Проектная деятельность 1-4 класс
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 4 класс) на тему

Комиссарова Светлана Петровна

Материал раскрывает виды проектной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_proektnaya_deyatelnost_1-4_kl.doc413 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  внеурочной деятельности  «Проектная деятельность»  разработана на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь»  Самара. Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Фёдоров», 2011г.

  1.     РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

_ положительное отношение к исследовательской деятельности;

_ широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

_ интерес к новому содержанию и новым способам познания;

_ ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

_ способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

_ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

_ выраженной познавательной мотивации;

_ устойчивого интереса к новым способам познания;

_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

_ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ принимать и сохранять учебную задачу;

_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

_ планировать свои действия;

_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

_ адекватно воспринимать оценку учителя;

_ различать способ и результат действия;

 _ оценивать свои действия на уровне ретро_оценки;

_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

_ выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ проявлять познавательную инициативу;

_ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;

_ самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

_ высказываться в устной и письменной формах;

_ ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

_ владеть основами смыслового чтения текста;

_ анализировать объекты, выделять главное;

_ осуществлять синтез (целое из частей);

_ проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

_ устанавливать причинно-следственные связи;

_ строить рассуждения об объекте;

_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

_ подводить под понятие;

_ устанавливать аналогии;

_ оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

_ видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

_ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

_ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

_ оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость,

возможность, невозможность и др.;  использованию исследовательских методов обучения

в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

_ допускать существование различных точек зрения;

_ учитывать разные мнения, стремиться к координации;

_ формулировать собственное мнение и позицию;

_ договариваться, приходить к общему решению;

_ соблюдать корректность в высказываниях;

_ задавать вопросы по существу;

_ использовать речь для регуляции своего действия;

_ контролировать действия партнера;

_ владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

_ аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

_ допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

_ адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

2. СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 класс (33 часа).

        Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не  предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

        Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.

Подпрограмма «Тренинг».(12 часов)

 

Подпрограмма «Исследовательская практика» (15 часов).

 

Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

 2 класс (34 часа)

Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей ( во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.

        Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я - исследователь», где  подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.

        Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

        Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания( что встречается крайне редко).

Подпрограмма «Тренинг» (17 часов)
         Подпрограмма «Исследовательская практика» (11часов)

 Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)

 3 класс (34 часа)

        В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки  работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».

        Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.

        Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.

Подпрограмма «Тренинг».(11 часов)

 Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов).

 Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов).

 4 класс (34 ч)

        В четвёртом  классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.

        Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.

        Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».

 Подпрограмма «Тренинг» (10 часов)

 .Подпрограмма «Исследовательская практика» (17 часов)

 Подпрограмма «Мониторинг» (6 часов)

                               Содержание занятий в первом классе

                   Подпрограмма  «Тренинг» (12ч.)

 Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма  «Исследовательская  практика» (15ч.)

 Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема  «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

                                                   Подпрограмма  «Мониторинг» (6ч.)

   2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Содержание занятий. 2 класс.

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков,

отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл (первая четверть)

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент _ познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл (третья четверть)

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий _ 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения игр-исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 6 часов. Из них на коллективную работу  присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа)

представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка

текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов.

Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ

и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на  вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований.

Содержание занятий. 3 класс.

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе _ 10 часов (из расчета один час в неделю в 3_й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны

составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и др.). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных

идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические

задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить

текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос

и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика

и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я _ исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи

он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный

сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий

до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов _ 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Содержание занятий.4 класс

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем занятий _ 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования»

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения

на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная

беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем _ 16 часов аудиторных занятий, из них

13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем _ 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов

исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов»

Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 год обучения)

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

Тренинг.

12

1

Что такое исследование?

1

1

2

Наблюдение и наблюдательность.

1

1

3

Что такое эксперимент.

1

1

4

Учимся вырабатывать гипотезы.

1

1

5

Знакомство с логикой.

1

1

6

Как задавать вопросы.

1

1

7

Учимся выделять главное и второстепенное.

1

1

8

Как делать схемы.

1

1

9

Как работать с книгой.

1

1

10

Что такое парадоксы.

1

1

11

Мыслительные эксперименты и эксперименты на моделях.

1

12

Как сделать сообщение о результатах исследования.

1

1

Исследовательская работа.

15ч 

13

Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

1

14

Индивидуальные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

1

1

15

Экспресс-  исследование.

1

1

26

 Семинар по итогам экскурсии.Промежуточный контроль.

1

1

17

Коллективная игра – исследование.

1

1

18-20

Коллекционирование.

