окружающий мир
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Шапорева Марина Борисовна

школа россии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_3_klass.docx70.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

 основная общеобразовательная   школа с.Чистяково

Советского района Ростовской области

Утверждаю

Директор     МБОУ

Чистяковской ООШ_______

Приказ №______

«____»_______20___ г.

Рабочая программа

по           __окружающему миру_

класс   _3__

учитель   ___Шапорева Марина Борисовна___

учебный год____2018-2019________

Количество часов по учебному плану

2

Всего за учебный год 

 68

В т.ч.

на I полугодие 

 

на II полугодие

 

 

2018-2019 учебный год


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Работа по учебно-методическому комплексу примерной программы начального общего образования                                                 УМК «Школа России», разработанной  А.А.Плешаковым. Издательство «Просвещение» 2011год

Учебник  А.А.Плешаков  «Окружающий мир»  в 2-х частях, 3 класс, М., «Просвещение», 2016 г.

Рабочая тетрадь А.А.Плешаков  «Окружающий мир»  в 2-х частях, 3 класс, М., «Просвещение», 2016 г.

 Рабочая программа по окружающему миру  3 класс, Максимова Т.Н., М., «Вако», 2014 г.

        С учетом требований федерального компонента государственного стандарта НОО (ООО) призвана обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.

Ожидается, что учащиеся по завершению обучения смогут демонстрировать следующие результаты в освоении окружающего мира.

№ п/п

Разделы учебного курса

Компетенции

Научится

Получит возможность научиться

1.

Раздел №1

 «Человек  и природа»

Личностные

- познавательные мотивы учебной деятельности;

- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (квартира, дом, улица, природа), правилах экологической безопасности в повседневной жизни.

- целостный взгляд на мир через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком,;

- формирование начальных навыков адаптации в мире через изучение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной среде;

Предметные

различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;

-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;

-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;

-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;

-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

- распознавать природные объекты с помощью атласа – определителя, различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость, выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

Метапредметные

Регулятивные:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные :

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- умение структурировать знания.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- задавать вопросы;

 - контролировать свои действия и действия партнёра.

- Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги

- Устанавливать взаимосвязи в природе;

- моделировать изучаемые взаимосвязи;

- выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

- классифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить информацию о растениях;

 - Сравнивать и различать диких и домашних животных;

2.

Раздел №2

«Человек и общество»

Личностные

- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко – культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, умение прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края.

- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя русского языка – государственного языка Российской Федерации;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле , выявления общего и различного в политическом устройстве государств.

Предметные

различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;

-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);

-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;

-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;

-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство историчес-кой перспективы;

-  наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира челове-ка в его созидатель-ной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

Метапредметные

Регулятивные:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных  ошибок;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений;

- устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

- умение структурировать знания;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

Коммуникативные:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- строить понятные для партнёра высказывания.

Подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами

- Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

                                                                        2.Содержание учебного предмета, курса

Раздел, темы учебного курса

Количество часов на раздел

Формы контроля

Как устроен мир

      6 ч

Проект «Богатства, отданные людям»

Эта удивительная природа

18 ч

Проверочная работа по теме «Тела, вещества, частицы»

Тест.

Тестовый контроль.

Проверочная работа «Размножение и развитие растений».

Тест.

Тест.

Мы и наше здоровье

10 ч

Тест.

Тестовый контроль.

Проверочная работа.

Наша безопасность

7 ч

Тест.

Проект «Кто нас защищает»

Чему учит экономика

11 ч

Тест.

Проектная работа «Экономика родного края»

Тест.

Путешествие по городам и странам      

16ч

Проектная работа «Музей путешествий»

Тест.

Тест.

Проверочная работа 

                                                                                                  3.Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата

Фактич. дата проведения

Предметные компетенции

Вид учебной деятельности

Контроль

I.Как устроен мир – 6 ч.

1.

Природа. Разнообразие природы. Значение  природы для людей

1

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формули-ровать выводы из изучен-ного материала, отвечать на итоговые вопросы и оцени-вать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп».

Коллективная работа – знакомство с учебными пособиями; парная работа; совместная деятельность учитель – ученик; работа в Рабочей тетради; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания.

2.

Человек. Ступеньки познания.

1

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотноше-ниях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Объяснять значения слов: «психоло-гия», «восприятие», «па-мять», «мышление», «воображение».

Групповая работа; парная работа (сильный – слабый); самостоятельная работа с терминологическим словариком;  совместная деятельность учитель – ученик; работа в Рабочей тетради; оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания.

3.

Проект «Богатства, отданные людям»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая работа – определение цели проекта; самостоятельный сбор материала; презентация проекта; совместная деятельность учитель – ученик – оценка результатов работы.

