий).

7. Кто правил в Москве в те времена? (Иван Данилович).

8. Что происходило с Москвой при его правлении? (Москва богатела и росла).

9. Как это удалось Ивану Калите? (Он сумел войти в доверие к Хану Золотой Орды и стал собирать дань со всей русской земли. Часть денег Иван оставлял в своей казне).

10. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха).

11. Какое княжество было самым сильным на Руси в те времена? (Московское княжество).

12.Чем известен в истории Иван Калита? (Он начал объединение вокруг Москвы русских земель).

- провести самооценивание

- проанализировать урок

- проанализировать работу свою и класса

- отвечать на вопросы

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Домашнее задание

2 мин

1. Прочитать текст на с. 65 – 69.

2. Подготовить сообщения о возникновении Москвы, Кремля.  

Рефлексия деятельности (по продукту)

3 мин

Закончите начатое предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

- Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Школа: МБОУ СОШ №12

Тема урока: «Страна городов»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о городах 9 – 11 веков Киеве и Новгороде.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научаться определять по карте расположение территорий Киева и Новгорода;

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:  

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому    предков.

Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

-словесный

-организация детей

1мин

Здравствуйте, дети! Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- анализировать свою готовность

Л.: - воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся;

Актуализация знаний и мотивация

-беседа

- словестный (ответы на вопросы)

3мин

– Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по древним городам Руси. Посетим мы Древний Киев с его Золотыми воротами, побываем на торговой площади Древнего Новгорода.

- Ребята! Для того, чтобы начать наше путешествие, мы должны проверить ваши знания по предыдущей теме.

- Как называется глава, которую мы изучаем? (Страница истории России)

- Какой город является столицей Древней Руси? (Киев)

- Какой князь сделал Киев столицей Древней Руси? (князь Олег)

- Что вы знаете о князе Олеге? (заключил мир между Русью и Византией)

- Что такое крещение? (обряд с помощью которого человека приобщают к христианской церкви.)

- Назовите Русского князя, который вошел в историю как креститель Руси. (Князь Владимир Красное Солнышко)

- В чем значение принятия Русью христианства? (С Христианством на Руси стали распространять грамотность, просвещение, развивать искусство и ремесла)

- Почему во многих странах первыми приняли крещение правители?

- отвечать на вопросы;

- самостоятельно строить высказывание;

- сравнивать свои ответы с ответами других

П.: - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.:-правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Постановка учебной задачи и ее решение

- практический

- словесный

- работа с книгой

5 мин

Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

Какова будет цель?

- определять тему и цели урока

Открытие нового знания

- словестный

15 мин

Нам уже известно, как жили древние славяне, какими были их жилища, как выглядели посёлки славян-землепашцев. 
Но у славян по-прежнему было много врагов, для защиты своих домов они стали строить крепости. Как вы думаете, где было самое подходящее место для строительства крепостей?

(Там, где было бы хорошо заметно врагов. Это высокий берег реки)

Да, крепость строили в том месте, где с трёх сторон её закрывала река, а с четвёртой высокий берег. Со стороны, не защищённой рекой рыли глубокий ров, его заполняли водой, так получался остров, где было безопасно строить дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, на валу ставили высокую бревенчатую ограду, брёвна ставили близко друг к другу, заостряя их верхушки. Враги не могли преодолеть незамеченными эти преграды, а для друзей через ров перекидывали мост, который в случае опасности можно было легко поднять. Такие посёлки-крепости  стали называть городами, от слова «городить, огораживать».
В таких городах жили князья со своими дружинниками да купцы с ремесленниками. Кто такие купцы и ремесленники?

(Купцы – богатые торговцы, владельцы торговых предприятий, ремесленник – человек, который занимается своим делом, ремеслом.)

Отправляемся в путешествие по Древней Руси. (Рассмотреть физическую карту и значками отметить расположение Киева)
Рассмотрим на странице 47 схему Древнего Киева, его же видим и на экране. 
Расскажите об устройстве древнего города, Киева в частности. (Территория, постройки, как можно было попасть в город) Учащиеся: Попасть в город можно было через городские Золотые ворота. 

