Урок окружающего мира "Горы России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Винарь Надежда Дмитриевна

Урок-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 86491.doc22.38 КБ
Office presentation icon 11.ppt2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

УМК Перспектива

4 класс

Цели: сформировать представление горах; познакомить с горами на территории России; развивать познавательную активность, умения работать по карте; наблюдать, обобщать, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться физической картой; находить с помощью условных обозначений горы; различать формы земной поверхности.

Оборудование: физическая карта России, картины и слайды с изображением изучаемых объектов, схемы, рисунок солнца.

Ход урока

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 2  (Дети читают слова на слайде хором)

- Я на уроке,

- Внимание моё растёт.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я готов к работе.

   

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, начинаем урок окружающего мира. Давайте вспомним,  о чем мы говорили на прошлом уроке.

Дети: Мы работали с физической картой России, знакомились с условными знаками, находили: границу России,  водоёмы, города, равнины , болота и т.д. СЛАЙД 3

 Учитель: ВОПРОС???

Учитель: Прошу,  работая в  парах, соединить стрелкой ……………………………………СЛАЙД4

Равнины

Данные о равнинах

 

  Западно-Сибирская    равнина

    Восточно-Европейская равнина

   

Её называют русской равниной

Её называют «плоская равнина»

Большая часть равнины – болота

Её называют «холмистой»  равниной

Учитель: Прошу проверить свою работу, внимание на доску. (На доске слайд с правильным ответом) СЛАЙД 5

Учитель:  Какое задание вы выполняли?

Дети: ????

Учитель: Если задание было для вас легким, интересным, и вы легко справились - сигнализируйте красным цветом светофора. Если было сложно и были ошибки, покажите зелёный цвет светофора. (Дети сигнализируют).

Учитель: Спасибо за работу!

  1. Самоопределение к деятельности.

Мы продолжим. Прошу посмотреть видео ролик и сказать какая сегодня тема урока.

 (ВИДЕО РОЛИК (клип «Горы»))

Дети: Мы будем говорить о горах России.

Учитель: Подумайте, на какие вопросы мы будем искать ответы? СЛАЙД 6

Дети: 1.

           2.

           3.

           4.

Учитель: Вы молодцы! Приглашаю вас отправиться в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и севера на юг.

Учитель: Что может стать  нашим экскурсоводом?

Дети: Физическая карта России.

Учитель: Сегодня она расскажет и покажет вам, как выглядит земная поверхность.

 СЛАЙД 7 (физ.карта России)

Учитель: А еще я обратилась за помощью к одному природному объекту, отгадайте загадку, и вы поймете, о чем я говорю: Доброе, хорошее, на всех людей глядит,

        А людям на себя глядеть не велит. СЛАЙД 8

Дети: Солнце.

Учитель: Где встает солнце?

Дети: На востоке.

Учитель: С востока нашей страны мы и начнем наше путешествие. Но сначала повторим условные обозначения на физической карте.

На что указывает цвет?  СЛАЙД 9

Дети: Цвет на карте указывает, где вода, а где суша.

Учитель: Посмотрите на карту и скажите, какие цвета вы еще видите.

Дети: На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, а еще синий в виде ниток и пятен.

  1. Работа по теме урока.

Учитель: Давайте разберемся в цветовой гамме. Посмотрите на схему в нижнем левом углу карты на с.50. учебника. СЛАЙД 10

Какие линии вы увидели на этой диаграмме?

Дети: главная линия на диаграмме – сплошная, а остальные – пунктирные.

Учитель: Что написано под сплошной линией?

Дети: Моря и океаны.

Учитель: Это называется уровнем моря. Что находится ближе всего к уровню моря?

Дети: Ближе всего находятся низменности, на карте они имеют зеленую окраску.

Учитель: Что находится выше низменностей?

Дети: Возвышенности и горы, у них желтая и коричневая окраска.

Учитель: Мы познакомились с условным цветовым обозначением форм земной поверхности. Пора отправляться в путь.

Учитель: (на слайде солнышко появляется на полуострове Камчатка)СЛАЙД 11

Мы с вами на востоке России – на полуострове Камчатка. СЛАЙД 12, 13 (Вулканы Камчатки)

Найдите полуостров Камчатка на ваших картах.

Что вы скажите о поверхности полуострова?

Дети: С севера на юг проходят горы.

