Что это за листья?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Столяренко (Швецова) Ольга Викторовна

Урок по окружающему миру по теме:«Что это за листья».1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_eto_za_listya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру по теме:

«Что это за листья».

1 класс.

Дидактическая цель: создать условия для развития у учащихся умения самостоятельно размышлять как основы познавательной активности младших школьников.

Задачи урока: 

Предметные:

  1. учить узнавать растения по листьям;
  2. развивать умение находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
  3. развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства,
  4. расширить сенсорный опыт детей, запас детских впечатлений, полученных в результате наблюдения.

Метапредметные:

  1. Личностные УУД:
  • Формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимания смысла учебной деятельности.
  1. Регулятивные УУД:
  • Формулировать тему и цель урока с помощью учителя.
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с гербарием, с опорой на свой жизненный опыт.
  • Определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем.
  1. Познавательные УУД:
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя гербарий, информацию, полученную на уроке и свой жизненный опыт.
  • Переработать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь учителя и других учеников, вести диалог.
  • Работать с соседом.
  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Оборудование: 

  • Листья разных пород деревьев;
  • Презентация, видеоролик;

Техническое обеспечение: 

  • Компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Учебно-методическое обеспечение: 

  • Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2011; автор: А.А.Плешаков;
  • Рабочая тетрадь “Окружающий мир. Часть 1” для 1 класса; М.: Просвещение, 2012; автор: А.А.Плешаков.

Цель планируемого педагогом  действия

Ход занятия

Что при этом получает ребенок

Комментарии

Самоопределение к деятельности.

Настрой на работу.

Орг. момент.

Учитель включает видеоролик  осень.wmv.

самоопределение

Класс заранее поделен на группы

Введение в тему урока

Я сейчас загадаю вам загадку, а вы, угадав её, узнаете тему сегодняшнего урока.

Падают с ветки золотые монетки (Осенние листья). (Презентация слайд 1) листья.pptx

- Почему листья называют золотыми монетками?

Целеполагание, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Отгадывают загадку, отвечают на вопрос.

Актуализация знаний.

- О чём говорили на прошлом уроке, где мы были?  Чтобы вспомнить отгадайте загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, четвёртый плачет.

(Времена года)

-Сколько их? (4)

-Какое время года сейчас?

Вспомните и назовите погодные условия и явления этого времени года.

- Кто может перечислить деревья, которые мы видели в лесу на экскурсии? (Буклет буклет Швецова.docx)

- Покажите листья,  которые вы нашли во время экскурсии.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Отвечают на вопросы учителя.

Перечисляют растения, которые видели на экскурсии.

Работа с листьями.

Введение в тему урока. Активизировать знания учащихся и создать проблемную ситуацию.

Слайд 2. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

Как мы будем определять название дерева, с которого упал лист?

целеполагание, прогнозирование;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

формулирование проблемы.

Учащиеся называют источники информации: интернет, атлас-определитель, гербарий растений.

Исследование

Учитель организует учащихся на исследование проблемной ситуации. Раздает каждой группе атлас-определитель и гербарий растений.

планирование, прогнозирование,

моделирование, логические – решение проблемы,

 инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Самостоятельная работа учащихся с гербарием растений в группах. У каждой группы 6 видов листьев( береза, дуб, клен, осина, каштан, рябина).

Проверка работы в группах

А сейчас проведем игру “Какое дерево потеряло эти листочки”. Внимательно слушайте загадки, стихи, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки.

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

(Слайд 3-4)

- Приготовьтесь отгадать следующую загадку. О каком дереве идет речь?

Стоит Алёнка: 
платок зелёный, 
Тонкий стан, 
и белый сарафан.
(Береза)

(Слайд 5-6)

Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.

Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Клён) (Слайд7-8)

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.

Как оно называется, объясните, как вы догадались? (Рябина)(Слайд 9-10)

Послушайте и отгадайте ещё загадку.

Висят на ветках,

В колючих жилетках,

Осень пришла,

Кожуру сняла!


- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Каштан) (Слайд 11-12)

- Следующая загадка.

Никто не пугает, а вся дрожит.

- Покажите листочки этого дерева, как оно называется? (Осина) (Слайд 13-14)

Умение синтезировать, составлять целого из частей, восполняя недостающие компоненты.

Ребята, посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Кто догадался и может показать, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Слайд 15)

Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации.

Один из учеников выходит к доске. Остальные дети выполняют задание на партах

Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная (показывает на листьях) Если пластинка одна, то лист называется простой.  Если пластинок на черешке несколько то лист называется сложный.

- Рассмотрите листья и подумайте, а у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.

Определите какая пластинка у каждого из листьев.

- А теперь проверим: правильно ли вы определили вид листовой пластинки (Слайд 17)

Умение  найти и выделить информацию, анализировать с целью выделения признаков, выбрать основания и критерии для сравнения, классификации объектов, подвести под понятие.

Умение видеть достоинства и недостатки работ,

Учиться быть самокритичным

Умение оценить и скорректировать свой выбор.

Работают в  группах.

Закрепление

- Рассмотрите фотографии на с.29.

- Вы узнали эти листья? С каких они деревьев?

2. Выполнение заданий в рабочей тетради, с. 16-17.

Умение оценить и скорректировать свой выбор.

Выполнение заданий.

Рефлексия

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Продолжите предложение, выбрав начало

  • Я узнал...
  • Я повторил...
  • Я запомнил... (Слайд 18-19)