Софийский собор – одна из достопримечательностей Древнего города Киева. Он был построен Ярославом Мудрым в 1037 году в честь победы над печенегами. Митрополит Илларион так отзывался о соборе: «Он вызывает удивление и восхищение во всех сторонах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобного ему во всех полунощных землях от востока до запада!»  Храм назвали в честь святой Софии – мудрости Божией.
Храм окружён был с трёх сторон галереями. Двенадцать разновеликих куполов образовывали композицию, группируясь вокруг самого большого купола – тринадцатого. 
Своей величиной, внутренним убранством собор производил огромное впечатление на горожан. Он вознёсся почти на высоту 30 метров над низенькими окружавшими его избами. Необыкновенная высота сводов, и мозаика и фресковая роспись стен поражала горожан, привыкших с своим тесным полуземлянкам.
Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными». Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь располагалась резиденция главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека, древнейшая на Руси, мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава мудрого в Софийском соборе была создана одна из первых школ на Руси. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

- отвечать на вопросы;

- анализировать;

К.:- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Первичное закрепление во внешней части

5 мин

Из Киева мы перемещаемся в Древний Новгород. (Рассмотреть физическую карту и отметить местоположение Великого Новгорода) Рассмотрите схему Древнего Новгорода (стр. 47)

Учащиеся отвечают.
Новгород был самым богатым городом на Руси. Он стоял на реке Волхов, что у Ильмень-озера. Новгород известен с 859 года. Название «новый город» получил после того, как горожане основали его после первого, которое было ранее в начале реки Волхов. 
Как и всякий город, Новгород одновременно был и крепостью. От незваных гостей его защищали земляной вал, ров, могучие башни. На левом берегу возвышался красавец Кремль. Кремль – центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями. На территории Новгородского кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, Софийским. Собор был построен в середине XI века. Он был главным храмом и символом города.

Чтение статьи учебника стр. 48-52.

В 1054 году умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свою территорию, за что прозван был Долгоруким. 
С его именем связана одна легенда. 
Ехал как-то Долгорукий со своею дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. Только ветки похрустывали под копытами конскими, да птица редкая с криком перелетала с дерева на дерево. Туман серый стелился средь кустарника густого. И вдруг увидел князь Юрий средь тумана зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудовища не стало. Старец один разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град.» Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, – земля сия под град новый отведена!»
И в 1147 голу на этом месте был основан новый город. Какой?

(Город Москва)

 «Это была маленькая, бедная Москва, она вовсе не походила на нашу нынешнюю белокаменную, гордую Москву, – не прошло и года от её построения. Многие её ещё называли не Москвою, а Кучковом, по имени хозяина здешних мест богатого боярина Степана Кучки» – так пишет о Москве А. Ишимова в своей книге.

Чтение статьи учебника стр. 53-57.

- работать с учебником

- воспринимать на слух информацию

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;

Р.: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Динамическая пауза

3 мин

Видеофрагмент.

- повторять упражнения

Итог урока

3 мин

Вопросы по учебнику.

- провести самооценивание

- проанализировать урок

- проанализировать работу свою и класса

- отвечать на вопросы

Р.: - анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Домашнее задание

2 мин

Пересказ.

Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

Закончите начатое предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

- Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                                                                                                                                                                       Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                                        Саитова В.В

                                                                                                                                                                        Проверила: Климова Л.В

                                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                                        Дата: 19.03.18.

Челябинск, 2018



Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «Б»

Школа: МБОУ СОШ №12

Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цель урока: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания

Планируемые результаты:

Предметные:

- научаться определять по карте расположение территорий Древней Руси по векам;

- узнают о русских князьях

- уметь давать определения некоторым историческим терминам.

Личностные:  

- уважение к культуре, быту, историческому прошлому    предков.

Понятия:

Оборудование: «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова.

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап самоопределения к деятельности

-словесный

-организация детей

1мин

Здравствуйте, дети! Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

- анализировать свою готовность

Л.: - воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся;

Актуализация знаний и мотивация

-беседа

- словестный (ответы на вопросы)

3мин

Проверка домашнего задания.

- отвечать на вопросы;

- самостоятельно строить высказывание;

- сравнивать свои ответы с ответами других

П.:- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.:-правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Постановка учебной задачи и ее решение

- практический

- словесный

- работа с книгой

5 мин

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всегда ссоры да драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие «Во времена Древней Руси»

- Как вы думаете, какова будет цель урока?

- определять тему и цели урока

Открытие нового знания

- словестный

15 мин

 В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на другой, чтобы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей, защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая, что он обладает какой-то силой, прозвали его Вещим.

Работа с учебником с 42

Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. (Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)

Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)

Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

Работа с картой.

Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)

А как вы думаете, почему территория увеличилась? (Князь завоевывал земли.)

Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть, путешествуя I по реке Днепр? 

- отвечать на вопросы;

- анализировать;

К.:- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

Первичное закрепление во внешней части

5 мин

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру|г от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  • Известны ли вам эти имена?
  • Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  • Кого называют богатырем?

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.        

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог-бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, другом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы        
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.        

