Технологическая карта урока «Окружающий мир» «Постановка задачи на определение формы Земли»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Зимакова Татьяна Петровна

Тип урока

исследование

Тема урока

Постановка задачи на определение формы Земли

Цель урока

Углубление знаний учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

Задачи урока

-  Устанавливать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи в окружающем мире;

- Развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_forma_zemli.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Окружающий мир»

 «Постановка задачи на определение формы Земли»

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

4

Тип урока

исследование

Тема урока

Постановка задачи на определение формы Земли

Цель урока

Углубление знаний учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

Задачи урока

-  Устанавливать мировоззренческие понятия: причинно-следственные связи в окружающем мире;

- Развивать навыки логического мышления, умение обосновывать свои высказывания, делать выводы.

Технологии, методы, приёмы

Методы стимулирования и осуществления учебно-познавательной деятельности, организационные приемы обучения


Планируемый результат

Предметные умения

- Углубить знания учащихся о форме Земли;

- Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира.

Метапредметные умения

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность во время урока;

- умение контролировать и оценивать свою работу и работу своих сверстников, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные:

- уметь устанавливать причинно- следственные связи, уметь обобщать;

- умение сравнивать, анализировать;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные:

- умение формулировать свое собственное мнение и собственную позицию;

- умение задавать вопросы и выслушивать ответы.

Личностные

- учебно-познавательный интерес к изучению материала;

- чувство патриотизма;

- умение оценивать свою деятельность и деятельность других людей.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

- учебник «Окружающий мир» 4 класс,  Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева;

- рабочая тетрадь  Е.В. Чудинова;

- интерактивная доска;

- презентация.

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые УУД

Оформление доски

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организа-ционный момент

- умение слушать и понимать речь учителя;

- умение осуществлять самоконтроль;

-Здравствуйте, ребята!
- Я очень рада вас видеть.

-Проверьте, все ли у вас готово к уроку?
- Тогда, начнем.

Ученики проверяют готовность к уроку.

2.Построе-ние сюжетного плана

-  владеть диалогической формой речи;

- умение формулировать собственное мнение и собственную позицию;

- осуществлять подведение под понятие;

Просмотр отрывка из сказки «Старик Хоттабыч»

- Вы согласны с утверждением Вольки?

– А что вы знаете о том, какую форму имеет наша планета?

- Правильное представление о форме нашей планеты сложилось далеко не сразу. Древние люди высказывали множество предположений  о форме Земли.

 – Как представляли форму Земли древние люди?

 – Итак, правы ли были древние мудрецы? Почему?

 – На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить?

 – Какова тема урока? Каковы задачи урока?

- Наша сегодняшняя задача: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.

Форма Земли

3.Определе-ние проблемы урока

- умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи;

- владеть диалогической формой речи;

Рис. 1. Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов. Так представляли Землю в старину на Руси.

Рис. 2. Древние греки не сомневались, что Земля – диск, омываемый рекой – океаном.

Рис.3. Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе – по представлению древних индусов.

Рис. 4. В Средневековье в Западной Европе ученые мужи думали, что Земля накрыта стеклянным колпаком, на котором укреплены звезды.

Рис. 5. Индейцы Северной Америки были уверены, что мироздание подобно этой статуэтке:

Земля – это кит, плывущий среди нескончаемых вод, фигурки мужчины и женщины олицетворяют человечество, а парящий над ними могучий орел – небо.

– Чтобы узнать, как люди доказали, что Земля – шар, пройдем вместе интересный путь открытий – с глубокой древности до сегодняшних дней.

Пусть на этом пути рядом с вами будут друзья, с которыми вам будет интересно делать открытия, на которых вы можете положиться. Поэтому отправимся в путь, разделившись на 5 групп под руководством капитанов (выбрать капитанов).

Необходимо помнить этапы совместной работы (вывешены на доске).

Этапы совместной работы.

Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).

Выбрать старшего.

Распределить обязанности, кто что будет выполнять.

Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.

Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.

Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).

Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).

Из отдельных результатов получается один результат.

Правила совместной работы:

работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;

работать по плану;

своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

качественно выполнять работу(аккуратно), соблюдать технику безопасности, экономию материала;

каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности.

– Ну, а теперь в путь! Интересно, какой люди представляли Землю много столетий назад? Каждая команда получает рисунок, показывающий, как разные народы  представляли себе устройство мира. На работу 5 минут

Рассмотрите рисунки. Расскажите,

Какой люди представляли Землю в далеком прошлом?  

