урок "Что такое деньги?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Ломакина Анна Сергеевна

Конспект открытого урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока32.02 КБ
Файл otkrytyy_urok.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым»

Урок по окружающему миру

в 3-Б классе

 Тема

«Что такое деньги?»

Урок составила

Учитель начальных классов

Ломакина Анна Сергеевна

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
  • Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
  • Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
  • Определить функции денег.

Развивающие:

  • Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира,  уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:

Информационный материал:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк.  к УМК А. А. Плешаков.(«Школа России»)

Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Оргмомент.

–– Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь встретились на уроке окружающего мира.

II. Актуализация знаний

    –– Давайте вспомним, как называется раздел который мы изучаем?

–– Что такое экономика?

–– А тема прошлого урока кто помнит?

–– Какое интересное задание было задано на дом?

(Проверка домашнего задания)

III. Введение в тему урока.

–– Что производит промышленность? (товары)

–– Чем мы расчитываемся если приобретаем какой––нибудь товар? (Деньгами)

Можете ли вы предположить, какова тема урока? (Про деньги)

Правильно, сегодня мы будем говорить о деньгах. Давайте сформулируем цели урока. (Предположения детей)

(Слайд 2)

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя об истории денег

–– Как вы думаете , когда появились деньги?

     –– Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.  Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы–– наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы–– зерно, растительное масло, вино. Скотоводы–– быков, овец, шерсть и кожи. Воины–– победители–– своих пленников.

–– Как вы думаете, легко ли было договориться древним людям? (Обмениваться  было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина.)

––   Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури–– моллюсков, добывающихся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого–– за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.

   ––Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди–– подешевле, из серебра–– подороже, а из золота–– самые дорогие.

–– Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
–– В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль.  Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось.

––Какой недостаток был у металлических денег?

––   У металлических денег все же оказался важный недостаток–– они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники или грабители сразу его найдут.

––Что же придумали люди, как вы думаете?

–– Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

 ––  Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

–– Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран.

–– А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100––рублевую купюру.

–– Каждую минуту на земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят различные товары. Например, фермер выращивает картофель, кондитерская фабрика делает конфеты, автомобильный завод–– автомобили.

–– Каждый товар должен попасть к тому, кто в нем нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: бартер и купля–– продажа.

–– Купить или продать товар–– это значит обменять его на какое–– то количество денег. На какое именно – указывает цена товара.

–– Тот кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст тебе его за деньги. А сам на эти деньги в любое время купит то, что ему  необходимо. Деньги–– это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

––  Большинство людей во всем мире получают деньги в качестве заработной платы, то есть плату ( сокращенно–– зарплата). На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения. Человек использует их тогда, когда это ему будет необходимо. Он может накопить деньги на крупную, дорогую покупку, например, на автомобиль или квартиру.

–– Люди, которые коллекционируют и изучают монеты называются нумизматами (от латинского «нумисма»–– монета)  старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных народов мира, знаменитых событиях и великих людях.

Физкультминутка

2. Работа с учебником

–– Давайте прочитаем статью в учебнике на с. 66.(Чтение учителем и лучшими учениками).

3.Беседа по прочитанному материалу

––Ребята, а кто из вас знает, что такое валюта?

––––Валюта – это денежная единица страны. Так что рубль–– это тоже валюта.

––А для чего нам нужна валюта?

–– Валюта необходима для закупки товаров и оплаты услуг других стран, для международных платежей, зарубежных поездок и ряда других целей.

К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

5. Работа с пословицами

–– Как называется тема урока?

  • Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
  • Деньги – гости: то нет, то горсти.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • Беднее всех бед, когда денег нет.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.

–– Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег!

V. Рефлексия.

Объясните значение фразеологизмов.

«Время как вода».

 «Время деньги»

IV. Итог.

–– Назовите два способа обмена?

–– Что такое бартер?

–– Приведите пример бартера.

–– Что такое купля––продажа?

–– Что такое цена товара?

–– Если получилось некоторую сумму отложить, как это называется?

–– Что такое деньги?

–– Какие бывают деньги?

–– Как называются металлические деньги?

–– Как называются бумажные деньги?

–– Назовите денежные единицы разных стран.

2. «Обсудим» на с. 67.

2014-2015 учебный год



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 города Евпатории Республики Крым»

Урок по окружающему миру

в 3-Б классе

 Тема

«Что такое деньги?»

Урок составила

Учитель начальных классов

Ломакина Анна Сергеевна

Цели и задачи урока

Образовательные:

  • Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.
  • Выявить требования, которые предъявляются к деньгам.
  • Рассмотреть виды денег: банкноты и монеты.
  • Определить функции денег.