Учитель: Обратите внимание на вулкан Ключевская Сопка. Какую высоту он имеет? СЛАЙД 14 (Ключевская сопка)

Дети: Его высота 4688м.

Учитель: Вулканы Камчатки – это Всемирное наследие России. Вулкан Ключевая Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержение продолжается по нескольку месяцев. Всего на полуострове 28 вулканов.

Учитель: Продолжим путешествие. СЛАЙД 15 (Солнышко на Среднесибирском плоскогорье)

Где остановилось солнце?

Дети: На Среднесибирском плоскогорье. Слайд 16

Учитель: Что вы видите на карте?

Дети: На этом участке есть все три цвета: зеленый, желтый, коричневый.

Учитель: А что значит слово ПЛОСКОГОРЬЕ? СЛАЙД 17 (слово плоскогорье, фото)

Что вы можете сказать о поверхности?

Дети: Здесь много возвышенностей, холмов.

Учитель: В целом Среднесибирское плоскогорье похоже на горную страну, здесь много возвышенного пространства и выглядит так: СЛАЙД 18 (Схема)

Но это равнина, хотя и необычная, такая равнина называется ВОЗВЫШЕННОСТЬЮ.

Учитель: А теперь отправимся на юг Сибири. СЛАЙД 19 (солнце на Алтае)

Какая здесь земная поверхность?

Дети: Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.

Учитель: Как называются горы?

Дети: Алтай и Саяны.

Учитель: Как называется самая высокая гора Алтая?

Дети: На Алтае есть гора Белуха, ее высота 4506м.

Учитель: Алтай входит в Список Всемирного наследия. СЛАЙД 20  (фото гор Алтая)

Мы продолжаем двигаться дальше за солнцем на запад. СЛАЙД 21 (солнце над Уральскими горами).

Что вы видите на карте?

Дети: Горы, так как окраска коричневая и желтая.

Учитель: Что вы можете сказать об этих горах, внимательно рассмотрите карту?

Дети: Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.

Учитель: Как называется самая высокая гора?

Дети: Гора Народная, ее высота 1895м. СЛАЙД 22

Учитель: Сравните две горы – Народную и Белуху на Алтае. СЛАЙД 23

Дети: Гора Белуха на 2611 м выше Народной.

Учитель: Что это доказывает?

Дети: Горы Алтая высокие, а Уральские горы низкие.

Учитель: Уральские горы называли в старину Каменным поясом земли Русской. Как вы думаете, почему?

Дети: Они опоясывают страну с севера на юг, разделяют территорию России на европейскую и азиатскую часть.

Учитель: Уральские горы называют старыми, потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите эту схему: СЛАЙД 24 (схема)

   Что вы можете сказать о вершинах?

Дети: Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.

Учитель: Ребята, нравиться ли вам наше путешествие? Если нравится – покажите красный цвет светофора, если нет – зеленый.

   Пришло время сделать привал и отдохнуть.

  1. Физкультминутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернитесь!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: А сейчас держим путь на Юго-Запад. СЛАЙД 25 Солнце на Кавказских горах

Что рассказывает нам карта?

Дети: Это горы. Это горы, они высокие, потому что обозначены коричневым цветом.

Самая высокая гора –Эльбрус. Высота Эльбруса 5642 м.

Учитель: СЛАЙД 26 Что вы можете сказать об этих горах?

Дети: Это высокие горы – их вершины покрыты снегом.

Учитель: Рассмотрите рисунок, на котором изображены молодые горы. Как выглядят вершины гор?

Дети: Вершины острые. СЛАЙД 27 Схема

Учитель: Наше солнце закатилось за горизонт. Мы прошли с ним от восточных границ до западных. Что вы можете сказать о земной поверхности (рельефе) России?

Дети: На территории страны встречаются горы, молодые и старые, и равнины, среди равнин есть низменности, возвышенности, плоскогорья.

Учитель: Ребята, что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия?

Дети: ????

Учитель: Понравилось ли путешествие? Сигнализируйте светофором.

 Практическая часть урока.

Учитель: Ребята, вы очень много узнали сегодня нового и интересного. И я хочу вам предложить поучаствовать в мини-проекте «Горы России». Вы согласны?

Дети: Да!

Учитель:  СЛАЙД 28 Работая в группе, прошу составить макеты гор. Материал – пластилин.

