Вода. Свойства воды.
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Нагорная Лилия Анатольевна

Конспект урока окружающего мира разработанный в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_p_3_klass_po_teme_voda._svoystva_vody.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Вода. Свойства воды»

Цели урока:

-формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;

-формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;

-формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения,

-делать выводы по результатам

-наблюдений, анализировать и обобщать;

-учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Ход урока

1.Самоопределение к  деятельности

-Доброе утро, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Наша исследовательская лаборатория продолжает свою работу. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

-А давайте заглянем в толковый словарь. (Сравнение с толковым словарем.)

Прошу для плодотворной работы определить руководителя, лаборанта, помощника лаборанта, секретаря, эксперта  каждой группы.

-Прошу каждого член лаборатории определить  самые важные качества, которые помогут ему достичь цели в работе.

-Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний) будем узнавать новое

-Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

2. Определение темы урока, постановка учебной задачи

-Чтобы определить, что мы сегодня будем исследовать, прошу внимательно просмотреть видеосюжет. (Видеофрагмент «Капля») 

-Итак, какая тема нашего урока? (Вода)

-А кто из вас сможет мне ответить, что такое вода? ( Вода – вещество.)

-А любое вещество имеет свои свойства.

-А о свойствах воды вам известно? (Нет)

-Какая же цель работы нашей лаборатории сегодня?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Ребята! Я предлагаю начать наше исследование.

 -За каждое правильно выполненное задание вы будете получать капельку воды. Посмотрим сколько воды вы сможете насобирать за 45 минут.

- Перед Вами научные доклады. Прошу вас изучить тексты и определить роль воды в жизни:

1 группа - человека

2 группа - животных

3 группа - растений

 Для чего нам  нужна вода?

-Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)

-Ребята, а где мы проверяем лексическое значение слова?

-Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.

4.Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы

- А что такое вода? (жидкость). 

-Ребята, перед нами проблема. В нашу научную лабораторию поступило неизвестное вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)

- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)

-Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Окажите сои ответы.

-А кто- нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Какие?

-Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус

запах.

-К концу урока мы должны узнать: «Является ли жидкость в сосуде – водой?» 

5. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний

Переходим к следующему этапу нашей работы, исследование воды.

-Как же мы будем исследовать воду?

1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.

2. Сделаем выводы.

Оцените себя на данном этапе работы.

5. Реализация проекта.

- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.

-Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Какие правила ТБ мы должны соблюдать?

-Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

Работа в группах.

ОПЫТ №1

- Опустите в стакан с водой ложку

- Видна ли ложка в стакане?

-Что можно сказать?

Вывод: вода прозрачна

-Около стакана с водой положите полоску белой  бумаги. Сравните цвет жидкости с цветом полоски.  Имеет ли вода цвет?

Вывод: вода не имеет цвета

-Добавьте  в воду 2 капли  йода. Ребята, что же произошло?

Вода изменила цвет

-А от чего зависит цвет воды?

Цвет воды зависит от того, что в ней растворили.

-А когда мы дома можем видеть эти чудесные превращения?

Когда утром завариваем чай или кофе. (По карточке дети делают вывод)

Зафиксируйте результаты своей работы в листы исследования.

ОПЫТ №2

-Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).

-Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (2 стакана обернуть бумагой: кофе, вода)

-Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.

Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)

-Какое чувство помогло вам? (Обоняние)

-Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)

-Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? Вода. Какой сделаем вывод?

Отметьте это свойство в «Листе исследований».

6. Физминутка (интерактивная)

7. Реализация проекта.

ОПЫТ №3

-Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу пример (сладкий, кислый)

- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.

-Вспомним правила безопасности.

- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.

-Какие ощущения? Стакан №1-молоко (сладкий)

№2 – сок (кислый)

№3 – вода (нет вкуса!!!)

-Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в «Листе исследований».

-А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)

— Где в жизни вы с этим встречались?

ОПЫТ №4

-А сейчас добавьте в стакан соль. Размешайте. Что произошло с солью?

Вывод: Вода – растворитель

-Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, теперь сможете мне ответить. Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой — ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго — тяжелее?

-Ребята, а если я насыплю песок в воду, он растворился?

Подробнее о процессе фильтрации мы поговорим на след уроке.

ОПЫТ № 5

- Посмотрите внимательно, я сейчас налью воду в банку, стакан, бутылку и вазу. Какую форму имеет вода?

-Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.

Вывод: Вода не имеет форму, а может принимать форму того сосуда, в котором находится

-Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований.  Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода) Какими свойствами она обладает?

Оцените свою работу своей группы.

8. Первичное закрепление .

- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»

- В начале урока  мы могли это определить? А теперь?

- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды. Сделайте вывод.

-Посмотрите фрагмент фильма «Планета». Какая главная мысль фильма?

-А нужно ли беречь и охранять воду?

-Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее. Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Придумайте и нарисуйте знак для охраны воды.

Оцените работу соседней группы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Подведем итог нашего исследования.

-Мы выполнили план урока?

-Перечислите свойства воды.

- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).

Молодцы, ребята! Я вами очень довольна и хочу каждой группе дать свою каплю воды.

-Посмотрите сколько капель воды вы набрали и охарактеризуйте работу вашей группы на уроке.

10.  Домашнее задание.

-Рабочая тетрадь с.34, задания 4,5

-подобрать пословицы о воде.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент –Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»

 -Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Тема урока: "Вода. Свойства воды".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная ...

0кружающий мир "Вода. Свойства воды".

Свойства воды, значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле....

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...