Вода. Свойства воды
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru_na_temu.doc433.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру
на тему: «Вода. Свойства воды»

Учитель: Викторова Светлана Николаевна, начальные классы, высшая категория г.Нерехта, МОУСОШ № 2

Цель урока: сформировать у детей понятие о воде и ее значении в жизни живых существ.

Задачи: 

  • познакомить учащихся со свойствами воды, учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу;
  • при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать выводы;
  • раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты, прививать внимательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, А.А.Плешаков «Рабочая тетрадь» к учебнику «Мир вокруг нас», полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая), глобус, текс, вода (горячая и холодная), сахар, соль, мел, глина, ложка, колбы, стаканы, воронка, фильтр, компьютер, презентация урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос

  • С какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Воздух).
  • Назовите свойства воздуха.
  • Докажите, почему при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается?
  • Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
  • Почему легче дышать в местах, где растет много растений?
  • Отчего загрязняется воздух?
  • Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

2. Пока ведется работа с классом, некоторые дети получают карточки с индивидуальным заданием:

Карточка 1.

— Какие свойства имеет воздух?

Карточка 2.

— Воздух плохо проводит тепло. Какое значение имеет это свойство для жизни животных, растений?

Карточка 3.

— Почему травянистые растения, находящиеся зимой под снегом, не замерзают?

Карточка 4.

— Почему легче дышать в местах, где растет много растений?

3. Тестирование.

  • А сейчас вы сами сможете проверить, как вы усвоили материал.
  • Перед вами лежат тесты, выберите номера правильных ответов и обведите.

1. Что такое воздух?

а) Воздух – смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков пыли, туч, углекислого газа.

2. В каком случае основные свойств воздуха указаны верно?

а) голубой цвет хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный.

б) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

3. Что происходит с воздухом при нагревании?

а) воздух расширяется

б) воздух сжимается.

4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

а) углекислый газ

б) кислород

в) азот.

4. Самопроверка и самооценка (компьютер)

— Проверьте свои работы и оцените себя.

III. Актуализация знаний

— А сейчас отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая?

(Вода)

— Так какую тему мы сегодня будем изучать?

VI. Сообщение темы урока.

— Сегодня мы узнаем, что такое вода, зачем нам нужна вода, познакомимся с ее свойствами.

V. Изучение нового материала

1) Вода – это сила,

Вода – это слабость.

Вода – это жизнь для всех нас

Вас покоряет, нас укрощает.

Всех она любит, сила – вода!

— С приходом воды появляется жизнь. Нет воды, нет и жизни.

— Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой.

— А что изображают голубым цветом?

— Голубым цветом изображены реки, моря, океаны, нашей планеты.

— Этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду: и в воздухе, и в почве, и под землей. Вода входит в состав любого живого организма.

2) Сообщения детей: проект.

— Давайте посмотрим проект (выступления детей)

1. Что такое вода

2. Содержание воды:

  •  на земле
  •  в природе
  •  в теле человека.

3. Водные ресурсы

4. Источники загрязнения воды

5. Охрана воды

3) – Ребята, а какие рассказы о значении воды подготовили вы? (использование картин)

1 ученик: Почти все живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озерам. Люди издавна выбрали себе место у воды, строили себе дома, села и города.

2 ученик: Без воды не вырастить ни пшеницы, ни яблок, ни груш. Тысячи лет может пролежать зерно в сухой земле, но придет вода – и зерно прорастет. Даже безжизненную пустыню можно превратить в цветущий сад, если провести туда воду.

3 ученик: В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. А тело медузы на 90-95 % состоит из воды.

4 ученик: Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела.

4) Задача.

— А много ли воды в нашем теле?

— Вы сейчас узнаете, решив задачу: «Массу тела разделите на 3 и полученное число умножьте на 2».

Работа по вариантам

I  вариант

II вариант

m=60 кг

m=90 кг

1) 60:3*2=40 кг.

