Научная статья "Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир»
статья по окружающему миру (1, 2 класс) на тему
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование экологических понятий и представлений при изучении курса «Окружающий мир» | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Сорокина Анна Андреевна,
учитель начальных классов
ГБОУ школы № 690 Невского района г.Санкт-Петербурга
fred-86@inbox.ru
Использование экологических понятий и представлений
при изучении курса «Окружающий мир» 1-2 классы
С самых первых уроков окружающего мира человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе
«Окружающий мир» происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров.
Экологические понятия у младших школьников формируются с опорой на присущие младшим школьникам эмоциональную отзывчивость, любознательность и, вместе с тем, способность овладевать определёнными теоретическими знаниями.
На уроках «Окружающий мир » в 1-ом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, например, работали над проблемой утилизации мусора .
В конце года вводится понятие науки экологии, на интересном доступном детям языке с использованием иллюстрированного мультимедийного материала.
Во 2 классе экологические знания детей расширяются, углубляются, детализируются. Конкретизируются основные экологические понятия: экологические связи, окружающая среда, экологические цепочки, (пищевая цепь), экологические прогнозы, экологическая катастрофа.
Курс открывается темой «Мы – жители Земли». Дети на конкретных примерах знакомятся с обитателями лесов, болот, полей, лугов. Учатся составлять экологические цепочки, работать с экологическим словарём, составляют основные правила поведения в природе, узнают об использовании человеком даров природы .
Задания, используемые на уроках, раскрывают не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические аспекты отношения человека к природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности человека в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.
Системное построение заданий позволяет ребёнку увидеть среду обитания живых организмов – их дома и квартиры, многосторонние связи
со средой обитания и между собой, что позволяет ребёнку открывать для себя многие экологические закономерности. Например, сделать вывод о том, что без своей среды обитания – своего дома живые организмы жить не смогут, что они в таком случае обречены на гибель.
Младший школьник испытывает острую потребность в игре. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, кроссвордов, отгадывания загадок, направленных на формирование потребностей в новых знаниях.
Очень интересны и показательны задания «Сочиняли», «Соображалки», где дети высказывают своё отношение к природе и прочитанным рассказам.
Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук, с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир Памятка «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир».
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках изучения курса «Окружающий мир»....
проектная деятельность при изучении курса "Окружающий мир"
в статье раскрыты особенности курса "Окружающий мир" и возможности использования проектной деятельности....
Статья «Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир»
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я на своих уроках использую метод проектов....
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир".
Национально - региональный компонент в изучении курса "Окружающий мир"....
Новый образовательный Стандарт в изучении курса «Окружающий мир» в развивающей системе Л.В. Занкова
Статья составленная для выпускной квалификационной работе...
Проект.Развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир"
Проект.Развитие учебной самостоятельности у младших школьников в процессе изучения курса "Окружающий мир"...