Проект

4.

Общество

1

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществ-лять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Объяснять значения слов: «семья», «народ», «государ-ство», «общество».

Совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа по учебнику; парная работа;  оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания.

5.

Мир глазами эколога.

1

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. Объяснять значения слов: «окружаю-щая среда», «экология».

Анализ текста при консультативной помощи учителя; парная работа; работа по учебнику; работа в Рабочей тетради; моделирование;  оценка достижений; проектирование дифференцированного домашнего задания.

6.

Природа в опасности. Охрана природы

1

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отноше-ние к природе можно наз-вать ответственным. Объяс-нять значения слов: «запо-ведник», «национальный парк».

Совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; самостоятельная работа; парная работа; моделирование;  работа в Рабочей тетради; проектирование дифференцированного домашнего задания.

                                                                           II. Эта удивительная природа – 18 ч.

7.

Тела, вещества, частицы

1

Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа с последующей проверкой; парная работа;  самостоя-тельная работа с терминологическим словариком;   проектирование дифференцированного домашнего задания.

8.

Разнообразие веществ

1

Объяснять значения слов: «химия», «поваренная соль», «крахмал», «кисло-та». Описывать изучаемые вещества по предложен-ному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Отгадывание загадок;  совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; парная работа; Совместная  деятельность учитель – ученик.

Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».

9.

Воздух и его охрана

1

Объяснять значение слова «кислород». Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

Групповая работа; исследование с помощью опытов свойств воздуха; парная работа; работа по учебнику;  совместная  деятельность учитель – ученик; оценка достиже-ний, Практическая работа «Свойства воздуха».

10.

Вода и жизнь. Свойство воды.

1

Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

Коллективная работа; парная работа; работа с учебником; самостоятельная работа; мини – исследование;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Свойства воды».

Проверочная работа по теме «Тела, вещества, частицы».

11.

Превращения и круговорот воды в природе.

1

Объяснять значения слов: «состояние», «испарение», «круговорот». Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Совместная   деятельность учитель – ученик; парная работа; самостоятельное составление рассказа по схеме; моделирование; выполнение заданий в Рабочей тетради;  совместная  деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

12.

Берегите воду!

1

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Разгадывание кроссворда; групповая работа; парная работа; работа со взрослы-ми: интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воды в родном селе; совместная  деятель-ность учитель – ученик; оценка достижений,

Тест.

13.

Что такое почва

1

Объяснять значение слова «перегной». На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Групповая работа при консультативной помощи учителя исследование состава почвы; анализ схем; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради;  совместная  деятельность учитель – ученик; оценка достижений, проектиро-вание дифференциро-ванного домашнего задания.

Практическая работа «Состав почвы».

14.

Разнообразие растений

1

Объяснять значение слова «ботаника». Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Самостоятельное доказательство разнообразия растений на основе своих знаний;  групповая работа при консультативной помощи учителя; разгадывание кроссворда; групповая работа по учебнику  с последующей взаимопро-веркой; работа с атласом – определителем; парная работа;   оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания.

15.

Солнце, растения и мы с вами

1

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Совместная  деятельность учитель – ученик; парная работа; моделирование;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Тестовый контроль.

16.

Размножение и развитие растений

1

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Отгадывание загадок; совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; парная работа;  самостоятельная работа с терминологи-ческим словариком;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений».

17.

Охрана растений

1

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Викторина; групповая работа; выполнение заданий в тетради; самостоятельная работа;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Проверочная работа « Раз-множение и развитие растений»

18.

Разнообразие животных

1

Объяснять значения слов: «зоология», «земновод-ные», «пресмыкающиеся», «млекопитающие». Приво-дить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Совместная  деятельность; разгадывание кроссворда; групповая работа; работа по учебнику;

19.

Кто что ест? Цепи питания.

1

Начать работу над проектом, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей взаимопроверкой; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

20.

Невидимая сеть и невидимая пирамида.

1

Работать с известной информацией,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера

Групповая работа – определение цели и этапов работы; самостоятельная работа.

Тест.

21.

Размножение и развитие животных

1

Объяснять значения слов: «личинка», «куколка», «малёк», «головастик». Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Отгадывание загадок; совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа по учебнику; парная работа; моделирование;  самостоятельная работа с терминологическим словариком;   оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

22.

Охрана животных

1

С помощью атласа-опреде-лителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Совместная  деятельность учитель – ученик; групповая работа; работа с атласом – определителем; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

23.

В царстве грибов

1

Объяснять значения слов: «грибница», «съедобные грибы», «несъедобные грибы». С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Отгадывание загадок о грибах; работа по учебнику; групповая работа по атласу – определителю; парная работа; моделирование; самостоятельная работа с терминологическим словариком;    оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

24.

