Праздник Урожая
методическая разработка по окружающему миру на тему

СМИРНОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Праздник Урожая,посвященный осеннему сбору плодов и времени года "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Праздник43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщающее внеклассное мероприятие-

праздник «Праздник Урожая»

Цели и задачи:

  1. Обобщить знания, умения, навыки учащихся по выразительному чтению лирических стихотворений, загадок, примет, половиц.
  2. Обобщить знания учащихся о фольклоре (загадки, приметы, пословицы).
  3. Обобщить знания учащихся о природных явлениях времени года – осень.
  4. Обобщить знания учащихся о лексическом строе русского литературного языка (фразеологизмы, антонимы, синонимы, сравнения).
  5. Воспитание любви к природе и родному языку.
  6. Развитие творческих и коммуникативных способностей, любознательности, универсальных учебных действий.

  1. Вступительное слово учителя.

             

 -Здравствуйте, дорогие ребята, гости, родители!

Мы сегодня собрались на праздник, который проходит осенью, после сбора урожая плодов, овощей, ягод, фруктов, грибов, хлеба – «Праздник Урожая».

В нашем классе многие ребята любят время года – осень.

Мы много трудились, готовились к этому «Празднику Урожая» и сегодня подведём итог нашей работы.

У нас накопился богатый материал об осени: пословицы и поговорки, приметы, загадки, стихи, гербарии.  Весь этот материал мы оформили в книжечки. Ребята написали сочинение на тему: «Осенняя пора», учили лирические стихотворения русских поэтов об осени, работали со словарями, нарисовали рисунки на тему: «Осень», писали «Синквейн».

На уроках и во внеклассное время ребята изучали работы одноклассников. Сегодня мы хотим поделиться своими накопленными знаниями и умениями, а накопленный богатый материал положим в свои портфолио.

Праздник начинается!

  1. Сценарий к осеннему празднику:

«Праздник Урожая»

(Проведение – середина или конец ноября)

Ведущий:             -Осень! Как хороша золотая осень с её  

                        разноцветным  нарядом – яркой окраской деревьев,

                        богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба

                        и  овощей!

1-ый Уч-к:      Сбросили рубашки….-

                         Верная примета,

                         Что уходит лето.

                         Не хотят, как видно,

                         Умницы – ромашки,

                         Чтобы дождь осенний

               Намочил рубашки

2-ой Уч-к:        Бродит в роще листопад

                          По кустам и клёнам,

                          Скоро он заглянет в сад

                          Золотистым звоном.

3-ий Уч-к:               Вьётся в воздухе листва,

                          В жёлтых листьях вся земля

                          У окошка мы сидим

                          И глядим наружу.

                          Шепчут листья: «Улетим!»

                          И ныряют в лужи.

4-ый Уч-к:        Соберём из листьев веер,

                          Яркий и красивый.

                          Пробежит по листьям ветер,

                          Лёгкий и игривый.

5-ый Уч-к:        И послушно ветру в след

                          Листья улетают.

                          Значит, лета больше нет,

                                          Осень наступает.

        Танец листьев. Музыка  Чайковского П.И.

Ведущий:               Смотрите, сколько  листьев у нас стало!

                                Но они не простые, они с загадками.

1-ая дев. -листик:  Она под осень умирает

                                И вновь весною оживает.

                                Коровам без неё -  беда,

                                Она их главная еда.                   (Трава)

2-ая дев. -листик:  Без рук, без ног.

        В дверь стучится,

        В избу просится.                        (Ветер)

3-ая дев. -листик:  Пришла без красок и без кисти

                                И перекрасила все листья.          (Осень)

4-ая дев. -листик:  Кто всю ночь по крыше бьёт,

                                да порстукивает,

                                И бормочет, и поёт, убаюкивает?  (Дождь)

2-ая дев. -листик:  Сидит – зеленеет,

                                Падает - желтеет,

                                Лежит – чернеет.                            (Лист)

Ведущий:              - Молодцы, ребята! Загадки отгадали.

6-ой Уч-к:        Славная осень! Здоровый, ядрёный

                                Воздух усталые силы бодрит;

                                Лёд неокрепший на речке студёной,

                                Словно как тающий сахар, лежит.

7-ой Уч-к:        Около леса, как в мягкой постели,

                                Выспаться можно – покой и простор.

