Конспект урока "Может ли природа существовать без животных", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Симухина Анна Андреевна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке используется групповая работа, ролевая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.docx75.81 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Может ли природа существовать без животных?

Цель: Создать условия для знакомства учащихся с разнообразием животного мира, ролью животных в природе.

Формировать способности обучающихся к осуществлению контрольной функции:выявлять затруднения, строить проект коррекции и самостоятельно его реализовывать; учить самооценке.

Задачи:

Образовательная – сформировать понятие о пищевых цепях  и сетях питания, о взаимоотношениях в природе;

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, к животному миру, воспитывать уважение друг к другу;

Развивающая – развивать умение работать в группах, развивать мышление, внимание, память.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Урок в системе других уроков: второй.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать, какую роль играют роль животные в природе

- знать растительноядных, всеядных животных и хищников

- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию

- уметь группировать животных по существенным признакам

Регулятивные:

– уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения действий; высказывать и аргументировать своё мнение.

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

принимать, формулировать и сохранять учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.

Коммуникативные:

– уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- слушать и понимать речь других;

-ставить вопросы, необходимые для организации взаимодействия;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

- формировать мотивацию к обучению и познанию учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование: плакат с изображением сети питания, картинки с изображением животных и растений, фломастеры, альбомные листы, клубок  ниток.

Ход урока

этапы

деятельность учителя

деятельность учащихся

I. Орг. момент

II. Актуализация

знаний

1. «Мозговой штурм»

2. «Работа в малых группах»

- На какие группы  делят животных в зависимости от питания?

- Давайте вспомним, каких животных вы знаете? (учитель записывает на доске)

(класс делится на 4 группы – «травоядные», «хищники», «насекомоядные», «всеядные», группам раздаются фломастеры и листы)

- Вам необходимо из предложенного списка выбрать название животного и записать в соответствующую группу.

- Обменяйтесь списками и проверьте, вы можете что – то вычеркнуть или добавить в список.

(передают списки до тех пор, пока они не вернутся к начальной группе)

- Теперь проверим, что же получилось.

- Существуют ли связи между этими группами?

- растительноядные,хищные. насекомоядные, всеядные

Называют различных животных

Выписывают животных

Обмениваются списками и проверяют.

Один ученик выходит к доске и зачитывает список. Весь класс обсуждает  правильность ответов.

Да, одни животные поедают других.

III. Изучение нового материала

1. Беседа

2. Работа с учебником

3. Беседа

4. Проблемная ситуация.

III. Закрепление

1. Ролевая игра «Сети питания»

2. Работа в рабочей тетради.

- В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Возьмем, например, зайца.

- Чем питается заяц?

Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания.

На первое мест пищевой цепочки мы поставим растения. растения поедают травоядные животные, а их поедают хищные животные.

- Какую можно составить цепь питания по нашему примеру?

(вывешивает картинки на доску)

http://festival.1september.ru/articles/510398/img1.jpg

- Какой можно сделать вывод?

- Рассмотрим еще один пример – мышь.

- Чем питаются мыши?

- Кто питается мышами?

- Какая получается цепь питания?

(вывешиваются картинки)

http://festival.1september.ru/articles/510398/img2.jpg

- Попробуйте сами составить цепь питания.

- Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них?

- Итак, что такое пищевая цепь?

Вывод: пищевая цепь - взаимосвязи меду организмами, каждый из которых питается другим и , в свою очередь служит пищей третьему.

- Цепи питания не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать другие хищники. Какие?

- Мышь может стать добычей лисы, рыси, совы. Многие травоядные служат разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой,  образуя сложную сеть питания. (вывешивается плакат)

http://festival.1september.ru/articles/510398/img3.jpg

Как вы думаете, что такое сеть питания?

- Ребята, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (убираются картинки)

- Если не будет зайцев (убрать картинку)

- Что произойдет с пищевой цепочкой?

 

-Какой вывод можно сделать?

(Ученики выходят к доске. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг, и каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить в руки клубок ниток от того “организма”, которым он питается, причём не обязательно от одного. Чем больше нитей будет у играющего, тем лучше. Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания. Причём в руках ученика-“животного” могут быть нити от разных “растений” и “растительноядных животных”.)

- Какой вывод можно сделать?

- Погибли все деревья. Связи начинают разрушаться. Растительноядным нечем питаться.

(Так как “животное” может питаться различными растениями, то у участника-“животного” могут быть ещё нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется. После “гибели” последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все “животные”.)

- Какой вывод?

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте. ( затем какая -  то пара зачитывает ответы и коллективно обсуждается)

Корой деревьев (осины, березы, ивы) или травой.

Осина – заяц – волк (записывают цепь в тетрадь)

-Эти животные и дерево связаны между собой.

- Зерном.

- лисицы

- Зерно – мышь – лиса (запись в тетрадях)

Дети составляют и записывают в тетрадь. (несколько ребят отвечают)

- с растений – 1 звено, 2 звено- растительноядные животные, 3 звено - хищные животные.

Ответы детей.

Чтение текста на стр. 62 – 63

- лиса, рысь.

Ответы детей

-Зайцу нечего будет есть

- Не будет пище лисе, волку.

- Она разрушится

- Если разрушить одно звено в цепи, то разрушиться вся цепочка.

- Существует много связей в природе.

Учащиеся выпускают нити из рук.

Растительноядные тянут нить, и если конец окажется в руке, это значит, что животное погибло.

- Растения важны для жизни животных.

Дети самостоятельно выполняют задания № 64,65

IV. Итог урока

- Что лежит в основе цепи питания?

- Что лежит на вершине цепи питания?

- Что образуется в результате переплетения цепей питания?

- Растения

- Хищники.

- Сеть питания.

V. Домашнее задание

 - Составить пищевую сеть:

1 ряд – лес

2 ряд – тундра

3 ряд - степь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Животные - живык существа.Классификация животных по способу питания" 3 класс

         Данный урок используется по программе "Начальная школа XXI века" в 3 классе. На уроке дети углубляют свои знания о разнообразии животных, классифицирууют их по...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа (организмы)", 2 класс

Технологическая карта разработа с учетом применения интерактивной доски...

Конспект урока по предмету: "Мир природы и человека" 1 класс "Домашние животные".

Конспект урока по предмету:  "Мир природы и человека"  1 класс "Домашние животные"....

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"

Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...

конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3

конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3Цели:   познакомить воспитанников с жизнью животных весной...

План-конспект классного часа "Природа и мы" 2 класс вариант 1.3

Цели:   познакомить воспитанников с жизнью животных весной;              развивать связную речь, внимание, память...