3

1

21-24

Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

4

1

25-27

Сообщения о своих коллекциях.

3

1

Мониторинг.

28-29

Мини  конференция по итогам экспресс – исследований.

2

30-31

Мини  конференция по итогам собственных исследований. Итоговый контроль.

2

32-33

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

2

Тематический план (2 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

Тренинг  

17

1

Научные исследования и наша жизнь

1

1

2

 Методы исследования

1

1

3

Наблюдение и наблюдательность. Входной контроль.

1

1

4

 Эксперимент – познание в действии

1

1

5

Гипотезы и провокационные идеи

1

1

6

Анализ и синтез

1

1

7

 Как давать определения понятиям

1

1

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

1

Второй цикл  

1

9

Наблюдение и экспериментирование

1

1

10

 Основные логические операции

1

11

 Гипотезы и способы их конструирования

17

1

12

Искусство задавать вопросы

1

1

13

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

1

14

 Ассоциации и аналогии

1

1

15

 Суждения, умозаключения, выводы

1

1

16

Искусство делать сообщения

1

1

17

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы. Промежуточный контроль.

1

1

Исследовательская практика.

11

1

18

 Как выбрать тему собственного исследования

1

1

19-20

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

21-22

Коллективная игра-исследование

1

2

23-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

27-28

 Семинар. Итоговый контроль.

1

1

Мониторинг.

6

1

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

31-32

Итоговый контроль. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2

33-34

Защита собственных исследований

2

Всего часов

34

Тематический план (3 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество чассов

В том числе

Теория

Практика

1

Тренинг исследовательских способностей

11

1.1

Наблюдение и экспериментирование

1

1

1.2

Наблюдение и наблюдательность

1

1

1.3

Входной контроль. Совершенствование техники экспериментирования

1

1

1.4

Интуиция и создание гипотез

1

1

1.5

Правильное мышление и логика

1

1

1.6

Искусство делать сообщения

1

1

1.7

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

1.8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

1.9

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

1.10

Семинар «Как подготовиться к защите

1

1

1.11

Семинар «Как подготовиться к защите

1

1

2

Исследовательская практика

17

2.1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1

2.2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

2.3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

2.4

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

2.5

Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

2.6

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

2.7

Коллективная игра-исследование

1

1

2.8

Коллективная игра-исследование

1

1

2.9

Коллективная игра-исследование

1

1

2.10

Коллективная игра-исследование

1

1

2.11

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

2.12

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

2.13

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

2.14

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

2.15

Семинар « Защита собственных работ»

1

1

2.16

Семинар« Защита собственных работ»

1

1

2.17

Семинар« Защита собственных работ»

1

1

3

Мониторинг исследовательской деятельности

6

3.1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

1

1

3.2

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

1

3.3

Подготовка собственных работ к защите

1

1

3.4

Итоговый контроль. Подготовка собственных работ к защите

1

1

3.5

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

3.6

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

Всего часов

34

17

17

                                

Тематический план (4 год обучения)

№п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В том числе

Теория

Практика

1

Тренинг исследовательских способностей

10

1.

1.1

Культура мышления

1

1

2

1.2

Методы исследования

1

1

3

1.3

Научная теория

1

1

4

1.4

Научное прогнозирование

1

1

5

1.5

Входной контроль. Совершенствование техники наблюдения  экспериментирования

1

1

6

1.6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов

1

1

7

1.7

Умение выявлять проблемы

1

1

8

1.8

Ассоциации и аналогии

1

1

9

1.9

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

1

1

10

1.10

Как подготовиться к защите

1

1

2

Самостоятельная исследовательская практика

16

11

2.1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1

12

2.2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

13

2.3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

14

2.4

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

15

2.5

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

16

2.6

Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

17

2.7

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

18

2.8

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

19

2.9

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

20

2.10

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

21

2.11

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

22

2.12

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

23

2.13

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

24

2.14

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

25

2.15

Семинар

1

1

26

2.16

Семинар

1

1

3

Мониторинг исследовательской деятельности

8

27

3.1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

28

3.2

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

29

3.3

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

30

3.4

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

31

3.5

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

1

1

32

3.6

Итоговый контроль. Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

1

1

33

3.7

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

34

3.8

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

Всего часов

34

17

17



Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

 «Проектная деятельность» (2 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В том числе

Плановые сроки прохождения

Примечание

Теория

Практика

Тренинг  

17

1

Научные исследования и наша жизнь

1

1

2

 Методы исследования

1

1

3

Наблюдение и наблюдательность.

