Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Четырева Марина Валерьевна

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

Учитель: Четырева Марина Валерьевна

Предмет: окружающий мир 3класс

Образовательная программа «Школа России»

Тип урока: усвоение нового материала

ТЕМА

Разнообразие  животных

Цель

Формировать умение классифицировать животных по группам

Задачи

Расширить кругозор учащихся , развивать их речь, навык чтения

Планируемые результаты

Личностные

Использовать коммуникативные умения работать в группе и парах

Пополнять речевой запас

Развивать логическое мышление учащихся

Предметные

Узнать основные группы животных

Уметь распределять животных по группам

Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос

Метапредметные

Поиск информации из разных источников

Развитие навыка чтения

Уметь аргументировать  свою точку зрения

Делать выводы и анализировать

Уметь правильно формулировать свое мнение

Межпредметные связи

Литературное чтение, математика, русский язык

Форма  работы

Индивидуальная, коллективная, групповая

Технологии

Деятельностный метод, игровая, поисковая, информационно-коммуникативная технологии, проблемный метод, здоровьесберегающая технология

Ресурсы

Учебник « Окружающий мир» 3 класс1ч. А. Плешаков. Просвещение 2012

Рабочая тетрадь  « окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков Просвещение 2014

Методическое пособие « Окружающий мир» 3 кл ООО «ВАКО»2013

Справочник Ожегова

Интернет- ресурс.

Картинки.

Оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор экран

Ход урока.

1. Организация условий работы.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "5".

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

        -На прошлых уроках мы говорили об охране растений. Итогом этой работы явилось создание  книжек-малышек «Берегите растения!».     Начинается книга с жалоб из леса: « Что сказали бы растения, если бы умели говорить». Есть в этой книжке и загадки о растениях, стихи , а также рисунки с правилами поведения в природе.(Дети выступают с книжками – малышками) 
– Почему некоторые виды дикорастущих растений становятся редкими?

(Выступление с сообщением  «Растения ,занесённые в Красную книгу».

3. Введение и сообщение темы урока с использованием компьютерной презентации.

Разгадайте кроссворд.

 -        Я предлагаю вам лакомства для ума. Разгадайте кроссворд.

- Слово, которое получится в выделенной строке, поможет нам определить тему урока.

Слайд 2.

     

1.Он пятнистый,             длинношеий,

Шея длинных ног длиннее.

Ходит важно, словно граф,

Называется … (жираф).

2.Хитрая плутовка,

Рыжая головка.

Пушистый хвост – краса

А зовут её … (лиса).

3.В яме спит зимою длинной.

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется ... (медведь).

4.Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

5.В лесу под щебет и под свист

Стучит лесной телеграфист:

Здорово, дрозд-приятель

И ставит подпись …

(дятел).

6.Краской сероватая,

Походкой мешковатая,

Повадкой вороватая,

Крикунья хрипловатая.

(Ворона)

7. У какой кисочки на ушах кисточки? (Рысь)

8.Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щёлкает орешки мелко.

Ну, конечно, это … (белка).

- Прочитайте, какое слово получилось? (животные)

4. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.

Слайд 3.

-Тема нашего урока - разнообразие животных, сегодня мы заглянем в мир животных, так как он очень разнообразный. 

       -Докажите что животные удивительно разнообразны, используя свои знания и рисунок в учебнике на с.87 (Животных очень много. среди них есть большие и маленькие, одни бегают ,другие летают, третьи плавают, а кто-то ползает. У каждого из них свой образ жизни и свои привычки.)

   - Ребята ,я расскажу вам одну историю. Жили-были две сестры-царицы. Звали их Флора и Фауна.

-А кто это за царицы?

  -Правильно,  Флора –царица растений, а Фауна –царица животных. Жили дружно и мирно. У Флоры  все было в порядке. Царство растений представляло единое целое, состоящее из определённых групп.

  -Назовите на какие группы делятся  все растения?(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.)

   -У Фауны до некоторых пор тоже было всё в порядке. Но однажды случилась беда: она потеряла «Домовую книгу», где животные были переписаны по группам, они разбежались, мечутся, растерялись - полный беспорядок. Давайте поможем царице Фауне навести порядок в её царстве, и распределить животных по группам. Для этого нам предстоит сегодня на уроке ответить на   такие вопросы :  

На какие группы можно разделить животных?

По каким признакам распределить животных?