Великий круговорот жизни

1

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Совместная  деятельность учитель – ученик; парная работа по схеме в учебнике; моделирование; выполнение заданий в Рабочей в тетради, оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Тест.

                                                                     III. Мы и наше здоровье – 10 ч.

25.

Организм человека

1

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Совместная     деятельность учитель – ученик; работа по учебнику; парная работа – измерение роста человека; групповая работа – изготовление модели;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

26.

Органы чувств

1

Объяснять значения слов: «обоняние», «осязание». Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

В групповой работе самостоятельное изучение материала по учебнику; парная работа;  самостоятельная работа с терминологическим словариком;   оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

27.

Надежная защита организма

1

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Викторина; групповая работа; парная работа;  самостоятельная работа с терминологическим словариком; работа по учебнику; совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Первая помощь при небольших повреждениях кожи».

Тест.

28.

Опора тела и движение

1

Объяснять значения слов: «скелет», «мышцы», «опорно-двигательная система», «осанка». Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Групповая работа по учебнику; парная работа;  самостоятельная работа с терминологическим словариком;  совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

29.

Наше питание. Органы пищеварения.

1

Объяснять значения понятий: «белки», «жиры», «углеводы», «пищеварительная система». Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая работа; моделирование; выпол-нение заданий в тетради;  самостоятельная работа;  совместная деятельность – учитель – ученик; оценка достижений. Практичес-кая работа «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах по информации на упаковках».

30.

О дыхании, движении крови.

1

Объяснять значения понятий: «дыхательная система», «кровеносная система». Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Совместная     деятель-ность учитель – ученик; работа по учебнику; парная работа – моделиро-вание;  самостоятельная работа с терминологи-ческим словариком;   оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Подсчет ударов пульса».

Тестовый контроль.

31.

Умей предупреждать болезни

1

Объяснять значения понятий: «закаливание», «инфекционные болезни», «аллергия». Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Разгадывание кроссворда, составленного учениками; групповая работа; парная работа; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой;  самостоятельная работа с терминологическим словариком;    оценка достижений, домашнего задания.

32.

Здоровый образ жизни

1

Объяснять значение выражения «здоровый образ жизни».  Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Совместная     деятель-ность учитель – ученик; работа по учебнику; групповая работа;  само-стоятельная;   оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания.

33.

Проверочная работа «Организм человека».

1

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выпол-нение тестовых заданий учебника; самооценка в соответствии с набран-ными баллами.

Проверочная работа

34.

Проектная работа «Школа кулинаров»

1

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Знакомство с текстом учебника; групповая работа – обсуждение проведения конкурса кулинаров; подготовка к выполнению проекта «Школа кулинаров».

Проект.

                                                                IV. Наша безопасность – 7 ч.

35.

Огонь, вода и газ

1

Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Групповая работа; парная работа (ролевая игра); самостоятельное проговаривание наизусть телефонов экстренного вызова; анализ схемы эвакуации из школы; совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирова-ние дифференцированного домашнего задания.

36.

Чтобы путь был счастливым

1

Называть правила пове-дения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в авто-мобиле, общественном транспорте.

Групповая работа; само-стоятельное выполнение тестов;  оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания.

37.

Дорожные знаки

1

Объяснять значение слова «сервис». Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Парная работа;  самостоятельная работа с терминологическим словариком;   самостоятельное выполнение тестов с выбором ответа;  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Тест.

38.

Проектная работа «Кто нас защищает»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая работа; работа со взрослыми интервьюи-рование ветеранов ВОВ, военнослужащих, сотруд-ников полиции; самостоя-тельная презентация и оценка результатов проектной деятельности.

Проект

39.

Опасные места

1

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Совместная деятельность учитель – ученик; груп-повая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; составление схемы окрестностей с указанием опасных мест; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

40.

Природа и наша безопасность

1

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Коллективная работа по учебнику; парная работа (работа в атласе – определителе); групповая работа;  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

41.

Экологическая безопасность

1

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».  Называть правила экологической безопасности.

Групповая работа; моделирование; работа по учебнику; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой;  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».

V. Чему учит экономика – 11 ч.

42.

Для чего нужна экономика

1

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); парная работа; самостоятельная работа; групповая работа; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики

1

Объяснять значения слов: «природные богатства», «капитал», «труд».  Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

Групповая работа; парная работа; выполнение заданий в Рабочейтетради с последующей коллективной проверкой; работа со взрослыми (роль профессий родителей в экономике);  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания.

44.

Полезные ископаемые

1

Объяснять значения слов: «месторождение», «геолог». Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Групповая работа по учебнику; парная работа;  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирова-ние дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».

