Главные вкладки

    технологическая карта урока окружающего мира "Как человек научился летать"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Методическая разработка урока окружающего мира "Как человек научился летать" по программе "Школа России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr._mir._4_kl.docx27.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель: Кузяева Ольга Ивановна

    Класс: 4

    Модуль: «Окружающий мир»

    Тема урока: Как человек научился летать.

    Место урока в изучаемой теме: 59 урок

    Продолжительность урока: 45 мин

    Тип урока: Усвоение новых знаний

    Цель: создать условия для ознакомления учащихся с историей развития авиации, расширение кругозора детей на основе знакомства с историей авиации и космонавтики, их ролью в развитии цивилизации.

    Задачи урока:

    1.Образовательные:

    - Познакомить детей с историей развития летательных аппаратов, рассмотреть роль и значение авиации, освоения космоса в жизни человека; развивать умения объективно оценивать себя и других;

    2.Развивающие:

    -развивать связную речь учащихся; развивать кругозор, эрудицию младших школьников, развивать умение слушать, умение анализировать и оценивать свои поступки и слова; развивать умение работать в группах; развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

    3. Воспитательные: способствовать формированию чувства патриотизма; воспитанию уважения и гордости за свою Родину, знакомство с событиями мировой и российской истории развития авиации.

    Технологии:

    • - Проблемный диалог
    • Проектная
    • - ИКТ
    • - Игровые

    Методы обучения:

    • - Проблемно-поисковые
    • - Практические
    • - Словесные

    Формы организации познавательной деятельности:

    • - Фронтальная
    • - Индивидуальная
    • - Групповая

    Ресурсы для проведения урока: : мультимедиапроектор, компьютер, интерактивная доска, планшеты, презентация к уроку, учебник Плешаков А. А. Окружающий мир, учебник,. 4 класс. 2 часть. – М.: Просвещение, 2015; презентация к уроку «Как человек научился летать», Как человек научился летать : [Альбом для раскрашивания. Для мл. шк. возраста] / Н. И. Андреев; [Рис. авт.]. - Л. : Художник РСФСР, 1985.

    Планируемые достижения учащихся на уроке:

    • Формирование исследовательских навыков работы и навыков самостоятельной работы с учебником и справочным материалом
    • Развитие умения анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы.

    п/п

    Этапы урока/

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1

    Организационная часть

    1-2 мин

    Кто из вас когда-нибудь хотел полететь высоко-высоко над землёй? Почему у вас возникало это желание?

    Учащиеся проходят в класс, рассаживаются на места.

    2

    Актуализация знаний

    5 мин

    Как бы вы определили тему сегодняшнего урока?

    Надеюсь, что мы сможем разобраться в этой теме. Но вначале давайте определим: почему человек захотел научиться летать?

    Ещё в народных сказках мы встречаемся с фантастическими летательными аппаратами: сапоги-скороходы, ступа Бабы-Яги, ковёр-самолёт.

    Предлагаю вам проследить за тем, как человек поднялся в небо.

    Глядя на слайд, вспомните, что произошло с героями этого мифа.

    Как вы думаете, на русской земле были неутомимые изобретатели, стремящиеся к полёту? Воспользуйтесь учебником стр. 111.

    Тема сегодняшнего урока: «Как человек научился летать».

    Дети предполагают, что человек хотел быстро и беспрепятственно передвигаться на большие расстояния, познавать неизведанное, передавать и получать информацию.

    На основе ответов и использовании слайдов учащиеся делают вывод, что человека к полёту манили:

    1.        Мечта (наблюдение за полётом птиц).

    2.        Использование голубиной почты (необходимость передачи информации).

    3.        Возможность быстрого передвижения и перемещения грузов, независимо от рельефа местности.

    4.        Жажда познания и исследований (наблюдение за солнцем, облаками, звёздами).

    Дети рассматривают в учебнике (стр. 111) репродукцию с картины А.А.Дейнека «Никитка – первый русский летун». Отмечают смелость, упорство, изобретательность.

    Обратите внимание на то, как реагируют люди на полёт Никитки. Как вы думаете продолжит ли «летун» свои попытки создать летательный аппарат?

    3

    Физкультминутка

    2 мин

    Вспомните песенку Винни Пуха «Я тучка»

    Инсценировка под песенку

    4

    Знакомство с новым материалом

    15 мин

    На чём же люди совершали свои первые полёты?

    Перед вами книга Н.И.Андреева «Как человек научился летать». Обратимся к ней и узнаем, что первые воздушные шары поднялись в воздух в конце XVIII века (1783 г). Построен он был братьями Монгольфье. Через два года профессор Шарль наполнил воздушный шар лёгким газом – водородом.

    Сейчас «потомки» воздушных шаров помогают учёным определить прогноз погоды.

    Могли ли люди останавливаться на достигнутом? Конечно, нет. В 1852 году в небо поднялся первый дирижабль Анри Жиффара.

    Попробуйте предположить, как были использованы дирижабли в середине XX века. Можете обратиться за помощью к учебнику (стр. 109).

    Каковы внешние отличия воздушных шаров от дирижаблей, от современных самолётов?

    Об изобретение русского морского офицера Александра Фёдоровича Можайского вы узнаете из учебника (стр. 108).

    Разработка первой ракеты на гибридном топливе была начата в нашей стране в 1931 году Королёвым С.П. В 1933 году близ Москвы было проведено испытание ГИРД-09.