(Вопросы записаны на доске)

-На эти вопросы мы  попробуем ответить и в этом нам поможет наука о животных.

-Кто знает как она называется?( Зоология)

Слайд 4.

 -Зоология- это еще один раздел биологии.

Работа в группах. Обсуждение мнений.

Работа по учебнику.

Слайд 5.

-Какие бывают животные?

- Откройте учебник на странице 88.здесь учёные-зоологи знакомят нас с группами животных, перечислите их .(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные.)

-Каждая из групп подготовит нам небольшое сообщение об отдельных группах животных, используя материал из учебника и дополнительный материал .

-Внимательно слушайте, чтобы правильно заполнить таблицу «Какие бывают животные».(Приложение №1)

Первая группа нам расскажет о червях и моллюсках, вторая - о иглокожих и ракообразных, третья – о паукообразных и насекомых, четвёртая – о земноводных и пресмыкающихся, пятая – о рыбах и птицах, а шестая – о зверях.

-Читаете текст, обсуждаете и выбираете главное отличие животных вашей группы.

Первая группа:

Слайд 6.

1.)Черви, сборная группа  беспозвоночных животных с вытянутым телом.

    На свете есть много разных червей, например, пиявки.Пиявки - это кровососы, и при произнесении этого слова у многих людей возникает чувство  отвращения. Но нужно помнить, что всё живое имеет право на существование, а среди пиявок есть медицинские, которые используются при лечении сердечнососудистых заболеваний. Но всем нам хорошо известны дождевые или земляные черви. Эта группа червей, живущих в почве. Выползают на поверхность после сильных дождей. Отсюда и название. Дождевые черви рыхлят почву, способствуют насыщению почвы воздухом, увлажнению и таким образом повышают её плодородие.

 -Какие отличительные признаки группы червей?(Мягкое вытянутое тело).

Слайд 7.

-Давайте запишем это отличие в таблицу.

Первая группа:

Слайд 8.

2) Моллюски имеют мягкое тело, которое у многих из них защищено раковиной. Обитают в морях (большинство), пресных водоемах и на суше.     Многие моллюски — пища рыб, птиц и млекопитающих; некоторые употребляются в пищу человеком (устрицы, мидии, кальмары, гребешки и др.). Раковины используются для изготовления поделок, из жемчужниц добывают жемчуг.

-Какие отличительные признаки группы моллюски? (Мягкое тело . защищено раковиной)

Слайд 9.

-Давайте запишем это отличие в таблицу.

Вторая  группа:

Слайд 10.

  1. Иглокожие - малоподвижные животные. Это морские звёзды, морские ежи, морские лилии ,морские огурцы и другие. Многие из них - хищники, некоторые питаются растительной пищей. При нападении врага или неблагоприятных условиях могут отбрасывать части тела, и даже внутренние органы с последующим их восстановлением.

-Какие отличительные признаки группы иглокожие?(Имеют иголки).

Слайд 11.

  -Запишем это отличие в таблицу.

Вторая  группа:

Слайд 12.

  1)Ракообразные - это раки, крабы, креветки. Эти животные обитают только в чистых водоёмах. Тело состоит из 3 частей: головы, груди, брюшка. На голове расположены 2 пары усиков - антенны. Усики служат органами чувств, а иногда помогают при передвижении. Глаза расположены непосредственно на голове или на стебельках. Органы дыхания - жабры. Некоторые из ракообразных процесс дыхания осуществляют через кожу. Питаются водорослями, водными животными, бактериями.

-Какие отличительные признаки группы ракообразные? (Тело покрыто панцирем, имеется две клешни.)

  Слайд 13.

-Запишем это отличие в таблицу.

Третья группа:

Слайд 14.

  1. Паукообразные - это пауки, скорпионы, клещи. У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготовили перчатки.

       Пауки - самые лучшие истребители мух. А ведь мухи - основные переносчики многих болезней. Некоторые учёные считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые.

-Какие отличительные признаки животных группы паукообразные?(Имеют восемь ног)

Слайд15.

-Запишем отличие этой группы животных в нашу таблицу.

Третья группа:

Слайд16.

1) Насекомые--это животные, которые имеют 3 пары лап. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием. Это жуки, бабочки, пчёлы, муравьи, стрекозы и многие другие

-Какие отличительные  признаки у насекомых? (Имеют шесть ног).

Слайд17.

-Запишем в таблицу.

 

Четвертая группа:

Слайд18.