1 группа – горы полуострова Камчатка ( гора Ключевая Сопка).

2 группа – Среднесибирское плоскогорье

3 группа – горы Алтая и Саян (Гора Белуха)

4 группа – Уральские горы (гора Народная)

5 группа – Кавказские горы (гора Эльбрус)

6 группа – Изучает материал учебника по строению горы. Строят макет горы, рассказывают ее строение.

План работы в группах:  1.Изучить предложенную информацию (в конверте)

   СЛАЙД 29                          2. Работая по схеме построить макет гор.

         3. Представить проект (Название гор, самая высокая гора, ее

        ее высота, показать расположение на карте.

         4. Самооценка работы  группы.

На работу дается 10 минут.

Представление работ учащихся.

Учитель: Молодцы, ребята! У вас получились замечательные горы, как настоящие.

Вы прекрасно поработали. Как вы думайте, чем был полезен данный проект?

Дети:????

Учитель: Какой вывод можно сделать по теме урока?

Ответили ли мы вопросы, которые ставили в начале урока?

Дети:????

Учитель: Прошу закончить предложения: СЛАЙД 30

  1. На уроке я научился…
  2. Я узнал…
  3. Мне понравилось…
  4. После урока мне захотелось…

Ребята, если вам понравился урок, все было легко и понятно - покажите красный цвет светофора, если были затруднения, урок показался сложным – зеленый цвет.

Урок окончен. Спасибо! СЛАЙД 31


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира 4 класс

Слайд 2

- Я на уроке. - Внимание моё растёт. - Память моя крепка. - Голова мыслит ясно. - Я готов к работе.

Слайд 4

Равнины Данные о равнинах Западно-Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Её называют русской равниной Её называют «плоская равнина» Большая часть равнины – болота Её называют «холмистой» равниной

Слайд 5

Равнины Данные о равнинах Западно-Сибирская равнина Восточно-Европейская равнина Её называют русской равниной Её называют «плоская равнина» Большая часть равнины – болота Её называют «холмистой» равниной

Слайд 6

На какие вопросы будем искать ответы? Названия гор России Самые высокие горы Место расположение гор на карте России Есть ли горы в нашей местности

Слайд 10

ЛЕГЕНДА

Слайд 17

Плоская вершина Равнина Крутые склоны

Слайд 22

Гора Манарага Гора НАродная, река НАрода

Слайд 23

Народная 1895 м Белуха 4506 м

Слайд 24

Плосковершинные горы

Слайд 27

Острые вершины

Слайд 28

МИНИ – ПРОЕКТ ГОРЫ РОССИИ 1 группа – горы полуострова Камчатка ( гора Ключевская Сопка). 2 группа – Среднесибирское плоскогорье 3 группа – горы Алтая и Саян (гора Белуха) 4 группа – Уральские горы (гора Народная) 5 группа – Кавказские горы (гора Эльбрус) 6 группа – Изучает материал учебника по строению горы. Строит макет горы, рассказывает о ее строении.

Слайд 29

План работы в группах: 1.Изучить предложенную информацию (в конверте) 2. Работая по схеме построить макет гор. 3. Представить проект (название гор, самая высокая гора, ее высота, показать расположение на карте. 4. Самооценка работы группы.

Слайд 30

На уроке я научился… Я узнал… Мне понравилось… После урока мне захотелось…

Слайд 31

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Россия на карте" Программа "Школа России" 2 класс

Презентация разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте" .Программа "Школра России" 2 класс Презентация составлена по всем требованиям ФГОС. Материал презентаци...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанных с чтением карты, умения правильно показывать объекты на настенной карте.Планируемые р...

Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о карте; Планируемые результаты Предметные:знать, что такое карта и приёмы чтения карты;знать отличие глобуса от карты;уметь находит...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема урока: «Россия на карте».Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правил...

Конспект урока окружающего мира «Россия на карте» (УМК "Школа России", 2 класс) + презентация

Конспект урока окружающего мираТема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с картой России, формирование умения использовать карту для получения ...

Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с чтением карты; формирование умение правильно показывать объекты на настенной карте....

Конспект урока окружающего мира: "Россия на карте" ( УМК "Школа России", 2 класс)

Тема: Россия на карте.Цели деятельности учителя: формирование знаний о карте и условных обозначениях; формирование навыков «чтения» картыПланируемые результаты:Предметные: знать: понятие к...