    Через год в небо поднялся самый большой на тот момент в мире самолёт АНТ-20 «Маским Горький». На борту его размещалось 72 пассажира, имелась библиотека, кинозал и телефонная станция. Проектировался этот воздушный корабль под руководством советского авиаконструктора А. Н. Туполева.

    Этот самолёт мог эксплуатироваться в любое время суток и совершать посадку на неподготовленной местности.

    А через 7 лет нашей родине понадобятся совсем другие самолёты. Что это за событие?

    Обсуждение особенностей военных самолётов. Обращается внимание, что в названии самолётов использованы фамилии авиаконструкторов, под чьим руководством шла разработка этих машин.

    Пользуясь этой информацией, определите, кто разрабатывал каждую из моделей самолётов, представленных в печатной тетради.

    Мирной жизнью стала жить страна и самолётостроение откликнулось на это созданием новых самолётов. Где и как могут быть использованы самолёты?

    Какая летательная машина напоминает вам стрекозу?

    - Почему?

    Где и как могут использоваться вертолёты?

    Дети выдвигают предположения.

    На слайде дети знакомятся с устройством шара, находят положительные стороны этого изобретения и сложности в его использовании:

    Положительные:

     Человек поднялся в небо                                                                                  Сложности:

    в управлении и                                                                                регулировании полёта.

    Опираясь на слайд учащиеся отмечают:

    Положительные стороны                                полётов на дирижабле:может двигаться, независимо от                  воздушных масс.

    Сложности: громоздкие и                                  

    неповоротливые

    Дети говорят о том как дирижабли использовались во времена ВОВ и защищали небо над важными объектами.

    Дети могут отметить (отсутствие крыльев)

    Дети отмечают, что аэроплан имел все основные части, как у современных самолётов: корпус, крыло, хвост, шасси. Он был тяжелее воздуха и имел паровой двигатель, следовательно аэроплан манёвреннее раннее созданных аппаратов

    ВОВ, необходимы военные самолёты

    Опираясь на ранее полученные знания и слайды дети говорят о современных военных самолётах, пассажирских и грузовых, заправщиках, спортивных.

    Определяют, что существует пожарная, сельскохозяйственная и, даже, полицейская авиация.

    - Не нужна разгоночная полоса, может зависать на одном месте.

    5

    Физкультминутка

    2 мин

    Мог ли человек, поднявшись в небо, не полететь к звёздам?

     Кто предсказал возможность работы в космосе вы узнаете, если обратитесь к учебнику (стр. 113-114).

    Что за дата 12 апреля 1961 года?

    В 1961 году первый космический корабль «Восток» (максимальная скорость 28260 км/ч) за 108 минут пронёс нашего соотечественника вокруг Земли.

    Постарайтесь определить значение этого полёта.

    1963 г. 16 июня – 48 оборотов вокруг Земли за 70 ч 50 мин совершила первая женщина-космонавт. Знаете ли вы её имя ? Воспользуйтесь планшетами и найдите информацию в интернете.

    Что вы можете рассказать об этом человеке? Найдите информацию в интернете.

    Используйте слайд, расскажите об использовании космических исследований.

    День Космонавтики.

    Доказательство формы Земли, возможность проведения научных исследований в космосе.

    Валентина Владимировна Терешкова.

    Первым в открытый космос 12 мин 9 с вышел советский космонавт Алексей Архипович Леонтьев и удалился от корабля «Всход-2» на 5 метров. Для чего же человек покоряет космос.

    Значение современных космических кораблей и спутников:

    Определение прогноза погоды и состояние оболочки земли,

    спутниковая навигация,

    поиск альтернативных источников энергии,

    проведение экспериментов в различных областях науки.

    6

    Работа над проектом

    10-12 мин

    Ю.А.Гагарин сказал: «Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту». Уверена, что став взрослыми, вы сможете создать новые летательные аппараты. Постарайтесь в группах создать новые машины.

    Дети работают в группах над проектом новых космических аппаратов, определяя их назначение.

    Обсуждение проектов.

    7

    Рефлексия, подведение итогов урока

    2 мин

    Что для вас было наиболее интересным на уроке? Испытывали ли вы трудности?

    Почему же человек научился летать?

    Вывод: мечта, стремление к открытиям, необходимость передвижения по воздуху заставили человека подняться в воздух. Процесс этот был трудным, но удивительно интересным.

    8

    Домашнее задание

    1 мин

    Закончить работу над проектами, учитывая высказанные пожелания и замечания. 

    Знакомство с материалом учебника стр. 108-116, фактами, о которых мы не говорили сегодня на уроке.

    Список используемых информационных источников:
    1. Плешаков А. А. Окружающий мир, учебник,. 4 класс. 2 часть. – М.: Просвещение, 2015;

    2. Электронное приложение к учебному пособию “Окружающий мир– М. Просвещение, 2015 г.

    3. https://www.youtube.com/watch?v=q0acDQHk6Yo


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Береги природу, человек!».

    Технологическая карта урока окружающего мираТема: «Береги природу, человек!»....

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс на тему : "Когда наступит лето?" Плешаков

    Целью урока по  окружающему  миру "Когда наступит лето?", проведенный в 1классе является определение  характерных признаков смены времен года, соотношение временных промежутков; воспиты...

    Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

    Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...

    Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс Человек и птицы

    Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Человек и птицы" 1 класс. УМК "Гармония"...

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе по проблеме "Человек друг или враг природе" в рамках темы "Будь природе другом". УМК "Школа России"...

    Технологическая карта урока окружающий мир по теме Строение тела человека

    Технологическая карта урока окружающий мир по теме Строение тела человека...