Как вы думаете, почему именно такой?

Отсутствие необходимых знаний.

 Недостаточность наблюдений.

 Преклонение перед силами природы.

 Фантастические выдумки о сказочных животных.

 Отсутствие транспортных средств.

 Не совершались морские путешествия.

 Мысль о беспредельном океане.

– Мы прошли часть пути, давайте подведем итог.

Экспертная группа обобщает и дополняет ответы, называет критерии оценки и подводит итоги работы каждой группы.

Работа в группах.

4. Сов –

местное открытие знаний

- умение планировать свою деятельность исходя из поставленной задачи;

-учитывать разные мнения и стремится к координации;

-уметь моделировать;

-уметь анализировать;

-осуществлять пошаговый контроль своей деятельности.

Инструкция для выполнения экспери-ментального задания.

1. Расположите лампы на расстоянии 5-7 сантиметров друг от друга. Перед ними поместите шарик. За шариком поставьте экран.

2.Зажгите лампу. На экране видна чёткая тень от шарика.

З. Если теперь зажечь вторую лампу, на экране видны тень и полутень.

- Со временем, проводя наблюдения в природе, учёные пришли к выводу, что Земля имеет шарообразную форму.

 – Какие же наблюдения позволяют сделать такой вывод?

 Исследуем этот вопрос.

 Проведем необходимые опыты, наблюдения, двигаясь по заданному маршруту.

Маршрут для 1-й группы

1. Прочитайте вступление к исследованию.

 Люди заметили, что лунные затмения бывают в полнолуние – тогда, когда Солнце и Луна находятся в противоположных точках небесного свода, а Земля помещается между ними. Причина затмения заключается в том, что Земля загораживает солнечные лучи и отбрасывает на Луну свою тень. По форме тени можно судить о форме того предмета, который ее отбрасывает. Тень Земли, падающая на Луну, всегда круглая.

2. Исследуйте, какой предмет (плоская фигура, шар) имеет круглую тень.

Оборудование: лампа – Солнце, лист бумаги – Луна, исследуемый предмет – Земля.

3. Сделайте вывод.

 Такая тень может принадлежать только _______ (шару).

 Стало быть, Земля – ______ (шар)!

 

Маршрут для 2-й группы

 1. Для исследования добудьте необходимые знания в  словаре:  

 Линия горизонта – это … (воображаемая линия между небом и землей)

2. Прочитайте текст.

 Мореплаватели обратили внимание на одну особенность. Когда они встречали другой корабль, то сначала на горизонте появлялась его мачта. Лишь при приближении становился виден весь корабль.

3. Чтобы найти этому объяснение, выполните опыт.

 Совершите путешествие кораблика:

 а) По плоской «Земле» (по парте).

 Смотрите при этом на поверхность парты на уровне глаз.

 – Каким вы видите кораблик в течение всего движения? Целиком или частично?

 б) По круглой «Земле» (по мячу). Каким вы видите кораблик в течение всего движения? Целиком или частично?

4. Сделайте вывод.

 Постепенное исчезновение удаляющихся предметов за линией горизонта, а также постепенное их появление из-за линии горизонта возможно только на Земле, которая по форме напоминает _______(шар).

Маршрут для 3-й группы

 1. Исследуя форму Земли, проведите опыт.

 а) Поставьте на плоской «Земле» (на парте) на разном расстоянии друг от друга два предмета. Посмотрите на них, расположив глаза на уровне поверхности стола.

 Близкий и далекий предметы видны одинаково хорошо, закрыты полностью или частично?

 б) Поместите предмет на круглой «Земле» (на мяче), расположив его дальше от себя. Предмет виден полностью хорошо, закрыт полностью или частично?

Объясните.

 С подъемом в гору линия горизонта – воображаемая линия, которая как бы разделяет небо и землю, – отодвинется или приблизится?

 Горизонт – видимое вокруг пространство – расширится или сузится?

3. Сделайте вывод.

 Именно так мы должны наблюдать мир, если мы живем на огромном шаре.

 Значит, наша Земля _______ (шар)!

 

Маршрут для 4-й группы

1. Исследуя форму Земли, совершите путешествие, двигаясь в одном и том же направлении (на запад):

 а) по плоской «Земле» (по парте);

 б) по круглой «Земле» (по мячу).

2. Из какого путешествия (а или б) вам удалось вернуться обратно?

3. Прочитайте текст.

 Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан на парусных кораблях отправился на запад в поисках новых путей в Индию. Плывя в одном и том же направлении, путешественники вернулись обратно.

4. Подумайте, что это доказывает? 

 (правильность гипотезы о шарообразности Земли)

 

Маршрут для 5-й группы

1. Прочитайте текст – с.100 (1-2 абзацы)

Благодаря развитию науки для человека стало возможным посмотреть на нашу планету со стороны, т. е. из космоса.

2. Исследуйте снимки из космоса по плану:

 а) форма Земли;

б) голубая оболочка Земли – это …

 в) освещена ли поверхность Земли Солнцем;

 г) какие цвета можно различить на поверхности Земли;

 д) можно ли считать поверхность Земли идеально ровной.

 е) чем наша планета похожа на космический корабль.

 

3. Расскажите, какой мы увидели Землю из космоса.

 Отчет групп.

 

 Обращение к экспертам:

 – Удалось ли командам подтвердить шарообразность Земли?

 Эксперт обобщает, формулирует выводы – на доске появляются таблички с доказательствами:

Круглая тень Земли.

Постепенное исчезновение предметов за линией горизонта.

Увеличение обзора с высоты.

Кругосветное путешествие.

Снимки из космоса.

– Почему мы смогли доказать, что Земля – шар?

(Опыты, знания, наблюдения, «путешествия», дружная работа, любопытство)

Дети работают в группах, учитель оказывает необходимую помощь.

5.Закрепле-ние по теме

- осуществлять итоговый контроль своей деятельности;

- уметь формулировать собственное мнение и собственную позицию;

 -Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли.

 Лишь в XV веке Землю, наконец, признали круглой. Люди сделали модель Земли. Она похожа по форме на настоящую Землю. Модель Земли, сделанная людьми, называется глобусом.

 (У учителя на столе большой глобус)

 – Что можно увидеть на глобусе?

(Северный и Южный полюсы – неподвижные точки на Земле, экватор, полярные круги, материки и океаны, страны и  города нашей планеты.)

 

.

6.Рефлексия

-объективная самооценка себя, своих знаний;

- строить монологические высказывания.

 Доказали мы или опровергли наше предположение?

-Как?

-Продолжите предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-Я узнал, что…

 – Как вы думаете, для чего нам надо знать форму Земли?

 * Знать форму Земли очень важно, так как земная поверхность не остается неизменной. Ученые ни на минуту не прекращают работу по уточнению формы Земли, потому что их данные нужны астрономам, летчикам, морякам, картографам – тем, кто составляет карты.

 

 И главное – мы земляне!

 Мы должны знать все о своем доме, чтобы сберечь его.

 – Посмотрите, как много разных народов живет на планете, для всех Земля – родной дом. Есть причины волноваться за судьбу Земли, а чтобы помочь планете, надо ее изучать, познавать.

Помогают нам в этом интересные и познавательные книги о Земле:

 И. Травина «Моя первая книга о планете Земля», издательство «РОСМЭН», 2011 г.

Мини-энциклопедия Всё обо всём «Планета Земля», издательство АСТ, Астрель – 2003 г.

 С. Афонькин «Загадки планеты Земля», серия «Узнай мир» – 2010 г.

 

Читайте, узнавайте как можно больше о Земле, будьте достойными детьми своей планеты.

7. Домашнее задание

-слушать и понимать речь других;

-самоконтроль и самоорганизация.

– Кто активно участвовал в работе группы?

 а) с.39- 41  прочитать; нарисовать или выполнить аппликацию с помощью пластилина на тему «Как древние люди в разных странах представляли себе форму Земли?»

 б) составить алгоритм по теме: «Почему нужно беречь нашу планету?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Технологическая карта урока «Окружающий мир» «Постановка задачи на определение формы Земли»

Учебный предметОкружающий мирКласс4Тип урокаисследованиеТема урокаПостановка задачи на определение формы ЗемлиЦель урокаУглубление знаний учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Озёра – краса Земли» (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Челябинской области.Задачи урокаДидактические:Формировать знания об окружающей среде, об озёрах нашей Родины;Формировать умения пользоваться т...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Ландшафт Земли"

Технологическая карта к уроку окружающего мира 2 класс УМК Занков по теме: "Ландшафт Земли"...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Заглянем в кладовые земли" для 2 класса

Уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю вашему вниманию конспект окружающего мира для 2 класса на тему: "Заглянем в кладовые земли". Вы можете взять из него полезные для себя матери...