Огонь, думали язычники , передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими ( греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося    
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

Работа с учебником        

  • Прочитайте текст на с 44
  • какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  • За что его так прозвали?
  • Назовите русских богатырей.
  • Почему народ сложил о них сказания и былины?
  • Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

- работать с учебником

- воспринимать на слух информацию

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;

Р.: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Динамическая пауза

3 мин

Видеофрагмент.

- повторять упражнения

Итог урока

3 мин

Работа в группах по карточкам
Карточка 1.        

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей 
Древней Руси.        

2. С какими морями их связывали водные пути?        
Карточка 2

/.  На берегу какой реки возник город Киев?

2.  Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/.  Чем занимались князья?

2.  Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/.  Почему народ называл князя Олега вещим?

2.  Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У.  Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/.  Чем язычество отличается от христианства?

2.  Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

- провести самооценивание

- проанализировать урок

- проанализировать работу свою и класса

- отвечать на вопросы

Р.: - анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Домашнее задание

2 мин

Ответить на вопросы учебника с. 45

Рефлексия деятельности (по продукту)

2 мин

Закончите начатое предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

- Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                                                                                                                                                                       Выполнила студентка 41 гр.

                                                                                                                                                                        Саитова В.В

                                                                                                                                                                        Проверила: Климова Л.В

                                                                                                                                                                        Отметка:

                                                                                                                                                                        Дата: 12.03.18.

Челябинск, 2018

Карточка 1.        

1. Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей 
Древней Руси. 

2. С какими морями их связывали водные пути?   

     
Карточка 2

/.  На берегу какой реки возник город Киев?

2.  Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему?

Карточка 3

/.  Чем занимались князья?

2.  Какой русский князь знаменит своими походами?

Карточка 4

/.  Почему народ называл князя Олега вещим?

2.  Как происходило крещение Руси?

Карточка 5

У.  Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру?

 Карточка 6

/.  Чем язычество отличается от христианства?

2.  Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?



Предварительный просмотр:

Дата:

                                                 Учитель: Климова Л. А

Школа: МБОУ СОШ №12

                                                 Методист:

Класс: 4 «б»

                                                 Студентка: Саитова Виктория, 41 группа

Кабинет: 208

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»

Цели деятельности учителя: 

- сформировать представление о военном деле на Руси;

- познакомить с героическими страницами истории Отечества.

 Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

- знать об окружающем мире;

- уметь активизировать такие качества как: мышление, коммуникативные способности, умение сравнивать, анализировать, оценивать, выбирать главное.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютерная презентация, видеофрагмент “Ледовое побоище”, дополнительный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

-словесный

-организация детей

1мин

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

- анализировать свою готовность

Л.: - воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся;

II.Актуализация знаний и мотивация

-беседа

- словестный (ответы на вопросы)

3мин

 Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Это стихотворение “Русь” написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин.

Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? (мнение детей)

А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? (мнение детей)

Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?

- отвечать на вопросы;

- самостоятельно строить высказывание;

- сравнивать свои ответы с ответами других

П.:- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.:-правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

III. Постановка учебной задачи

- беседа

1 мин

Кто может сформулировать тему урока?

Тема урока “Трудные времена на русской земле”

Кто сформулировал цель урока?

Цель урока:

познакомиться с героическими страницами истории Отечества, узнать, как Русь отстаивала свою независимость, познакомиться с именем великого полководца.

Проверка домашнего задания

Но сначала повторим то, что изучали на прошлом уроке.

IV.Открытие нового знания

- словестный

3 мин

Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?

Кто управлял городами?

Что вы можете сказать о некоторых князьях?

Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. (щелчок) Первым русским городом была Рязань. (щелчок) К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединились в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.

- отвечать на вопросы;

- анализировать;

К.:- уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

V. Постановка учебной задачи и ее решение

- практический

- словесный

- работа с книгой

5 мин

(детям раздать документ № 1 и вопросы для каждой группы) (время для подготовки 2 минуты).

 1-я группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

Кто такие монголо-татары? (слайд 7)

Какие у них были жилища? (8 слайд – юрты)

В чем заключалась сила монгольских племен? (9 слайд – монголо-татары воины)

2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.

План:

Кто возглавлял войско завоевателей? (10 слайд)

Какое княжество подверглось первому удару?

Почему пала Рязань?

3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

Какие еще города заняли монголо-татары? (11 слайд карта – 4 щелчка)

Что вы узнали об обороне Козельска?

Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? (мнение всех детей).

- отвечать на вопросы

- воспринимать на слух информацию

- выполнять упражнения

- работать с текстом

П.:- осуществлять для решения учебной задачи операции анализа.

К.:- четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Р.:- принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П.:- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

VI. Первичное закрепление во внешней части

5 мин

Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

Вспомните! Какой город не пострадал от нашествия хана Батыя?

