Урок по предмету "Окружающий мир" по теме: "Домашние и дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Созыкина Ирина Андреевна

Урок составлен по  предмету "Окружающий мир" по теме: "Домашние и дикие животные" в 1 классе, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира32.21 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Кутопьюган». Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива» в 1 классе

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тема урока: Дикие и домашние животные

Технологии: игровая; проблемный диалог, развевающегося обучения, здоровьесберегающая.

Автор: Созыкина Ирина Андреевна, учитель начальных классов

Цель: Познакомить с понятиями «дикие животные», «домашние животные»,  раскрыть значение домашних животных для человека.

 Задачи урока: 

  • Формировать понятия «дикие животные», «домашние животные»;
  • раскрыть значение домашних животных для человека;
  • развивать фантазию и творческие способности детей;
  • воспитывать эмоционально-положительное отношение к животным.

Формирование универсальных учебных действий:

Предметные результаты:

  • иметь представление о диких и домашних животных;
  • знать, в чем состоит различие между дикими и домашними животными;
  • приводить примеры домашних животных.

Метапредметные результаты:

  • классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее»;
  • объяснять, каких животных называют дикими, а каких домашними, как появились домашние животные;
  • осуществлять самопроверку знаний по теме урока;
  • прослеживать историю продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

Личностные результаты:

  • осознавать важность домашних животных для человека;
  • понимать необходимость эмоционально-положительного отношения к животным.

Оборудование: У учителя — магнитофон, кассета с записью музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; компьютер, электронное приложение к учебнику окружающего мира, изображения животных, презентация. У учащихся – ножницы, клей, простой карандаш, ручка, кружки красного и зеленого цвета.

Ход урока:

  1.   Орг. момент    

Добрый день, ребята! Я приглашаю вас на урок окружающего мира. Сегодня у нас необычный урок. Такой урок называется открытым, потому, что он открыт для гостей. Сегодня к нам в гости пришли учителя нашей  школы. Давайте поздороваемся со всеми.

II.   Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, сосредоточить внимание.

    Чтоб сегодня наш урок

    Всем пошел ребятам впрок.

    Постарайтесь все понять,

    Слушать, думать и вникать.

III. Актуализация знаний и умений.

Цель: Повторить материал о дикорастущих и культурных растениях.

  1. Мы уже познакомились с дикорастущими и культурными растениями. Чем они отличаются  друг от друга?
  2.  Интерактивная игра (из электронного приложения к учебнику). Внимательно слушают задание, после этого поднимают руки, кто готов ответить. Затем выходят к интерактивной доске и проверяют правильность выполнения задания.

А) Выбери фотографию дикорастущего растения.

Учащиеся читают названия растений под фотографиями и среди них находят дикорастущие растения. Нажимают на картинку и проверяют. Если появилась зеленая галочка в окошке, то задание выполнено правильно; а если появляется красный крестик, то это не правильно и надо подумать, выбрав  другую фотографию.

Б) Выбери фотографию культурного растения. 

По аналогии с первым  интерактивным заданием.

В) Соедини линиями названия дикорастущих растений с их изображениями. 

Учащиеся соединяют подходящие друг другу название и изображение. Если линия не соединяет название и картинку, то выполнил задание неправильно. Нужно подумать.  

IV. Целеполагание.

Цель: Познакомить с понятиями «дикие животные», «домашние животные»,  раскрыть значение домашних животных для человека.

1.Музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных»

Учитель: Отгадайте загадки и найдите их изображение.

(На партах у детей картинки с изображением зверей: белка, волк, медведь, заяц, ёж, конь, корова, свинья, овца, собака, лось, кошка, баран, лиса, верблюд, пчелы. Они выбирают тех, кого отгадывают). Работа в парах.

1.Сама пёстрая

   Ест зелёное

   Даёт белое          (корова)

2. Сердитый недотрога

    Живёт в глуши лесной,

    Иголок очень много,

   А нитки ни одной.              (ёж)

3. У этих спор упрямый,

    Но очень интересный -  

    И кто кудрявый самый,

    И кто богаче шерстью.     (овца)

4.Обежала уж весь лес.

   Хвост мелькает там и здесь

   То не девица   -  краса

   Это – рыжая ….                  (лиса)

5.Кто по ёлкам ловко скачет

   И взлетает на дубы?