                                Листья поблекнуть еще не успели,

                                Желты и свежи лежат, как ковёр.

Все:                      -Славная осень! Приди к нам, приди!

Под звуки музыки входит Осень.

Осень:          - Здравствуйте, ребята!

                       Очень много хорошего я услышала о себе. Сегодня в гости

                       к вам я пришла не одна. В году 12 месяцев,  три из них

                       осенние.

                       - Встречайте их друзья!

Входит сентябрь.

Сентябрь:      -Я – первый!

                       Ясным утром сентября

                       Хлеб молотят сёла,

                       Мчатся птицы за моря,

                       И открылась школа.

Дети говорят народные приметы и пословицы о сентябре.

Сентябрь – отлётная пора.

В сентябре – одна ягодка, да и та горькая рябина.

Сентябрь – чародей цвета.

Сентябрь – пора золотой осени.

Сентябрь:      - В сентябре Осень то ласкает тёплым солнышком, словно

                        играя в лето , то мелким холодным дождем напоминает:

                        скоро зима.

Ведущий:   -   Вижу я: на горизонте

                       Туча по небу летит.

                       Поскорей раскрою зонтик,

                       От дождя он защитит.

                       Всех, всех, всех под зонтик спрячу,

                       Как же может быть иначе?

Раскрывает зонтик.

Звучит музыка, дети исполняют танец «Капельки дождя»

Входит Октябрь.

             

Октябрь:        - А я месяц первого снега, первых холодов.

                        Меж редеющих верхушек

                        Показалась синева.

                        Зашумела у опушек

                        Ярко жёлтая листва.

                        Иду не слышно. Треснет мелкий

                        Отвалившийся сучок,

                        И хвостом махая, белка

                        Лёгкий делает прыжок.

                        Стала ель в лесу заметней,

                        Бережёт густую тень.

                        Подосиновик последний

                       Сдвинул шапку набекрень.

Дети говорят пословицы и приметы об октябре.

Перед близкими холодами птицы торопятся на юг.

Октябрь землю покроет: где листком, где снежком.

В октябре лист на дереве не держится.

Октябрь: (под музыку П.И. Чайковского)

                        Летят над полями последние стаи.

                     Последние листья в лесу облетают.

                     И солнце, едва пробиваясь сквозь тучи,

                     Роняет последний негреющий лучик.

Выходит Ноябрь.  

Ноябрь:         Уж небо осенью дышало,

                       Уж реже солнышко блистало,

                       Короче становился день,

                      Лесов таинственная тень

                      С печальным шумом обнажалась.

                      Ложился на поля туман,

                      Гусей крикливых караван

                     Тянулся к югу: приближалась

                     Довольно скучная пора;

                     Стоял ноябрь уж у двора.

Дети говорят пословицы и приметы о ноябре.

                             

Дети:             Ноябрь – последний календарный месяц осени.

                      Ноябрь – ворота зимы.

                      В ноябре зима с осенью борются.

                      Холоден батюшка - октябрь, а ноябрь и его перехолодил.

Ведущий:    - Добро пожаловать к нам на праздник!

                      Собирают осенью урожай плодов.

                      Много людям радости после всех трудов!

(Входят: арбуз, капуста, 2 моркови, лук, огурец, петрушка, подсолнух, кукуруза)

Осень:       -  Урожай у вас хорош!

                     Уродился густо!

8-ой уч-ик:   Над лугами рассвело,

                      Спрятались туманы!

                      Ну, а солнце тут как тут:

                      Припекает грядки,

                      Смотрит, как плоды растут,

                      Всё ли здесь в порядке…

Ведущий:     Вот шагает к нам бутуз –

                      Спелый сахарный арбуз,

                      Гордый,

                      Руки в боки,

                      Круглый,

                      Толстощёкий.

Арбуз:          Я, друзья, недаром гордый:

                      Сверху я зелёный, твёрдый,

                      Но зато внутри –

                      Веселей зари

                      Не разбейте ненароком –

                      Брызну красным сладким соком.

Дети:             Не хвались – Арбуз!

                       Не гордись – Арбуз!

Дети все:       Не хвались – Арбуз!

                       Не гордись – Арбуз!

                       Может, ты ещё

                       Нехорош  на вкус.

                       Скоро мы тебя

                       Вновь проведаем,

                       И попробуем,

                       И отведаем!..