45.

Растениеводство

1

Объяснять значения слов: «отрасль», «растениеводство». Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Парная работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком;   самостоятельная работа по учебнику с последующей проверкой по «Страничкам для самопроверки»; совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Рассматривание культурных растений».

46.

Животноводство

1

Объяснять значение слова «животноводство». Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа; самостоятельная работа с терминологическим словариком;  совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Тест.

47.

Какая бывает промышленность

1

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машино-строение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа; выполнение заданий в Рабочей тетради; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

48.

Проектная работа «Экономика родного края»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая работа; сбор информации; коллективное составление книги – справочника «Экономика родного края»; самостоятельная презентация и оценка результатов проектной деятельности.

Проект

49.

Что такое деньги

1

Объяснять значения слов: «деньги», «рубль», «заработная плата», «бартер», «купля-продажа». Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Совместная работа; групповая работа; парная работа; самостоятельное формулирование вопросов по содержанию урока; самостоятельная работа;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами».

50.

Государственный бюджет

1

Объяснять значения слов: «бюджет», «доходы», «расходы», «налоги». Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа(анализ таблицы); моделирование доходов и расходов государства в виде математических задач; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

51.

Семейный бюджет

1

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Совместная работа учитель – ученик (работа по учебнику); групповая работа (анализ таблиц); моделирование семейного бюджета; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Тест.

52.

Экономика и экология

1

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Групповая работа (работа по учебнику); моделирование экологического прогноза на основе анализа текста учебника; самостоятельная работа с терминологическим словариком;совместная деятельность учитель – ученик;  оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

                                                                         VI. Путешествие по городам и странам  - 16 ч.

53-56.

Золотое кольцо России

4

Объяснять значение слова «финифть».  Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Совместная работа учитель – ученик (путешествие по карте России); парная работа; моделирование маршрута Золотого кольца; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; самостоятельная работа (сообщение о любом городе Золотого кольца; викторина о городах Золотого кольца;оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

57.

Проектная работа «Музей путешествий»

1

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Групповая работа определение цели проекта, сбор материала, оформле-ние стенда; самостоятель-ная презентация проекта; оценка результатов работы.

Проект

58.

Наши ближайшие соседи

1

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Совместная работа учитель – ученик (путешествие по карте мира); групповая  работа; самостоятельная работа

( составление сообщений о граничащих с Россией странах);  самостоятель-ная работа;оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания.

Практическая работа «Работа с картой».

59.

На севере Европы

1

Объяснять значения понятий: «Скандинавские страны», «фьорд», «аквапарк», «гейзер». Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Групповая работа по учебнику; викторина по странам севера Европы; выполнение заданий в тетради; совместная работа учитель – ученик;оценка достиже-ний, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Работа с картой».

Тест.

60.

Что такое Бенилюкс

1

Объяснять значение слова «дамба». Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Групповая работа по учебнику; викторина по странам Бенилюкса; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; совместная работа учитель – ученик; оценка достижений, проектирование дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами».

61.

В центре Европы

1

Объяснять значение слова «фиакр». Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Групповая работа по учебнику; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; самостоятельная работа с терминологическим словариком; оценка достижений, проектиро-вание дифференцирован-ного домашнего задания.

Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами».

62.

Путешествие по Франции и Великобритании

1

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление одного представителя группы; составление вопросов для викторины о Франции; отгадывание сказок Ш.Перро по их началу; выполнение заданий в Рабочей тетради с последующей коллективной проверкой; совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений; проектирова-ние дифференцированного домашнего задания.

Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами».

63

Путешествие по Великобритании

1

Показывать местоположе-ние Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримеча-тельности  по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление отгадывание сказок по их началу; выполнение заданий; оценка достижений;

Тест.

64.

На юге Европы

1

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Групповая работа по учебнику; составление сообщений; выступление одного представителя группы; составление вопросов для викторины о Греции; моделирование из пластилина макетов Парфенона, Колизея или Пизанской башни; выполнение заданий в Рабочей тетради, проекти-рование дифференциро-ванного домашнего зада-ния. Практическая работа «Работа с физической и политической картами, таблицами».

65-66.

По знаменитым местам мира.

Достопримечательности нашего села.        

2

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Парная работа: соотнесение памятников архитектуры и искусства со страной их нахождения по иллюстрации; самостоятельное нахождение материала о достопримечательностях разных стран; составление сообщений;  совместная деятельность учитель – ученик; оценка достижений;

67-68.

Подведение итогов. Презентация. Проверочная работа.

2

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Контроль и самоконтроль изученных понятий; самостоятельное выполнение тестовых заданий учебника; самооценка в соответствии с набранными баллами.

Проверочная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...