Научная статья "Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир»
статья по окружающему миру (1, 2 класс) на тему

Сорокина  Анна Андреевна

С самых первых  уроков  окружающего мира  человек,  природа  и  общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже  на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей  целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сорокина Анна Андреевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школы № 690 Невского района г.Санкт-Петербурга

fred-86@inbox.ru

Использование экологических понятий и представлений

при изучении курса  «Окружающий мир» 1-2 классы

    С самых первых  уроков  окружающего мира  человек,  природа  и  общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже  на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей  целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

    Формирование  экологических  понятий  у  младших  школьников  в  курсе

«Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических  представлений, их  конкретизации,  иллюстрирования  значительным  числом  ярких,  доступных примеров.

      Экологические  понятия  у младших школьников формируются  с  опорой  на  присущие  младшим  школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с  тем,  способность овладевать определёнными теоретическими знаниями.

       На уроках «Окружающий мир » в 1-ом  классе  дети узнают об изменениях в  природе,  происходящих  под  воздействием  человека, убеждаются  в  необходимости  охраны  природы,   вовлекаются   в   посильную природоохранную деятельность, например, работали над проблемой утилизации мусора .

      В конце года вводится понятие науки экологии, на интересном доступном детям языке с использованием иллюстрированного мультимедийного  материала.  

     Во  2 классе экологические  знания  детей  расширяются, углубляются, детализируются. Конкретизируются  основные  экологические  понятия: экологические связи, окружающая среда, экологические цепочки, (пищевая цепь),   экологические прогнозы, экологическая катастрофа.

        Курс  открывается  темой  «Мы  –  жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с обитателями лесов,  болот, полей, лугов. Учатся составлять экологические цепочки, работать с экологическим словарём, составляют основные правила поведения в природе, узнают об использовании человеком даров природы .

     Задания,  используемые  на  уроках, раскрывают  не только связи организмов со средой обитания, но и  ценностные  нормативные  и практические аспекты  отношения   человека к природной  среде.  В  результате  этого  учащиеся   чаще   вовлекаются в  самостоятельный  поиск,  учатся  прогнозировать  последствия поведения  и  деятельности человека  в  окружающей  среде,  овладевают  практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

    Системное построение  заданий  позволяет  ребёнку  увидеть  среду обитания живых организмов – их дома и квартиры,  многосторонние  связи

со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать  для  себя многие экологические закономерности. Например, сделать вывод  о  том,  что  без  своей среды обитания – своего дома живые организмы  жить  не  смогут,  что  они  в таком случае обречены на гибель.

       Младший   школьник испытывает  острую  потребность  в  игре.  Особую  ценность  в  этом   плане приобретают   учебные   задания   типа   дидактических   игр,   кроссвордов, отгадывания загадок,  направленных  на  формирование  потребностей  в  новых знаниях.

      Очень интересны и показательны задания «Сочиняли», «Соображалки»,  где дети высказывают своё отношение к природе и прочитанным рассказам.

 Преподавание  основ  экологии  в  младших   классах   обладает   рядом специфических особенностей и самой значительной из них является  то,  что,  в общем, весьма «сухое»  научное  знание,  которое  составляет  ядро  экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том,  что  сейчас существует необходимость формировать  правильное  экологическое  мышление  и поведение в более раннем возрасте,  а  экологические  знания  базируются  на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других  наук, с  которыми  младшие  школьники  мало  знакомы.  Поэтому  для   эффективного преподавания  экологии  в  младших  классах   необходимо   преодолеть   этот диссонанс между  относительной  неподготовленностью  учеников  к  восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».

«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....

проектная деятельность при изучении курса "Окружающий мир"

в статье раскрыты особенности курса "Окружающий мир" и возможности использования проектной деятельности....

Статья «Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир»

Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов....

Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир".

Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир"....

Проект.Развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир"

Проект.Развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир"...