Ведущий:       Поглядите –

                        Вот кочан,

                        Вот кочан капусты:

                        Сто одёжек и тюрбан,

                        И внутри не пусто.

Капуста:        Я, друзья, кочан капустный

                       Необыкновенно вкусный.

                       Я с макушки побелел,

                       Я уже вполне поспел.

                       Хоть варите,

                       Хоть солите,

                       Поступайте, как хотите.

                       Я хрустящ и свеж –

                       Режь ножом и ешь!

Дети:             Молодой Кочан,

                      Дорогой Кочан,

                      Не тужи – тебя

                      Мы положим в чан,

                      И засолим впрок,

                      И наварим щей,

                      Подадим на стол,

                      Угостим гостей . (Друзей)

Ведущий:    - Гляньте-ка на двух подруг,

                      На красные обновки…

                      Шире круг!

                      Шире круг!

                     Танцуют две морковки!

(Танец морковок)

Морковки:    Мы нарядны и стройны,

                      И, конечно, всем нужны.

                      Всем мы дороги и любы.

                      Поострее были б зубы.

                      Нет, не всяким едокам

                      Мы, морковки по зубам!

Дети:            Вы, морковочки, вкусны,

                     Вы, морковочки, сочны

                     Вас, морковочки дорогие

                     Есть мы будем до весны.

                     Во дворе и за столом

                     Сладим с вами, разгрызём!

Ведущий:     - Слышите?

                       Смеётся лук.

                       И говорит:

                      - «Потеха!»

                      Отчего ты,

                      Милый друг,

                      Давишься от смеха?

Лук:             Не морковь я,

                     Нет, я – злюка!

                     Стоит вам отведать лука –

                     Слёзы потекут рекой,

                     Я на грядке самый злой!

Ведущий:     Не сердись лучок,

  (Дети)         Не ершись, лучок,

                      Все мы любим лук,

                      Полезай в горшок.

                      Будет суп вкусней.

                      И салат – острей.

                     Ты по вкусу нам –

                     Полезай скорей!

Ведущий:     Это что за молодец

                      И кто его подружка?

                      Это толстый огурец

                      И тонкая петрушка.

Огурец:        Я  превосходный огурец –

                     Зелёный,

                     Крупный,

                     Сладкий.

                     Мне надоело, наконец,

                     Лежать на чёрной грядке!

                     А что вы скажите о ней?

                     Не правда ли, дурнушка?

                     А хвост?

                     Мышиного длинней!

                     Ни дать, ни взять –

                     Петрушка!

Дети:              Не сердись, огурец,

                        Не бранись, Огурец,

                        Мы в лукошко

                        Положим тебя,

                        Молодец, ну чего ты в подружке

                        Дурного нашёл?

                        Не пора ли тебе и Петрушке

                        На стол?

Ведущий:       А вот, уставясь в облака,

                        Подсолнечник идёт…

                        Приятель,

                        Ты не свысока

                        Глядишь на огород?

Подсолнечник:   Я не занёсся высоко,

                             Я нос не задираю…

                             Вы думаете, мне легко

                             Кормить воронью стаю?

                             Вороны надо мной снуют,

                             Клюют без передышки…

                             А где же семечки возьмут

                             Вот эти ребятишки?

Дети:              Не страдай, Подсолнух,

                        Не скучай, Подсолнух,

                        Дай нам семечек твоих

                       Чёрных,

                       Сладких,

                       Полных…

                       Рады мы тебе помочь,

                       Слышите, обжоры?

                       От  Подсолнечника прочь

                       Улетайте, воры!

Ведущий:      Вот, кряхтя от груза,

                       Идёт к нам кукуруза.

                       Что желаешь труженица?

Кукуруза:      Дождь мне нужен проливной,

                       Истомил нещадный зной,

                       Голова  кружится!

Дети:            Дождик длинноногий,

                     Ступай на все дороги!

(Пробегает дождик. Стихи)

Рады, рады все травинки,

И колосья и цветы,

Что веселые дождинки

Звонко льются с высоты!

               В октябре, в октябре.

               Частый дождик на дворе.

               На лугах мертва трава,

               Замолчал кузнечик,

               Заготовлены дрова

               На зиму для печек.

Ведущий:  -    Капля, капля,

                       Кап – кап – кап…

                       Кто не вымок,

                       Кто не слаб,

                       Становись в хоровод!

