Конспект урока по окружающему миру "Перспектива" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру, "Перспектива", 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_rasteniy.docx29.25 КБ
Файл tablitsa_mir_rasteniy.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру
3 класс
УМК «Перспектива»
 (авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая)
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Мир растений»

Цель: ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений

Планируемые результаты:
Личностные: 
- формирование бережного отношения к природе;
- формирование положительного отношения к природе и ее роли в поддержании жизни на Земле;
- формирование доброжелательного отношения к одноклассникам.

Метапредметные:
-
 умение анализировать при выделении критериев сравнения групп растений;
- умение сравнивать критерии разных групп растений и выделять их отличительные особенности;
- умение группировать при сравнении отличительных признаков;
- умение составлять и принимать цель урока.

Предметные: 
- умение распределять растения по группам;
- знание о царстве природы – Растения;
- знание о частях растений;
- знание о питании и дыхании растений.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, 1 часть, А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая; электронная презентация; заготовка таблицы.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация (организационный момент)

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас урок окружающего мира.

- Проверьте, у вас на столе должны быть: учебник, тетрадь и пенал.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Приветствуют учителя.

2

Самоопределение к деятельности

(Слайд 2)

- Ребята, попробуйте отгадать мои загадки:

1. Две сёстры летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая чернеет. (Смородина)

2. Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

3. Что же это за девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

а в иголках круглый год. (Ель)

- Молодцы! А как можно назвать эти слова-отгадки одним словом? (Растения)

(Слайд 3)

- Может быть кто-нибудь слышал такое выражение: «растения – зеленая одежда Земли»? Как вы понимаете это выражение? (Высказывания детей)

- Действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зеленый наряд Земли делает нашу планету удивительно красивой.

- Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Мир растений) 

- А какие вы знаете группы растений? (Деревья, кустарники, травы, дикорастущие, культурные и т.д.)

- Верно, приведите мне примеры деревьев. (береза, ель, дуб, осина и т.д.)

- А какие вы знаете кустарники? (сирень, малина, шиповник и т.д.)

- Молодцы, а назовете мне травы? (одуванчик, земляника, клевер и т.д.)

- Замечательно, а к какой группе вы бы отнесли водоросли? (Предположения детей)

- Можете ли вы доказать, что это …?

- Мы не можем с вами этого доказать, потому что мы не знаем отличительных признаков. Чтобы сказать к какой группе относятся растение нужно знать отличительные признаки растений по которым они группируются.

- Водоросли это не …, хотите узнать к какой группе растений относятся водоросли. (Да)

- Учёные изучали разнообразные растений и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они делят их  на несколько групп. Их на много больше тех групп, с которыми вы уже знакомы.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предположения детей)

- Мы сегодня на уроке познакомимся с отличительным признаками растений и узнаем, на какие группы делится все царство Растений.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

3

Изучение новой темы

(Слайд 4)

- Сейчас мы совершим экскурсию по царству растений.  Первая остановка – Водоросли. Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на стр. 78 об этой группе.

- Как вы думаете, почему эти растения так назвали?

- Что вы узнали об этих растениях?

- Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.

У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли).

Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.

Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они  в океанах.

По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.

Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.

 Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от  гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.

(Слайд 5)

- Едем дальше, наша следующая остановка – Мхи. Прочитайте об этой группе на стр. 79.

- Что вы узнали об этой группе растений?

Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.

На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.

Сфагнум. Растение, которое прекрасно впитывает влагу. Сфагнум способен заполнить целые пруды, а на их месте образуются болота. Со временем, отмирая, растения образуют торф. Во время Великой Отечественной войны, когда не хватало медикаментов, сфагнум заменял врачам при перевязках вату, а отчасти и йод, т. к. в этом растении содержатся вещества способные дезинфицировать рану.

- Какая следующая остановка? (Папоротники)

(Слайд 6)

- Верно, прочитаем в учебнике об этой группе растений.

Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.

По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.

Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

- У кого-нибудь дома есть папоротник?