1) 90:3*2=60 кг.

5) Свойства воды. Практическая работа

Работа в группах (у каждой группы есть ключ к выполнению работы)

Опыт № 1

 – Определить какова прозрачность воды.

Исследования

— Подумайте, как модно проверить прозрачность воды?

— В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она?

— О каком свойстве воды это говорит?

— Сделайте вывод.

Вывод: вода прозрачна.

Опыт № 2

– Определить какого цвета вода.

— На столе у вас лежат цветные полоски бумаги (красная, зеленая, желтая, синяя, белая).

— С их помощью вы определите цвет воды.

— Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

— Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? Белая?

— Каков же цвет воды?

Вывод: вода бесцветна.

Опыт № 3

— Каков запах воды?

— Каков запах воды?

— Когда мама печет пирога, аппетитный запах вы почувствуйте за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.

— А чем пахнет чистая вода?

— Понюхайте ее и сделайте вывод.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт № 4

(2 стакана, 2 ложки, сахар и глина)

— Насыпьте в один стакан с водой сахар, а в другой столько же глины.

— Помешайте воду.

— Что вы заметили?

— Сделайте вывод.

(Вода растворила кристаллы сахара, а часть глины села на дно)

Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

О здоровье

Вода – хороший растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания.

Эту воду модно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную лодку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.

— Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?

(Учитель готовит 3 раствора:

1 стакан – медный купорос.

2 стакан – марганцовка,

3 стакан – напиток в порошке).

— Вода растворила кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу – напиток.

— А когда мы умываемся, то используем какое свойство? (растворять грязь)

Опыт № 5

(стакан с мутной водой, чистый стакан, воронка, бумажный фильтр)

— Вам необходимо очистить мутную воду с примесями песка и мела.

— Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр?

— Что такое фильтр?

Словарная работа

Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.

— Вставьте воронку в пустой стакан и положите фильтр.

— По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду.

— Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

— Проверьте ее на прозрачность.

— Нерастворенные вещества остались на фильтре.

— Такая очистка воды называется фильтрованием.

— Сделайте вывод.

Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

— В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

(Учитель демонстрирует бытовой фильтр, фильтруется подкрашенная вода.)

Опыт № 6

(стакан с водой и пластиковая пластинка)

— Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды?

(Она растекается в разные стороны)

— Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность?

(Вода стекает под уклон.)

— Можно ли воду из 1 стакана перелить в другой? (Да)

— Во всех этих случаях появляется одно и то же свойство воды.

— Какое?

— Сделайте вывод.

Вывод: вода течет (свойство – текучесть).

— Когда мы используем это свойство? (Когда умываемся, пьем чай).

VI. Физкультминутка

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Опыт № 7

(колба с трубкой и подкрашенной жидкостью, емкости с горячей водой и льдом)

— Что же происходит с водой при нагревании и охлаждении?

— Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду.

— Что вы заметили? (Вода в трубке поднимается)

— Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом).

— Что вы заметили? (Вода в трубке опускается)

— Как вы это объясните?

Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

VII. Обобщение. (повторение всех свойств по таблице)

VIII. Итог урока

1. Закрепление

— Спасибо всем за урок. Вы молодцы, ребята, а на следующем уроке мы продолжим изучать тайны воды.

— Что нового вы узнали на уроке?

— С какими свойствами воды познакомились?

— Какие свойства воды человек чаще всего использует в быту?

— Почему воду нужно беречь и охранять?

2. Домашнее задание по выбору:

а) Сочинить сказку о воде

б) Нарисовать плакат «Берегите воду!»

3. Взаимооценка

— Оцените друг друга в своей группе.

4. Рефлексия

— Понравился ли вам наш урок?

— При помощи квадратов покажите свое настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Тема урока: "Вода. Свойства воды".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная ...

0кружающий мир "Вода. Свойства воды".

Свойства воды, значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле....

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды"

Урок по окружающему миру "Вода. Свойства воды" 3 классПрограмма и УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"

Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...