В то время, как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.

Подумайте! Почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?

Задание: Прочитайте текст, (документ № 2) и ответьте на следующие вопросы:

Задание группам.

1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?

2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? (13 слайд битва с Биргером)

3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? (14 слайд Невский)

Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда.

- работать с учебником

- воспринимать на слух информацию

П.: высказывать предложения, обсуждать проблемные вопросы;

Р.: принимать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Динамическая пауза

3 мин

Видеозапись.

- повторять упражнения

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

4 мин

3. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.

Александр Невский перед решающим сражением отправил на земли, занятые немцами, разведчиков. И я предлагаю вам тоже стать разведчиками… Но разведку вам придется вести в тексте. Вы выполните задачу «Разведывательного центра», если отыщите переносное значение выражения «подложить свинью». Прочитайте текст и ответьте на послетекстовый вопрос. (документ № 3).

Выберите, что по-вашему мнению, в переносном смысле означает выражение «подложить свинью»:

А) построиться клином;

Б) подготовить, сделать большую неприятность кому-либо;

В) разбить неприятельские войска.

Мы с вами узнали, как строились немецкие рыцари перед боем. Как вы думаете, в таком построении где было самое сильное место? (острие клина). А слабые места? (сзади и сбоку).

Об этом знал и Александр Невский. Посмотрите внимательно следующий фрагмент и скажите, как Александр построил свои полки. Чем же закончилось это сражение?

(видеофрагмент «Ледовое побоище»).

- работать самостоятельно

VIII. Заключительная часть.

3 мин

- Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: (слайд 19) «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

-Почему русские сумели победить рыцарей?

-Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?

-Что вы можете сказать о событиях 13 века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события 13 века.

Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

- провести самооценивание

- проанализировать урок

- проанализировать работу свою и класса

- отвечать на вопросы

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Домашнее задание

2 мин

1. Прочитать текст на с. 59 – 64 учебника.

2. Выполнить задание 2, 5 на с.21-22 рабочей тетради.

Рефлексия деятельности (по продукту)

3 мин

Закончите начатое предложение:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Теперь я могу…

- Было трудно…

- Я поставил себе на уроке отметку…, потому что…

- Я считаю, что дома мне надо …, так как…

Р.:- анализировать собственную работу. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Р.:- анализировать собственную и нашу проделанную работу.

Приложении 2

Документ 1

В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С Азии пришло монголо-татарское войско. Монголо - татары – это кочевые (переезжавшие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два – три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух – трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, а на шестой – пала. Крепко бились горожане, но не смогли одолеть врага. Взяли монголы город и убили всех жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали заживо в огонь.

Вслед за Рязанью монголо – татары заняли Владимир, Тверь, Москву. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города.

Следующей целью монголов был Новгород. Этот богатый город очень привлекал захватчиков. Но началась весенняя распутица, растаяли ледяные дороги, широко разлились реки. И хан решил поберечь силы своего войска. Оно было все еще очень велико, но понесло большие потери. Завоеватели повернули на юг. На пути их встал городок Козельск. Этот маленький город враги штурмовали семь недель4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли. С тех пор монголы стали называть Козельск «злым городом».

Русь покорилась монголо-татарам, потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности – его воинская сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Врага нужно было встречать кулаком, а Русь встретила «растопыренными пальцами». Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет платили русские люди дань Золотой ОрдеДвести лет понадобилось русским людям собрать силы и прогнать врага со своей земли.

Документ 2

Летом 1240 года шведский отряд на 100 кораблях вошел в устье реки Невы.

Шведы послали гонцов в Новгород, где в это время княжил 19-летний Александр, правнук Юрия Долгорукого, сказать ему: «Иди сражаться со мною, если смеешь; я уже на земле твоей».

Александр не стал терять время на сбор большого войска, а сказал своим дружинникам: «Нас немного, а враг силен. Но Бог не в силе , а в правде: идите следом за вашим князем».

Утром, воспользовавшись туманом, русские войска скрытно подошли и внезапно напали на шведский лагерь.

Благодаря смекалке, мужеству, храбрости и отваге молодого полководца, к вечеру шведы были на голову разбиты.

За эту победу не Неве князя Александра прозвали Невским.

Документ 3

Обычно немецкие рыцари перед боем строятся тупым клином, «кабаньей головой». Острие и стороны «кабаньей» головы составляют закованные в железо рыцари на конях. Внутри «кабаньей головы» стоят пешие воины. В бою обычно мощным ударом клин рассекает строй противника, дробит его на части и обращает в бегство. Далее пешие воины преследуют и по частям уничтожают убегающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...