1

1

4

 Эксперимент – познание в действии

1

1

5

Гипотезы и провокационные идеи

1

1

6

Анализ и синтез

1

1

7

 Как давать определения понятиям

1

1

8

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

1

1

Второй цикл  

1

9

Наблюдение и экспериментирование

1

1

10

 Основные логические операции

1

11

 Гипотезы и способы их конструирования

17

1

12

Искусство задавать вопросы

1

1

13

 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

1

1

14

 Ассоциации и аналогии

1

1

15

 Суждения, умозаключения, выводы

1

1

16

Искусство делать сообщения

1

1

17

 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.

1

1

Исследовательская практика.

11

1

18

 Как выбрать тему собственного исследования

1

1

19-20

 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

21-22

Коллективная игра-исследование

1

2

23-26

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

1

1

27-28

 Семинар. Итоговый контроль.

1

1

Мониторинг.

6

1

29-30

Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

31-32

. Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

2

33-34

Защита собственных исследований

2

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

 «Проектная деятельность» (3 год обучения)

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

В том числе

Плановые сроки прохождения

Примечание

Теория

Практика

1

Тренинг исследовательских способностей

11

1

1.1

Наблюдение и экспериментирование

1

1

2

1.2

Наблюдение и наблюдательность

1

1

3

1.3

Совершенствование техники экспериментирования

1

1

4

1.4

Интуиция и создание гипотез

1

1

5

1.5

Правильное мышление и логика

1

1

6

1.6

Искусство делать сообщения

1

1

7

1.7

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

8

1.8

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

9

1.9

Искусство задавать вопросы и отвечать на них

1

1

10

1.10

Семинар «Как подготовиться к защите

1

1

11

1.11

Семинар «Как подготовиться к защите

1

1

2

Исследовательская практика

17

12

2.1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1

13

2.2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

14

2.3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

15

2.4

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

16

2.5

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

17

2.6

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

18

2.7

Коллективная игра-исследование

1

1

19

2.8

Коллективная игра-исследование

1

1

20

2.9

Коллективная игра-исследование

1

1

21

2.10

Коллективная игра-исследование

1

1

22

2.11

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

23

2.12

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

24

2.13

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

25

2.14

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

26

2.15

Семинар « Защита собственных работ»

1

1

27

2.16

Семинар« Защита собственных работ»

1

1

28

2.17

Семинар« Защита собственных работ»

1

1

3

Мониторинг исследовательской деятельности

6

29

3.1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей

1

1

30

3.2

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

1

1

31

3.3

Подготовка собственных работ к защите

1

1

32

3.4

 Подготовка собственных работ к защите

1

1

33

3.5

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

34

3.6

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

                                

Тематический план (4 год обучения)

№п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего

часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

П

Ф

1

Тренинг исследовательских способностей

10

1.

1.1

Культура мышления

1

1

2

1.2

Методы исследования

1

1

3

1.3

Научная теория

1

1

4

1.4

Научное прогнозирование

1

1

5

1.5

Входной контроль. Совершенствование техники наблюдения  экспериментирования

1

1

6

1.6

Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов

1

1

7

1.7

Умение выявлять проблемы

1

1

8

1.8

Ассоциации и аналогии

1

1

9

1.9

Как правильно делать выводы

из наблюдений и экспериментов

1

1

10

1.10

Как подготовиться к защите

1

1

2

Самостоятельная исследовательская практика

16

11

2.1

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

1

1

12

2.2

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

13

2.3

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

14

2.4

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

15

2.5

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

16

2.6

Промежуточный контроль. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

1

1

17

2.7

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

18

2.8

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

19

2.9

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

20

2.10

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

21

2.11

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

22

2.12

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

23

2.13

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

24

2.14

Индивидуальная консультационная работа

по проведению самостоятельных исследований

1

1

25

2.15

Семинар

1

1

26

2.16

Семинар

1

1

3

Мониторинг исследовательской деятельности

8

27

3.1

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

28

3.2

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

29

3.3

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

30

3.4

Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

1

1

31

3.5

Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

1

1

32

3.6

Итоговый контроль. Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

1

1

33

3.7

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

34

3.8

Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.

1

1

Всего часов

34

17

17




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся начальных классов.

Что такое метод проектов, виды проектов, этапы....

Проектная деятельность в начальных классах в урочное и неурочное время

Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных...

Мастер-класс "Проектная деятельность в начальных классах"

Мастер-класс на тему "Проектная деятельность в начальной школе"...

Программа по внеурочной деятельности "Проектная деятельность во 2 классе"

Материал предназначен для работы во внеурочной деятельности. Проектная деятельность является важной составляющей частью во всем учебном процессе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 1 класса

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активн...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Проектная деятельность" для 2 класса направлена на формирование проектной деятельности обучающихся.Проек...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....