                       В пляс –

                       Весёлый огород!

Овощи, месяцы, Осень становятся в хоровод и танцуют.

Осень:        - Чтобы быть здоровым, сильным,

                     Надо овощи любить

                     Все, без исключенья,

                     В этом нет сомненья.

-А на прощанье я хочу узнать, кто из вас самый наблюдательный?

- Кто собирает яблоки спиной?                                  (Ёж)

- У кого щека вместо мешка?                                     (У бурундука)

- Листья каких деревьев осенью краснеют?   (Листья осины, рябины, черёмухи)

- У какого зверя в листопад появляются детёныши?   (У зайца)

- Как их называют?                                                        (Листопадники)

                   Почему грибы на ёлке

                   На сучках сидят верхом

                   Не в корзинке, не на полке,

                   Не во мху, не под листком –

                   У ствола и среди веток

                   На сучки они надеты.

                   Кто построил их так ловко?

                   Кто с грибов очистил сор?

Дети:         Это белкина кладовка,

                   Это белкин летний сбор!

Похвала детей, благодарность им за труд и хорошее выступление. Осень благодарит детей.

Сюрприз для Осени.

        -Осень, мы приготовили для тебя сюрприз!

Хотим тебе показать, чему мы ещё научились, что мы ещё умеем и знаем о тебе.

                       

  1. Обсуждение в группе, выделяете одного человека для ответа, готовность показываете «домиком», название группы на осеннюю тему.

Придумайте, пожалуйста, название своей группы.

1 группа   -       Грибы    -   Осенняя пора

2 группа   -       Овощи    -   Славная осень

3 группа     -     Фрукты  -   Жёлтые листья (Листопад)

4 группа    -      Ягоды     -    Золотая осень

Работа в группах разного уровня сложности.

1 группа:   «Фразеологизмы»  . (Крылатые выражения)

- Вспомните, какие вы знаете фразеологизмы, содержащие слова, называющие овощи, фрукты, ягоды, явления природы.

(Оставить на бобах, горе луковое, после дождичка в четверг, при царе Горохе,  развесистая клюква, чучело гороховое, шут гороховый, яблоко раздора, назвался груздем – полезай в кузов).

2 группа:    « Антонимы».

Подберите к данным словосочетаниям об осени противоположные по смыслу словосочетания.

Безлиственная – лиственная,      Золотая – серая,

Дождливая – сухая,                      Нарядная – скучная,

Запоздалая - ранняя

3 группа:    « Синонимы».

Подберите к данным словосочетаниям об осени близкие по смыслу и значению словосочетания.

Нарядная осень – цветная осень,       Морозная – хрустальная,

Малооблачная – туманная,                 Погожая – прекрасная,

Плодоносная – урожайная,                 Янтарная – пламенная,

Благодатная – славная.

4 группа:    « Сравнения».

Прочитайте предложения, найдите сравнения, подчеркните.

  1. Оглядись! Какая красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки.
  2. Желтизна берёзок будто золотая.
  3. Стоит на берегу лес, густой, как стена.
  4. Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка.

                         Назовите эти два предмета, явления.

1 группа     - Назовите, пожалуйста, поэтов, которые написали стихи об

                        осени. (А. Твардовский, А. Пушкин, Е. Трутнева,

                                  М. Лермонтов, Н. Рубцов, К. Бальмонт, А. Майков)

2 группа      - Назовите, пожалуйста, писателей, которые написали свои

                          произведения об осени. (М. Пришвин, Г. Скребицкий,

                          Э. Шим, Н. Сладков, А. Пушкин, И. Соколов-Микитов,

                          В. Бианки)

3 группа       - Прочитайте выразительно любое лирическое стихотворение

                           об осени.

4 группа        - Соберите пословицу об осени.  Зачитайте:

Осень – погоды перемен восемь

Цыплят по осени считают.

                         

                           Как вы понимаете смысл пословицы?

Последнее итоговое задание для всех групп.

Напишите, какое время года на дворе. (Осень)

- Какая она осень?

- Что осень делает?

- Какие изменения происходят в природе в это время года?

(Осень красит листья в яркие цвета.

Осенью листья с деревьев опадают.

Птицы улетают в тёплые края.

Осенью собирают богатый урожай.)

