адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Репина Мария Анатольевна

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx48.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) по окружающему миру. ОВЗ для детей с задержкой психического развития (ЗПР), на основе общеобразовательной программы «Школа России».

Данная  рабочая программа по окружающему миру для 3 классов МОБУ «Школа №2 г. Благовещенска» разработана на основе Федерального закона Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

     - приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых для  использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,среднего общего образования.

    - приказов  Минобрнауки РФ «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253, от 08.06.2015г. № 576; от 14.08.2015 г. № 825; от 28.12.2015 г. № 1529; от 26.01.2016 г. № 38; от 21.04. 2016 г. № 459;

- положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» приказ № 278 от 01.09.2015г.;

- примерной основной образовательной программы  основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска», принятой на заседании педагогического совета, Протокол № 8 от 31.08.2015 г.;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- положения о структуре рабочих программ, приказ Минобрнауки Амурской области от 03.09.2013 г. № 1062;

- положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска» приказ № 278 от 01.09.2015г.;

- примерной основной образовательной программы  основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15));

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Школа № 2 г. Благовещенска», принятой на заседании педагогического совета, Протокол № 8 от 31.08.2015 г.;

- требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Учебная программа по природоведению разработана на основе Примерной программы С. Г. Шевченко, рекомендованной МО и науки РФ для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы и авторской программы по окружающему миру А. А. Плешакова.

Цель изучения курса «Окружающий мир»:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

-духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи реализации содержания курса:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Место предмета в учебном плане школы

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 268 часов: 1 класс – 64 ч. (32 учебные недели), 2, 3 и 4 классы – по 68 ч. (34 учебные недели).

Уровень обучения – базовый.

Коррекционные:

- повышение уровня общего развития обучающихся, корректировка и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;

- формирование умение планировать свою деятельность и доводить начатое до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.

- развитие речи путём называния простейших действий с предметами, оценивание результатов этих действий, использование определённой группой терминов;

- развитие мышления, умения сравнивать предметы, группы предметов, количество жидкости и сыпучих веществ;

- развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве;

- развитие точности и глазомера.

Воспитательные:

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности
Планируемые результаты обучения

Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России,стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные – осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

регулятивные – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности

и внутреннего мира человека; коммуникативные – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

Осуществление контроля учебной деятельности по окружающему миру

(естествознание и обществознание)

1. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

2.Особенности организации контроля по «Окружающему миру» для оценивания знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

3. Виды контроля.

- Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

- Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области.

Выделяются следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание

Обучающийся даёт последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их

существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительного оценивания заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение

       Проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. д. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

      При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками - заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняющие схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. д. Эти задания целесообразно

строить как дифференцированные; что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

       Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

 Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по различным признакам;
  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
  • составлять рассказ на заданную тему;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
  • находить на карте страны — соседи России и их столицы;
  • определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
  • осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
  • различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
  • различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
  • проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
  • классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
  • пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
  • обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
  • использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
  • устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
  • использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
  • оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • вырабатывать правильную осанку;
  • выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
  • понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
  • правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
  • соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
  • понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
  • соблюдать правила безопасного поведения в природе;
  • понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
  • раскрывать роль экономики в нашей жизни;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
  • различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
  • понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
  • объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
  • понимать, как ведётся хозяйство семьи;
  • обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
  • рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
  • приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
  • использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Содержание тем учебного курса

Как устроен мир (7 ч).

        Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

        Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

         Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (20 ч).

         Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

           Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

           Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе.

            Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

              Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений.

              Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

              Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие.

              Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение иразвитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.

Охрана животных.

             Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

          «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тепа, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды.

           Круговорот воды в природе. Состав почвы, Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (9 ч).

             Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

             Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

             Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение).

             Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

             Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

             Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

             Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (5ч).

             Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа.

              Номера телефонов срочных служб.

              Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

               Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

 Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.

Чему учит экономика (10 ч).

             Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

             Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

             Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

             Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

             Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

             Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

             Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

             Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (17 ч).

            Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

              Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

               Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики.

               Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

                Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

                Бережное отношение  к культурному наследию человечества

Критерии и нормы оценки работ обучающихся
Тест

Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий.

Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий.

Оценка «3» ставится за 60% правильно выполненных заданий.

Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 60% заданий.

Устный ответ

 Оценка «5» – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

Оценка «4» – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочётов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Оценка «3» – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Оценка «2» – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки

Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и

подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

 - неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте.

Учебно-тематический план

Номер

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Как устроен мир

7

2

Эта удивительная природа

20

3

Мы и наше здоровье

9

4

Наша безопасность

5

5

Чему учит экономика

10

6

Путешествия по городам странам

17

7

ИТОГО

68 часов

Календарно тематическое планирование по окружающему миру на 2017/2018 учебный год

п/п

№ урока

Дата

Тема урока

Практические

работы

Методическое обеспечение

УУД

Характеристика деятельности обучающихся

Предполагаемое домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Первая четверть (18ч)

 РазделI

Как устроен мир (7ч)

1

1

Природа  Ценность природы для людей.

Уч. с. 4-8,

т. с.3-5

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру», понимать учебные задачи урока; классифицировать объекты природы

Ведут беседу,   выполняют работу в раб.тетради, работают в группах, классифицируют, доказывают

Уч. с. 4-6, Р.т.с.4  № 5

2

2

Человек

Уч. с. 10-14, Р.т. с.6 №1,2,

Объяснять характерные особенности  человека; аргументированно отвечать, доказывать своё мнение

Работают с текстом, отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, выполняют задания в тетради

Уч. с.10-14, Р.т.с.7 № 4

3

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

Проект

Уч. с. 16-17

Находить пути решения проблемы, работать в группах, сравнивать, обобщать, делать выводы

Ведут беседу, обсуждают проект, работают в группах, делают выводы

Подготовить проект к презентации

4

4

Общество

Уч. с. 18-22

Интер.доска

Политическая карта мира

 Определять место человека в окружающем мире, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение. Учиться оценивать свои достижения

Проверяют дом.задание, выдвигают гипотезы, выполняют задания в раб.тетради

Уч. с. 18-23, Р.т с.8 № 3

5

5

Что такое экология

Тест №3 (КИМы с.8)

Уч.с.24-27

Р.т.с 17 №1,2

с.18 №,4

Находить связи в  природе, между природой и человеком сравнивать, обобщать, делать выводы

Выполняют проверочную работу, ведут беседу, работают с текстом и в раб.тетради

Уч. с.26-28

Найти в библиотеке книги по экологии, подг. сообщение

6

6

Природа в опасности! Охрана природы.

Уч.с.29-33

Р.т.с.18 № 1

19 №2

19 № 3

Проводить наблюдения и ставить опыты. Осознавать необходимость ответственно относиться к природе

Беседа, составляют экологические связи, аргументируют, делают выводы

Уч.с.29-34, Р.т.с.20 № 4

с.21№ 7

7

7

Обобщение знаний по теме «Как  устроен мир»

Проверочная работа

Уч. с. 154

Делать обобщения в устной форме,работать в группах, аргументированно отвечать, доказывать своё мнение. Учиться оценивать свои достижения

Выполняют проверочную работу, оценивают свои достижения

Раздел I I

Эта удивительная природа (20 ч)

8

1

Тела, вещества, частицы

Уч. с. 36-39

Р.т. с.23 № 1,2,3

с.24 №4

Различать тела, вещества, частицы, описывать изученные в-ва, доказывать предположения, делать выводы

Выполняют работу в раб.тетради, работают в группах, моделируют, доказывают

Уч. с. 36-39,  Р.т.с.24 №5

9

2

Разнообразие веществ.