Развивающие:

  • Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, объяснять схему, работать в группах, с учебником.
  • Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
  • Формировать умения сравнивать и анализировать, аргументировать свою точку зрения.
  • Совершенствовать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации:
  • Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению окружающего мира,  уважение к людям, трудолюбие, чувство взаимопомощи, любовь к жизни, бережное отношение к окружающей среде, школьному имуществу.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование:

Информационный материал:

Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 кл. нач. шк.  к УМК А. А. Плешаков.(«Школа России»)

Интерактивный материал: презентация на тему «Что такое деньги»

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

I. Оргмомент.

–– Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами вновь встретились на уроке окружающего мира.

II. Актуализация знаний

    –– Давайте вспомним, как называется раздел который мы изучаем?

–– Что такое экономика?

–– А тема прошлого урока кто помнит?

–– Какое интересное задание было задано на дом?

(Проверка домашнего задания)

III. Введение в тему урока.

–– Что производит промышленность? (товары)

–– Чем мы расчитываемся если приобретаем какой––нибудь товар? (Деньгами)

Можете ли вы предположить, какова тема урока? (Про деньги)

Правильно, сегодня мы будем говорить о деньгах. Давайте сформулируем цели урока. (Предположения детей)

(Слайд 2)

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя об истории денег

–– Как вы думаете , когда появились деньги?

     –– Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.  Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы–– наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы–– зерно, растительное масло, вино. Скотоводы–– быков, овец, шерсть и кожи. Воины–– победители–– своих пленников.

–– Как вы думаете, легко ли было договориться древним людям? (Обмениваться  было очень сложно. Ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина.)

––   Одними из первых денег, которые хоть отчасти отвечали требованиям, были раковины каури–– моллюсков, добывающихся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы. Но стоили они не очень дорого–– за одного быка нужно было отсчитать тысячи раковин.

   ––Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди–– подешевле, из серебра–– подороже, а из золота–– самые дорогие.

–– Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
–– В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль.  Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось.

––Какой недостаток был у металлических денег?

––   У металлических денег все же оказался важный недостаток–– они тяжелые и занимают много места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники или грабители сразу его найдут.

––Что же придумали люди, как вы думаете?

–– Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.

 ––  Так впервые появились на свете бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.

–– Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран.

–– А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100––рублевую купюру.

–– Каждую минуту на земле производится бесчисленное множество товаров. Причем разные люди и предприятия производят различные товары. Например, фермер выращивает картофель, кондитерская фабрика делает конфеты, автомобильный завод–– автомобили.

–– Каждый товар должен попасть к тому, кто в нем нуждается. Для этого происходит обмен товарами. Есть два способа обмена: бартер и купля–– продажа.

–– Купить или продать товар–– это значит обменять его на какое–– то количество денег. На какое именно – указывает цена товара.

–– Тот кто производит нужный тебе товар, без всяких хлопот отдаст тебе его за деньги. А сам на эти деньги в любое время купит то, что ему  необходимо. Деньги–– это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

––  Большинство людей во всем мире получают деньги в качестве заработной платы, то есть плату ( сокращенно–– зарплата). На заработанные деньги человек покупает необходимые товары и услуги. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь. Это сбережения. Человек использует их тогда, когда это ему будет необходимо. Он может накопить деньги на крупную, дорогую покупку, например, на автомобиль или квартиру.

–– Люди, которые коллекционируют и изучают монеты называются нумизматами (от латинского «нумисма»–– монета)  старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных народов мира, знаменитых событиях и великих людях.

Физкультминутка

2. Работа с учебником

–– Давайте прочитаем статью в учебнике на с. 66.(Чтение учителем и лучшими учениками).

3.Беседа по прочитанному материалу

––Ребята, а кто из вас знает, что такое валюта?

––––Валюта – это денежная единица страны. Так что рубль–– это тоже валюта.

––А для чего нам нужна валюта?

–– Валюта необходима для закупки товаров и оплаты услуг других стран, для международных платежей, зарубежных поездок и ряда других целей.

К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.

5. Работа с пословицами

–– Как называется тема урока?

  • Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
  • Деньги – гости: то нет, то горсти.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • Беднее всех бед, когда денег нет.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Тому хорошо живется, у кого денежка ведется.

–– Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег!

V. Рефлексия.

Объясните значение фразеологизмов.

«Время как вода».

 «Время деньги»

IV. Итог.

–– Назовите два способа обмена?

–– Что такое бартер?

–– Приведите пример бартера.

–– Что такое купля––продажа?

–– Что такое цена товара?

–– Если получилось некоторую сумму отложить, как это называется?

–– Что такое деньги?

–– Какие бывают деньги?

–– Как называются металлические деньги?

–– Как называются бумажные деньги?

–– Назовите денежные единицы разных стран.

2. «Обсудим» на с. 67.

2014-2015 учебный год