Экологическое образование младших школьников
статья

Голоменцева Марина Александровна

В условиях современного сильного и разрозненного антропогенного воздействия на окружающую природную среду России всё более возрастает значение экологического образования младших школьников. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования ответственного отношения к природе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_obrazovanie_mladshih_shkolnikov.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

  Голоменцева Марина Александровна
 учитель начальных классов
  МКОУ Веселовская СОШ
         Краснозерского района Новосибирской области

Экологическое образование младших школьников

 

В условиях современного сильного и разрозненного антропогенного воздействия на окружающую природную среду России всё более возрастает значение экологического образования младших школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни цивилизации на Земле вызывает необходимость модернизации, обновления всей системы учебно – воспитательной работы в школе и в учреждениях дополнительного образования, направленной на воспитание и обучение подрастающего поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей природной средой.

Считаю данную тему актуальной  и важной.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому образованию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Для меня, сельского учителя, природа является неотъемлемым компонентом жизни и труда. Я хочу донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и боль за реки, на берегах которых часто устраивают свалки мусора, за луга, трава на которых выжигается просто так, ради забавы. Дети должны сердцем почувствовать: « Сохраним Природу – сохраним и Родину!»

К сожалению, в начальной школе нет предмета – экология, значит, каждое учебное занятие должно содержать информацию, задания, упражнения экологического содержания. Поэтому работу по экологическому образованию начинаю с 1 класса. Прежде всего я стараюсь пробудить интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Использую разнообразные комплексные экскурсии и экспедиции, этические беседы, экологические сказки, проектную деятельность, дидактические и ролевые игры, задания по организации  многообразной деятельности учащихся.

Началом работы являются экскурсии в природу. Дети их очень любят. Обычно первую экскурсию провожу ранней осенью в тёплый солнечный день. Обращаю внимание детей на сезонные изменения в природе. Собираем с детьми опавшие листья, цветы, веточки; потом в классе делаем осенние букеты, сушим листочки, цветы, изготавливаем поделки, аппликации из природного материала.

С первого класса в первые школьные дни стараюсь сводить ребят на экскурсию в наш школьный огород. Обращаю их внимание на разнообразие овощей, цветов, которые растут вокруг школы, напоминаю, что их старшие товарищи затратили много труда, чтобы их вырастить, обращаю внимание на красоту осенних цветов. Отмечаю, что теперь и они будут заботиться и сохранять всё, что уже сделано, выращивать овощи, цветы, беречь и ухаживать за ними. Обращаю внимание детей на то, что у нас в классе тоже есть растения, только комнатные. Напоминаю, что за ними нужно тщательно ухаживать. Ежемесячно в классе выбираем цветоводов, которые поливают растения, рыхлят их, удаляют засохшие листики и цветы. Чтобы дети охотно выполняли свои поручения, стараюсь вызвать у них интерес к растениям. Знакомлю с научными и народными названиями растений, родиной, с условиями их произрастания.

Также знакомлю своих учеников с пернатым населением нашего края, учу их отличать одних птиц от других, сравнивая их оперение и повадки. Провожу тематические классные часы, посвященные птицам, животным: «Жизнь птиц», «Всё о животных», викторина «Животные леса» с использованием ИКТ. Цель таких мероприятий – расширение и углубление знаний детей о животном мире природы; воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды. Обязательно знакомлю детей с «Красной книгой», так как многие дети рассказывают, что рвут в лесу подснежники, жгут с родителями костры, ловят бабочек и стрекоз. На уроке нет времени, чтобы поговорить на эту тему, поэтому провожу внеклассные воспитательные мероприятия по окружающему миру о поведении в лесу, о бережном отношении к природе: «Ты пришёл в гости к Природе» - урок – путешествие о правильном поведении в лесу, «Экологическая экспедиция» - урок - игра с обсуждением экологических ситуаций, «Экологическое ассорти», «В согласии с Природой», «Знатоки Природы» - уроки – соревнования. Такие мероприятия формируют активную жизненную позицию, приучают к экологически грамотному поведению в природе.

В своей работе использую много экологических игр. Содержание их разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, вопросы охраны природы, взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Например, «Знаешь ли ты деревья?», «Домашние и дикие животные», «Угадай детёныша» и другие. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры.

Изучение природы включено почти во все учебные предметы начальной школы: окружающий мир, русский язык, математику, музыку, изобразительное искусство, технологию, литературное чтение. Объединяют их общность цели: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Учебные тексты русского языка помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащихся способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения и передавать эти впечатления с помощью слова, т. е формируют мотивы охраны природы. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия животных, растений (медведь, лисица, овёс, берёза и т. д.) и я предлагаю учащимся рассказать всё, что они знают о том или ином представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Таким образом, на уроках русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.

Экологические задачи, которые я предлагаю детям на уроках математики, закрепляют знания, полученные на уроках окружающего мира. Выполняя задания, дети начинают понимать необходимость восстановления и охраны природных ресурсов. Во время устного счёта или повторения материала использую книжки – малышки, несущие информацию о разных видах растений и животных. Показываю книжку, на обложке которой изображён, например, барсук, спрашиваю учащихся, о ком рассказывается в этой книжке. В ней записана задача о барсуке.

Уроки окружающего мира провожу с учётом жизненного опыта ребёнка: опыта сельской жизни – с природным ритмом жизни и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации. Изучаем  с ребятами взаимосвязи жизнедеятельности человека и природы, учимся бережному отношению к объектам природы и результатам труда людей, элементарной экологической культуре и нравственному поведению в природе.

На уроках литературного чтения дети читают тексты экологического содержания в разделах « Люблю природу русскую», « О братьях наших меньших» (2 класс), в 3 классе – раздел « Люби живое», в 4 классе - «Поэтическая тетрадь» и «Природа и мы». Очень приятно слышать, когда дети говорят, что любят читать стихи и рассказы о природе.  Стараюсь научить детей понимать экологические тексты. Это позволяет прочно осваивать знания учащихся и повышает их экологическую грамотность.

На уроках изобразительного искусства ознакомление с объектами и явлениями природы осуществляется при изучении детьми произведений художников – пейзажистов (И. Левитан, И. Шишкин, В. Поленов, А. Саврасов и др.) во время рисования.

На уроках музыки в процессе хорового пения и прослушивания мелодий происходит накопление музыкальных впечатлений у учащихся и в следствии появляется потребность вслушиваться в голоса и звуки природы: шум дождя и ветра, пение птиц, журчание ручья.

На уроках трудового обучения учащиеся учатся работать с природным материалом: сухими листьями, шишками,  семенами растений. Дети знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному обращению с объектами природы и изделиями из них.

Работа, которую я провожу уже несколько лет, способствует развитию у школьников экологического сознания. Но продуктивная работа в области экологического образования не может быть осуществлена в рамках классно – урочной системы обучения, её проведение требует выхода во внеклассные формы работы. Только тогда экологическое образование поднимется на более высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проблемы современного экологического образования младших школьников

 Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....