1)Земноводные - животные, которые получили своё название оттого, что часть жизни они проводят на суше, а часть - в воде. Кожа у них голая, нежная. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию играет их окраска. Это лягушки, жабы, тритоны, саламандры.

-Назовите отличительные признаки для этой группы.(Часть жизни проводят на суше, часть - в воде: кожа голая. нежная).

Слайд19.

-Запишите в таблицу.

Четвертая группа:

Слайд20.

2)Пресмыкающиеся – это ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи. Самые большие ящерицы – вараны. А бывают совсем крохотные – со спичку. У ящериц обычно четыре ноги. Но у таких ящериц, как веретиница и желтопёрик,  нет ног. А в Мексике живёт ящерица айолот, у которой две ноги.

У змей глаза закрыты тонкой плёнкой, они как в контактных линзах. Язык у змей – орган обоняния и осязания, вместе с веками. Летом резвятся, а зимой спят. Змеи, кроме шипения, никаких звуков не издают.

Крокодилы питаются мясом и рыбой. Охотятся они из засады.

Самые долголетние черепахи живут до двухсот лет. Сколько у черепахи бороздок на щитке, столько ей и лет. Сухопутные черепахи едят растения, а морские  ещё и рыбу.

-Назовите отличительные признаки этих животных. (Тело покрыто сухими чешуйками или панцирем).

Слайд21.

-Запишите это отличие в таблицу.

Пятая  группа:

Слайд22.

  1. Рыбы-это животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.

 -Назовите отличия рыб.(Живут в воде, тело покрыто чешуёй, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами).

 

 Слайд23.

-Запишите в вашу таблицу.

Пятая  группа:

Слайд24,25.

  1. Птицы-это животные, которые умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца, имеют постоянную температуру тела, которая выше, чем у млекопитающих. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.

-Какие отличительные признаки у птиц?(Тело покрыто перьями).

Слайд26.

-Запишем отличие в таблицу.

Шестая группа:

Слайд27,28.

- Звери или млекопитающие, -животные, тело которых покрыто шерстью. Своих детёнышей они выкармливают молоком. От своих родителей детёныши учатся многому: добывать корм, рыть нору, охотиться и т.д.

 -Назовите отличия этой группы животных.(Тело покрыто шерстью, детёнышей выкармливают молоком).

Слацд29.

-Запишем отличия в таблицу.

- Подведём итог.

-Назовите группы животных, с которыми мы познакомились, (дети называют группу, а учитель выставляет нужную карточку на магнитной доске)

На магнитной доске: (Группы животных: Черви, Моллюски, И т.д.)

- Какие из перечисленных животных встречаются в нашей местности?

5. Физ. минутка.

6.Закрепление изученного материала

1)Задание для каждой группы (по одному животному на группу)  к какой группе относится животное  с использованием компьютерной презентации.

Слйды30-36

2)Анаграммы (расшифровать слова) Собери слово и определи группу животных..проблемная ситуация  Кратко  охарактеризуйте их,

пользуясь информацией учебника на стр.88—90

Слайд36-41

3)Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1(с.50)

-Прочитайте задание. Рассмотрите рисунки на с.50-51.Прономируйте рисунки.

№2 (с.51)

-Прочитайте задание.

- Кто лишний в первом ряду животных? Почему? (Осьминог, это маллюск.)и т.д.

№3 (2),№3(3)

7. Обобщение и систематизация знаний и умений.

1)Задание с раздаточным материалом (макеты животных) : определи группу животного, объясни свой выбор.(Работа в группах).

2) Кроссворд. (Работа в парах).(Приложение №2)

Вывод:

- С какими группами животных вы познакомились сегодня?

7. Подведение итога урока.

- Какая наука изучает животных?

- На какие группы делятся животные?

- Что общего у насекомых? Назовите представителей.

- Что общего у земноводных? Назовите представителей. И т.д.

- Какие животные встречаются в нашей местности?

Рефлексия учащихся

-Если вам всё на уроке было понятно, поднимите сигнальную карточку зелёного цвета, если есть один или два вопроса непонятных, поднимите сигнальную карточку жёлтого цвета, если вообще всё трудно и непонятно, поднимите красный цвет.

10. Задание на дом - с 88-90 пересказ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности."

Конспект урока по окружающему миру "Животный мир в опасности." предназначен для 3- 4классов для любых УМК....

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»

Конспект урока по окружающему миру «Разнообразие животных. Животные родного края»...