   Кто в дупле орехи прячет,

   Сушит на зиму грибы?        (белка)

6.Спереди – пятачок,

   Сзади – крючок,

   Посередине – спинка,

   На спинке – щетинка.           (свинья)

7.Хозяин лесной

   Просыпается весной,

  А зимой под вьюжный вой

  Спит в избушке снеговой        (медведь)

8.Не мой бы труд, не мой бы бег,

  Ты плохо жил бы, человек,

  Но в век машины и мотора

  Боюсь, в отставке буду скоро  (конь)

9.У косого нет берлоги,

   Не нужна ему нора.

  От врагов спасают ноги,

  А от голода – кора.                   (заяц)

10.На овчарку он похож.

     Что ни зуб – то острый нож!

     Он бежит, оскалив пасть,

     На овцу готов напасть.            (волк)

11.Гладишь – ласкается,

     Дразнишь – кусается.

     На цепи сидит,

     Дом сторожит               (собака)

Учитель: Как их всех назвать одним словом?

Ученики: Животные, звери.

Учитель: На партах в паре со своим соседом разделите их на две группы. Выберем двух экспертов, которые разделят всех зверей на две группы.

(Дети работают в парах и делят зверей на две группы: дикие и домашние, а на доске работают эксперты)

Учитель: На какие две группы разделили животных?

Ученик: Дикие и домашние.

Учитель: Давайте  проверим с помощью экспертов то, что мы сделали в парах. 

Учитель: Поднимите руки те, кто выполнил так же, как эксперты?

(Дети поднимают руки. Если кто-то руку не поднял, выяснить, как выполнили это задание они.)

Учитель: Кто же может назвать тему сегодняшнего урока?

Ученик: Дикие и домашние (слайд 2) 

- С какой целью мы выполняли это задание?

( Определить тему урока.)

- Смогли выполнить это задание?

- Почему?

(Мы в паре работали дружно и поэтому смогли договориться)

V. Постановка цели урока.

- Какой наш следующий этап? ( Постановка цели)

- Какую цель поставим перед собой?

Продолжите фразу: (слайд 3)

  • Думаю, что на уроке я узнаю…
  • Я хочу узнать….

Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.

  • Я хочу узнать о жизни льва.
  • Я хочу узнать о жизни жирафа.
  • Я хочу узнать о жизни волка. 

Учитель. А я думаю, что на уроке мы узнаем много нового и интересного.

На уроке мы продолжим знакомство с природой родной страны, родного края, узнаем много интересного о диких и домашних животных.

Мы дадим ответы на несколько вопросов. Как вы думаете, на какие вопросы мы попытаемся ответить?

Дети делают свои предположения: (слайд 4)

(Узнать, каких животных называют домашними, а каких дикими и чем же отличаются домашние и дикие животные).

(Какую пользу приносят человеку?)

Оцените  работу своего товарища в паре на этом этапе  урока (взаимооценка)

Возьмите красный или зелёный кружок.

- красный – те,  у кого были  вопросы и сомнения.

- зелёный - кому было легко, понятно и интересно.

Учитель: А какие звери остались?

Ученик:  верблюд, пчёлы.

Учитель: Добавьте их в те, группы, которые у вас получились.

 (Самоконтроль своей работы)

-Всех ли животных  распределили одинаково?

-В чём возникло затруднение?

-Что нужно сделать?

-Что нам в этом поможет? (Книга, учебник, учитель.)

-Какую цель поставим себе?

(Узнать чем отличаются домашние животные от диких)

VI. Музыкальная физкультминутка «Зоопарк» (презентация)

Учитель включает  на компьютере анимированный слайд. Учащиеся под музыку повторяют движения, увиденные на слайде.

VII. Аналитический этап.

1. -А сейчас откройте  учебники на странице 80. Представьте, что мы оказались во дворе сельского дома. Рассмотрите рисунок. Найдите на нем диких и домашних животных. (Дети классифицируют изображенных животных и проверяют себя по Приложению с. 93 «Странички умного Совенка»), (слайд 5, 6, 7).

-Дети, а как вы думаете, все ли животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние?

-А будет ли домашним воробей: ведь он часто встречается вблизи жилья человека? (Он домашним животным не является).

-Почему он не является домашним животным?