4

Осень:    -  Молодцы ребята! С заданиями справились успешно. А теперь я вас награжу по-царски. Добро пожаловать на осенний пир. Дорогие гости, родители приглашаю вас всех за богатый стол!

5

-Ребята! Скажите, пожалуйста, а чего самого главного, самого дорогого для каждого человека, самого важного не хватает на столе. За какой урожай идёт тяжёлая, трудная, жаркая битва?      (На столе не хватает хлеба)

Хлеб – всему голова!

- Давайте «позовём»  хлебушек.

- Хлебушек, хлебушек приди к нам, приди! (3 раза)

- Не идёт к нам хлебушек, позовём дружнее!

(Выносится хлеб – всему голова)

                                     

                                         Аплодисменты.

                                             Материал:

                                Фразеологизмы

Горе луковое – мелкие печали, огорчения, не заслуживающие слез.

 После дождичка в четверг – обещания невыполнимые, напрасные,

                                                  несбыточные, неизвестно когда исполнятся.

При царе Горохе -  недоверие ко всему, очень давно в старину

                                                   произносили с иронией.

Развесистая клюква – неправдоподобные, фантастические описания

                                       русской жизни.

Чучело гороховое – несуразно и безвкусно одетый, вызывающий всеобщие

                                   усмешки (пугало устанавливаемое на гороховых полях

                                   для отпугивания птиц).

Яблоко раздора – ссора, разногласия,

Назвался груздем – полезай в кузов – Дал обещание, обязательство. Взялся

                                                                 за дело – должен выполнить.

                                        Антонимы

Безлиственная – лиственная,      Золотая – серая,

Дождливая – сухая,                      Нарядная – скучная,

Запоздалая - ранняя

                               

                                     Синонимы

Нарядная осень – цветная осень,       Морозная – хрустальная,

Малооблачная – туманная,                 Погожая – прекрасная,

Плодоносная – урожайная,                 Янтарная – пламенная,

Благодатная – славная.

                                       Сравнение

  1. Оглядись! Какая красота! Багряные листья осины точно крупные спелые яблоки.
  2. Желтизна берёзок будто золотая.
  3. Стоит на берегу лес, густой, как стена.
  4. Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли – это очень старая сыроежка.

          Сравнение двух предметов, явлений.             

        

Дождь шумит, шуршит, звенит, идёт, капает, моросит, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, зарядит, хлынет, сеет как из сита, прыгает, пляшет и т.д. Примерный текст.

Дождь.

         Льёт дождь. Из налетевшей тучи падают и падают капли. Они стучат по крышам, шумят в листве. По стёклам окон текут ручейки, а на асфальте блестят и пузырятся лужи.

В дождь приходится сидеть дома.

Осенние дожди.

Осенние дожди совсем не похожи на летние. Дождь осенний – моросящий. Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю, не переставая. И тогда становится очень скучно. Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный, нудный дождь.

Хорошо, что осень в конце концов пройдет и настанет зима.

                                         (По М. Гумилёвской и Г. Скребицкому)

Вспомни рассказ Г. Паустовского «Какие бывают дожди»

….Не зависимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собирается», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»….

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?  Слово «спорый» означает быстрый, скорый.

Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает, и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, её видно на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

        

                                                   ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

              Картошку,

                   Капусту,

                       Морковку,

                             Горох,

                                  Петрушку и свёклу.

                                                     ОХ!...

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на столе:

               Картошка?

                   Капуста?

                       Морковка?

                             Горох?

                                  Петрушка иль  свёкла?

                                                     ОХ!...

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

              Картошку,

                   Капусту,

                       Морковку,

                             Горох,

                                  Петрушку и свёклу.

                                                     ОХ!...

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

               Картошка,

                   Капуста,

                       Морковка,

                             Горох,

                                  Петрушка и свёкла.

                                                     ОХ!...

И суп овощной оказался не плох!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник урожая"

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Праздник урожая". Знакомит учащихся с кубанскими традициями и обычаями....

Праздник УРОЖАЯ

Конспект и подборка стихов для проведения осеннего праздника....

Праздник урожая.

Утренник в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.Действующие лица: Девочка, Мальчик, Баба Яга, Осень....

Праздник урожая "Щедрая осень"

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-2 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Внеклассное мероприятие "Праздник урожая"

Стихи об осени, загадки, игры....

Праздник урожая

Сценарий праздника  в 1 классе...