Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру "Тундра.Леса России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Директор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\герба стенды (2).jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№ 11 СТАНИЦЫ НОВОГРАЖДАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСЕЛКОВСКИЙ РАЙОН

Открытый урок

по окружающему миру

в 4 классе.

        Тема урока:

«Тундра.

Леса России.

Лес и человек».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ СОШ № 11

ст. Новогражданской

Шолковая Светлана Николаевна

25 октября 2018 год

Цель урока: формирование у учащихся представление о природной зоне тундры.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Знать географическое положение зоны тундры, ее особенности, животный и растительный мир, роль человека.
  • Уметь работать с картой, приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, использовать полученные знания для поиска дополнительной информации о родной стране.

Личностные:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

Образовательные ресурсы: учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 1 часть. Стр.84; рабочая тетрадь: Окружающий мир. 4класс. 1часть. Стр.92.

  • Карта урока
  • Карточки с заданиями, тест, загадки
  • Фонограмма «Увезу тебя я в тундру»
  • Презентация урока

Ход урока

  1. Организационный момент.  

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

  1. Проверка домашнего задания.
  • А начнем мы с проверки домашнего задания(фронтально).
  • Природу какой зоны мы  исследовали на прошлом уроке?  ( Природную зону арктических пустынь.)
  •  Как называется океан, который омывает север нашей страны?
  1. Почему снега в этом краю никогда не тают?                  
  2. Как происходит смена дня и ночи в полярном крае?
  3. Какое захватывающее явление можно наблюдать только в арктическом небе? Что вы о нем знаете?
  4. Есть ли в Арктике растения?
  5. Назовите самого крупного зверя Арктики. Расскажите о нём.
  6. Как особенности растений и животных связаны с состоянием неживой природы?

- Сегодня продолжим говорить о природных зонах нашей страны.

  1. Самоопределение деятельности

Какая же тема урока?...

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд разгадать!

(Кроссворд раздаётся на листочках, уч-ся разгадывают его в парах, чья пара быстрее)

http://festival.1september.ru/articles/412616/img2.gif Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны. 2. Птица с необычным кранным клювом. 3. Название острова, на котором расположен заповедник. 4. Арктика – царство снега и … 5. Растения, живущие в толще воды. 6. Рыба, обитающая в северных морях.

(1.арктика 2. тупик 3. Врангеля 4. льда 5. водоросли 6. сайка)

Ключевое слово – ТУНДРА.

Мы познакомимся сегодня на уроке еще с одной природной зоной.

- В этой песне спрятана тема еще одно путешествие. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

 Тема нашего урока: « Тундра. Леса России. Лес и человек». 

IV. На доске план изучения природных зон:

  1. Географическое положение.
  2. Природные  условия.
  3. Растительный и животный мир.
  4. Занятие населения.

- Ваша задача заполнить таблицу. А для этого вы распределитесь на  команды, каждая из которых будет ответственен за свою колонку в таблице. Итак, начинаем изучение природных зон. Сопровождать нас будут синоптики, ботаники, зоологи и экологи, которые побывали в тундре и в лесной зоне в составе научно-исследовательских экспедиций.

Природная

зона

Климат и

характеристика    

Растения

Животные

Использование

и  влияние

человека

Итак, садимся на оленьи упряжки, а пока будем ехать, послушаем песню про тундру и попробуем представить эту природную зону.

 (Звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)  

Эта песня не только создала нам приподнятое настроение перед путешествием, но если вы вслушались в слова, то многое могли узнать.

– Где расположена тундра? Обратимся к карте и к географу.

Рассказ географа - СЛАЙД 5

Тундра находится на побережье северных морей, за северным полярным кругом, в холодном поясе. Это  равнина, потому что часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, а часть – на Западно-Сибирской. На карте зону тундры обозначают фиолетовым цветом.

- Заполним карту урока  графу поверхность:  равнина.

-Как поется в песне ?….Увезу на край земли …

Действительно, посмотрев на карту, мы видим, что тундра расположена на краю материка.

А теперь, оценив расположение тундры, вспомнив песню, подумайте, как одеться в экспедицию. (Слайд – названия одежды)

У вас на парте у каждого есть карточки с названием одежды (меховая куртка, валенки, босоножки, сланцы, кожаные перчатки, рукавицы, сарафан, гольфы, меховая шапка, джинсы, шорты и другие), подумайте и выйдите к доске те, кто считает, что его одежда подходит для нашего путешествия.

(Слайд «ОДЕЖДА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ТУНДРЫ») СЛАЙД 6

– А вот как одеваются коренные жители тундры.

– С чем это связано?

Рассказ синоптика.   -  СЛАЙД 7

Климат.

Суров климат тундры: зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой свирепствует пурга. Ветер разбивает снежинки на мелкие иголочки и так уплотняет снежный покров, что по нему можно ходить не проваливаясь. А под снегом – замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50 см, а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую. Что такое снежная часть года, это, я думаю, понятно всем. А почему же вторая часть года мокрая?
Снег и лёд, оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся. По этим двум причинам в тундре много болот и озёр. И почва влажная или просто мокрая.