 - Не все животные, оказавшиеся во дворе сельского дома, домашние, а только те, которых специально разводят люди.

-Также домашние животные — это не только звери, но и птицы и даже насекомые (пчелы). На рисунке видно, что пчел разводят люди, которые построили для них домики -ульи.
-А теперь вы, дети, приведите другие примеры диких и домашних животных (примеры уток, индюков, кроликов, лошадей).

2. Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы. Каждая группа должна заполнить таблицу, а затем мы с вами проверим. По каким признакам вы определили, что это   дикие животные? По каким признакам вы определили, что это домашние животные?

Дикие животные

Домашних  животных

- добывают для себя пищу _______

- защищаются от врагов _________

- устраивают жильё себе  ________

- заботятся о потомстве  _________

- разводят ____________________

- кормят    ____________________

- строят жилище  ______________

- заботятся о потомстве  ________

Проверка осуществляется с опорой на эталон (слайд 8) на интерактивной доске.

Оцените  работу каждой группы на этом этапе урока (взаимооценка)

Возьмите красный или зелёный кружок.

- красный – те,  у кого были  вопросы и сомнения.

- зелёный - кому было легко, понятно и интересно.

VIII. Закрепление пройденного материала.

1. Затем проводится работа с иллюстрациями на с. 81 учебника (слайд 9, 10).

- Дети, определите, какой продукт питания или предмет одежды изображен на фотографии, назовите животное, от которого он получен.

- Как сделаны эти продукты? (Сыр, творог, масло, сметану, йогурт сделали из молока, мед взяли из улья и т. д.).

         Далее организуется распознавание по вкусу некоторых продуктов.

- Перед вами  молочные продукты и мед. Их нужно определить с завязанными глазами и сказать, какой продукт не имеет отношения к корове.
      После этого по вопросам на с. 81 дети рассказывают о домашних животных, имеющихся в их семье, об уходе за ними.
           2. Работа с разворотом «Моя коллекция» (с. 82—83 учебника).

- Дикие животные могут поселиться у нас в доме, но в виде красивых и забавных фигурок или игрушек. Рассмотрите фотографии, сравните настоящую лягушку, настоящего медведя с изображающими их фигурками. Сколько фантазии проявили люди, изготовившие их! Как много радости могут доставить эти необычные коллекции: одна фигурка рассмешит, другую захочется погладить, а с третьей — поговорить (есть ведь и говорящие игрушки). Лягушка в верхнем ряду слева — это лягушка-колокольчик. Ее соседка, очень похожая на настоящую лягушку, сделана по специальному заказу мастерами знаменитой дымковской игрушки! А с деревянной лягушкой, в которую вставлена палочка, связано особое поверье: если палочкой поводить по ее спинке, в доме прибудет денег.

IX. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет задание в тетради. А после выполнения задания обмениваются тетрадями с соседом по парте, взаимопроверка.

№ 1 – закончи каждый ряд, наклеив картинку из Приложения.

№ 2 – найди лишнее животное в каждом ряду и обведи его. Объясни свое решение.

№ 3 – какие животные изображены на рисунках – дикие или домашние? Отметь верный ответ (закрась кружок).

X.Рефлексия (слайд 11) 

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Выберите любое предложение и дополните его своими словами:

  • На сегодняшнем уроке я узнал …
  • На этом уроке я похвалили бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня я сумел …

-Вам было легко находить ответы на проблемные вопросы или возникали какие-то трудности?

IX.Домашнее задание. Выполнить задание в тетради с.65 №4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик."

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик." содержит не только иллюстративный материал, но и материал, развивающий познавательные процессы у младших школьников с нарушением ...

Конспект урока предмет "Познание мира" тема"Как зимуют дикие животные"

Цель урока: формировать представление учащихся о том, как зимуют дикие животные; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой; развивать умение правильно и последовательн...

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные" 2 класс

Презентация к уроку коми языка по теме "Домашние животные"...

Конспект к уроку калмыцкого языка по теме "Домашние животные"

Урок предназначен учителям калмыцкого языка....

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Дикие животные нашего края: медведь"

Тип урока: комбинированный.Цель: создать условия для уточнения  и расширения  представления детей о диких животных на основе знакомства с медведем.Задачи:образовательная: отработка умения со...