-Итак, какая у нас следующая группа растений? (Хвойные)

(Слайд 7)

- Почему эта группа получила такое название? (Предположения детей)

- Какую часть растения заменяют хвоинки? (Листья) 

- А есть ли цветки или плоды у хвойных растений? (Нет)

- А что есть у таких растений? (Шишки)

- Верно, вместо плодов у таких растений шишки, в которых созревают семена. Всего насчитывается 600 видов хвойных растений. Кто-нибудь может мне назвать растения, которые мы отнесем к хвойным? (Кедр, можжевельник, лиственница и т.д.)

- И последняя наша остановка – это? (Цветковые растения)

(Слайд 8)

- Верно, давайте прочитаем.

- Какие растения называются цветковыми? ( Высказывания детей)

Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

Цветковые растения встречались на Земле ещё  со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения,  которые выведены человеком,  представители этого отдела.

- Назовите мне представителей этой группы растений. (Одуванчик, мать и мачеха, клевер, ромашка и т.д.)

Учащиеся читают информацию в учебнике.

Отвечают на вопросы учителя.

4

Физкультминутка

- Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

Выполняют упражнения.

5

Первичное закрепление

(Слайд 9)

- Давайте повторим, на какие группы делятся растения? ( Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

- Какие вы помните части растения? (Корень, стебель, листья)

- Верно, где растут водоросли? (В воде).

- Где можно встретить мхи? (Во влажных местах).

- Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья).

- Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник и т.д.).

- Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения).

- У нас получилась, вот такая таблица, перечертите ее к себе в тетрадь.

- Начнем заполнять. Какая первая группа растений? (Водоросли)

Есть ли у водорослей корни? (Нет)

-Верно, а стебель есть? (Нет)

- Листья есть? (Нет)

- Как размножаются водоросли? (Спорами)

- А какие есть особенности жизнедеятельности? (Живут в воде)

- Молодцы, мы заполнили с вами первую строчку таблицы. Что у нас дальше? (Мхи)

- Есть ли у мхов корень? (Нет)

- А стебель? (Да)

- Есть листья? (Да)

- Как размножается мох? (Спорами)

- А какие у него особенности жизнедеятельности? ( Живут в сырых местах. Очень жизнеспособны.)

- Молодцы, ребята, какая группа растений дальше? (Папоротники)

- Верно, попробуйте дальше самостоятельно заполнить таблицу.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

Отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу. (У детей уже есть расчерченная таблица)

Самостоятельно заполняют таблицу.

6

Работа с учебником

- Рассмотрите схему «Питания растений» на стр. 80

- Как же растения питаются? Что растения получают из почвы через корни? (Они всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

- Что показывают красные стрелки? (Растения забирают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.)

- Давайте подумаем, а какую роль играют растения в природе и жизни людей? (Очищают воздух)        

Растения – удивительные повара, которые из воды и углекислого газа готовят себе пищу – сахар и крахмал. Чудесная «кухня располагается в листьях.  Вода поступает туда по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Но работает чудесная «Кухня» только на свету. Солнечный свет несет энергию.

- Рассмотрите схему «Дыхание растений».

- Какой вывод мы можете сделать? (Растения, как и человек, дышат кислородом, выделяя углекислый газ.)

Работают со схемой в учебнике, отвечают на вопросы учителя.

7

Подведение итогов

На какие группы делятся все растения? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
Какая группа самая многочисленная?
(Цветковые)
Чем питаются растения? Что при этом образуют?
(Вода, с растворенными в ней минералами, образуют кислород)
Чем дышат растения?
( Углекислым газом)

Отвечают на вопросы учителя.

8

Рефлексия

(Слайд 10)
- Ребята, вы сегодня больше молодцы, мы с вами замечательно поработали.
- Я вам сейчас раздам листочки, а вы пометьте на них галочкой тот смайлик, который соответствует вашей работе на уроке.

Выполняют задание учителя.

9

Домашнее задание





Предварительный просмотр:

Мир растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые

Мир растений

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Водоросли

Мхи

Папоротники

Хвойные

Цветковые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

План-конспект урока Предмет: Окружающий мир Класс: 2 Тема урока: Живая и неживая природа УМК: «Школа России»

Формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой....

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

КОНСПЕКТ УРОКА Предмет: окружающий мир Класс: 2

Тема: «Звёздное небо», урок № 1Источники, используемые при подготовке к уроку: учебник Окружающий мир 2 класс, автор А. А. Плешаков, издательство Просвещение, 2013 г.Раздаточный матер...