- Заполним карту урока: зима – суровая, долгая, -50 градусов; лето – короткое, прохладное, до +10.

- Что можно добавить в графу поверхность?  (болота, мелкие озёра)

СЛАЙД 8

  • отрицательные температуры
  • зимой до – 50 градусов, летом до + 10 градусов
  • многолетняя мерзлота
  • лето – 2-3 месяца
  • полярные день и ночь
  • болота, мелкие озёра

Мы познакомились с климатическими условиями тундры, а сейчас нам предстоит узнать, как растения приспособились к жизни в таких суровых условиях

- А сейчас в работу включаются наши ботаники, зоологи, экологи. Они в течение недели выясняли что растёт? Кто живёт? Как живут?

Рассказ ботаников (используют иллюстрацию) - СЛАЙД 9

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

- Какие в тундре растения?

- Заполняем карту урока: названия растений, низкорослые, стелющиеся, небольшие корни. СЛАЙД 10

Большинство тундровых растений — вечнозелёные многолетники. У ряда растений недозревшие плоды зимуют под снегом и вызревают на следующее лето.

Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.

Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки.

(Просмотр гербария)

Рассказ зоологов (используют иллюстрации)  СЛАЙД 11

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – травоядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что очень плотное. Питается леммингами, куропатками.

  СЛАЙД 12

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется ещё подшерсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом ягелем. Самое крупное животное тундры, имеет густой мех, зимний подшерсток и подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега. Олень даёт людям, живущим в тундре, всё: мясо, молоко, шкуры, из которых шьют теплую одежду и обувь, строят жилища, сухожилия используют как нитки. Из пыжика (шкуры оленят) делают очень тёплые шапки. Упряжка из 3-4 оленей, идущих рысью с нартами, с грузом 200-300 кг, в которые их запрягают и зимой и летом, свободно проходит по северному бездорожью 40-60 км в день. Не сбавляя хода, олени могут переходить с наезженной дороги на снежную целину или залитую водой болотину (широкие копыта).

- Как приспособились к жизни представители животного мира?

- Заполняем карту урока: птицы: густое оперение и защитная белая окраска, звери: густой мех. СЛАЙД 13

V. Физкультминутка.

- А теперь давайте сделаем остановку и дадим нашим оленям отдохнуть.

Поработали мы дружно, 
Отдохнуть немножко нужно. 
1,2 -- кругом голова; 
3,4 -- ноги шире; 
5,6 -- всем присесть;
7,8 -- встать попросим.

Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
 

- Найдите на карте природную зону лесов (один учащийся показывает). Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту? Работать вы будете в парах, для подготовки ответа вам поможет карточка-помогайка.

1. Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

2. В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно  для этого пояса?

3. Какая у зоны лесов земная поверхность? (Если не догадаются, обратить внимание на цвет)

4. Какая она в сравнении с другими природными зонами?

Работа ведётся также экспедициями.

Выступление “ученых-географов”.

Зона лесов (слайд 8).

Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет (слайд 9).

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

Выступление “ученых-ботаников»

Растительный мир лесной зоны(слайд 10).

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги(слайд 11)..

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса (береза, осина, ольха(слайд 12). Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными (дуб, клен, ясень, липа, вяз(слайд 13). Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Учитель. Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную работу.
Настало время заслушать наших зоологов. 
Что вы узнали о животном мире зоны лесов?

Выступление “ученых-зоологов»

Животный мир лесной зоны (слайд 14).

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (слайд 15). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные (слайд 16-17).

VI. Закрепление изученного материала. Показ презентации.

Учитель. - Что же такое лес? (Лес - это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).

-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)

Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере - хвойные деревья - ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

- Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными  деревьями?

(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА).

Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.

Игра «Да-Нет»

Учитель. Я прочитаю вам правила поведения в лесу, а вы если с ним согласны, то хлопайте в ладошки. Если не согласны, то топайте ногами.

1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте.

   Ни травинку, ни лист зря не рвите. Костры не разводите!

 

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки

   сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени –  ещё вырастет!

3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, постучать и,

    главное, никому ты  не  мешаешь!

4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится,

     и вы не  узнаете ни одной тайны.

5.  Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую

    жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было!

   6. Животные всякие важны – животные всякие нужны.

         Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Учитель: Вижу, вы хорошо знаете правила. Вас можно смело отпускать в лес. На следующем уроке мы с вами отправимся на экскурсию в лес. Узнаем о роли леса в природе и жизни людей.

VI. Итог урока + Д/з

-С какими природными зонами познакомились на уроке?

-Все ли пункты плана раскрыли?

- Как достигали поставленной цели?

  VII. Рефлексия учебной деятельности.

- Понравилась вам виртуальная экскурсия?

- Что было трудным?

- Чьё выступление наиболее интересно?

- Оцените свою работу по каждому пункту. (всем раздаём карты для самооценки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа России"

Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России"

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру " Патриоты России"

Дети знакомятся с понятиями " патриот", "патриотизм", со значеним "народное ополчение"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...