Практическая работа № 1

«Исследование продуктов на содержание крахмала»

Уч. с. 41-45

Р.т. с.25 № 1,

с.26 №2

Различать вещества, их свойства,проводить наблюдения и ставить опыты, доказывать предположения, делать выводы

Работают в группах, ставят опыты,  делают свои предположения

Уч. с. 41-45

ответы на  вопросы

10

3

Воздух и его охрана

Практическая работа № 2

«Состав и свойства воздуха»

Уч. с. 46-50, Р.т. с.27 №1, 2,  с.28 № 3

Исследовать свойства воздуха, анализировать, доказывать предположения, делать выводы

Отвечают на вопросы, ставят опыты, анализируют, делают выводы, выполняют задания в раб.тетради

Уч. с. 46-50, Р.т. с.29

 № 5,6

11

4

Вода

Практическая работа № 3

«Исследуем свойства воды»

Уч. с. 51-54, Р.т. с.29 №1, 2, с.31 № 4

Исследовать свойства воды, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, ; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

Беседа, выполняют практ.работу – исследуют свойства воды, делают выводы и записывают их в раб.тетрадь.

Уч. с. 51-54, Р.т. с.32 № 5, 6

12

5

Превращения и круговорот воды

Практическая работа № 4

«Круговорот воды»

Уч. с. 55-58, Р.т. с.33 №1,2,3  с.34 № 4

Моделировать круговорот воды в природе, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; доказывать предположения, делать выводы

Ведут устную беседу, наблюдают за опытом, анализируют, делают выводы, работают в группах

выполняют задания в раб.тетради

Уч. с. 55-58, Р.т. с.34 № 5

13

6

Берегите воду!

Уч. с. 59-63, Р.т. с.35 № 1.2.

Моделировать  взаимосвязь между живой и неживой природой; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

Беседа. Работа по учебнику и в тетради, ответы на вопросы, моделируют с помощью пластилина модель «Источники загрязнения воды»

Уч. с.59-63, Р.т.с.36 №4, 3

14

7

Что такое почва

 Практическая работа № 5

«Определим свойства почвы»

Уч. с. 64-67, Р.т. с.36 №1,2,

С.37 № 3

Исследовать свойства почвы, анализировать, доказывать предположения, делать выводы, ; находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе

Ведут беседу, выдвигают гипотезы, наблюдают за опытами, анализируют, делают выводы, работают в группах

выполняют задания в раб.тетради

Уч. с. 64-67, Р.т.с.38 № 5,

15

8

Разнообразие растений

Уч. с. 69-73, Р.т. с. 39-40  №1,2

Классифицировать растения, приводить примеры каждой группы, встречающихся в своём крае,

Ведут беседу, моделируют схему «Разнообразие растений», доказывают свои предположения, работают в тетради

 Уч. с. 69-73

Р.т. с.41 № 3,4

16

9

Солнце, растения и мы с вами.

Уч. с. 74-77, Р.т. с.42 -43  №1,2 ,3

Моделировать взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком, анализировать, делать выводы

Проверяют дом.задание, выдвигают гипотезы, строят модели дыхания и питания растений, делают выводы, работают в парах и группах

Уч. с. 74-77, Р.т. с.44 №4,5

17

10

Размножение и развитие растений

Практическая работа № 6

«Изучаем способы распространения плодов»

Уч. с. 78-81, Р.т. с.45 №1, 2,

      с.46№ 3

Моделировать взаимосвязь в живой природе, анализировать, делать выводы

Беседа, практическая работа в раб.тетради, моделирование

Уч. с.78-81 , подготовить уст.сообщения на темы «Хохлатка», «Сон-трава», «Волчье лыко»

18

11

Охрана растений

Тест №16 (КИМы с.21)

Уч. с. 82-85, Р.т. с.47 №1, 2

с.48 № 4 ,5

Оценивать поступки людей по отношению к природе, анализировать, делать выводы

Беседа, работа с условными знаками, выполнение заданий в тетради

Уч. с. 82-85, Р.т. с. 49 №6 ,  №7,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству3 класс Школа России для детей с овз

адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру с региональным компонентом "Мы - дети природы"

Адаптированная рабочая программапо окружающему миру, вариант 7.1для 2 класса2020/2021 учебный год...