Главные вкладки

    План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему:
    Урок – проект. Мы - граждане единого Отечества.

    Агафонова Ольга Васильевна

    Предмет:   Окружающий мир

    Класс:        4

    Тема: .Мы - граждане единого Отечества.

    Тип урока: Урок – проект

    Цели: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством выполнения работы в форме познавательного проекта;

    воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре.

    способствовать развитию умения анализировать, обобщать;  содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);

    способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету,  содействовать формированию  культуры речи и бережного отношения к  языкам  и традициям народов России, воспитывать патриотизм, коллективизм; развивать интерес к истории Родины.

     создать условия для развития внимания,  словарного запаса учащихся, умение логически  и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при  работе с раздаточным материалом  и техническими средствами.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okr.mir_._urok-proekt.docx31.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет:   Окружающий мир

    Класс:        4

    Тема: Мы - граждане единого Отечества.

    Тип урока: Урок – проект.

    Цели: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством выполнения работы в форме познавательного проекта;

    воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре.

    способствовать развитию умения анализировать, обобщать;  содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);

    способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету,  содействовать формированию  культуры речи и бережного отношения к  языкам  и традициям народов России, воспитывать патриотизм, коллективизм; развивать интерес к истории Родины.

     создать условия для развития внимания,  словарного запаса учащихся, умение логически  и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при  работе с раздаточным материалом  и техническими средствами.

    Метапредметные:

    Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

                             - умение работать в парах, в группе;

                             - уважение к личности и её достоинства к окружающим;

                             - умение вести диалог учитель - ученик; ученик - ученик.

    Регулятивные: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

                                - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

                                - прогнозировать результаты проекта;

                                -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

                                 и учёта характера сделанных ошибок.

    Познавательные: - находить в тексте  учебника, словарях  нужную и главную информацию;

                                    - анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Коммуникативные:  - слушать, слышать  и понимать речь учителя и одноклассников;

                                          - задавать вопросы, формулировать собственное мнение;

                                         - строить монолог и диалог;

                                          - умение работать  в парах, в группах;

                                         - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Самоопределение

    к деятельности.

    Организационный момент.

    -Здравствуйте, татары, русские, чуваши, башкиры….

    -Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?

    - О чем пойдет речь на нашем уроке?

    - Как называется наша Родина?

    Высказывают свои предположения

    Личностные: самоопределение;

    смыслообразование

    Регулятивные: целеполагание;

    Коммуникативные:

    планирование учебного

    сотрудничества с учителем и

    сверстниками.

    Комментарии

    Цель этапа: организация  рабочего места; мотивация к учебной деятельности на уроке; целеполагание.

    Деятельность учителя: контроль за организацией рабочего места, обеспечивает положительный настрой детей на работу, направляет и корректирует   на  рациональное  построение последовательности действий учащихся  на уроке.

    Деятельность учащихся: включение учащихся в деловой ритм учебного занятия; составление плана и последовательности действий на уроке

    2.Актуализация  знаний и

    фиксация затруднений в деятельности

    Звучит музыкальная композиция

    - Закройте глаза, загляните внутрь вашей души.

     Что вы видите?

    -  Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите  слова  

    • Моё Отечество…
    • Моя Республика…
    • Мой город….

    С чего начинается Родина?

    Давайте составим ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»

     Какие народы проживают на территории России?

    Мой дом ------  

     Я здесь живу, мои родители.

    Моя школа -----      

    Место моей учёбы, здесь мои друзья.

    Моя Республика    ---

    Я ----(национальность)

    Коммуникативные:

    планирование учебного

    сотрудничества с учителем и

    сверстниками. Познавательные:

    логические - анализ объектов с

    целью выделения признаков

    Комментарии

    Цель этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность; подготовить к активной познавательной деятельности; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез.

    Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

    Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей.

    3.  Постановка учебной

    задачи.

    -Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

    -Какая проблема у нас возникла?

     

    -Что же мы решили?

    -Какова цель нашего проекта?

    -Сегодня мы должны ответить  на вопрос

    -Какие народы проживают на территории России?

    -Мы работали  над темой «Российский союз равных»

    -Узнать о жизни  других народов, проживающих на территории   России?

    - Подготовиться к проекту  

    -Цель  нашего проекта продолжить работу  «За страницами учебника» и побывать в других регионах России.

    Регулятивные: целеполагание;

    Познавательные: общеучебные:

    формулирование

    познавательной цели;

    логические: формулирование

    проблемы и построение логической цепи рассуждений

    Комментарии

    Цель этапа: принятие и понимание учебной задачи

    Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

    Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей

    4.  Построение

     проекта

    выхода из затруднения.

    -На уроке мы будем защищать проект и результаты работы над нашим коллективным проектом.

    -Какую работу мы проделали перед  защитой этого большого проекта.  

    -Как вы осуществляли поиск информации?

    Работа в группах. (Памятка  для работы в группе на слайде)

    -На начальном этапе работы над проектом мы разбились на мини-группы. Каждая мини-группа исследовала, изучала по- своему плану.

     

    Мы посетили краеведческий музей.

    Ходили на экскурсию в библиотеку.

    -Самостоятельно, и иногда с помощью учителя и родителей искали информацию

    -Быть вежливым и внимательным друг к другу.

    - Дать возможность проявить себя каждому члену группы.

    - Не перебивать говорящего, дожидаться конца его речи.

    - Помогать друг другу, не отвергать помощь друзей.

    - Не стесняться  высказывать свои мысли, говорить чётко и понятно.

    -После выработки общего решения работать в команде.

    Регулятивные: планирование,

    прогнозирование;

    Познавательные:

    моделирование, логические -

    решение проблемы, построение

    логической цепи рассуждений,

    доказательство, выдвижение

    гипотез и их обоснование;

    Коммуникативные:

    инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Комментарии

    Цель этапа: принятие и понимание учебной задачи

    Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

    Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей

    5. Самостоятельная работа  с формулированием выводов по результатам исследования.

    6. Физминутка

    В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:

    три рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:листы с заданием (по числу участников группы),

    лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),

    листы самооценки (по числу участников группы),ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.

    Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

    бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;

    Каждая группа защищает свой проект.

    Название команды.

    Озвучивает цели и задачи.

    Выступление членов команды по теме своего проекта

    -Какие вы получили результаты?

    1.  Защита проекта группы №1

    Проект о России.

     2.  Защита проекта группы №2

    Проект о Татарстане.

    3.  Защита проекта группы №3

    Проект о Мордовии.

       Взаимооценивание после защиты каждой группы.

    -Ребята, давайте оценим работу группы. На доске висят карточки со словами (познавательно, интересно,  непонятно, скучно, есть вопросы), выберите те, которые могут охарактеризовать работу подгруппы

    Цель исследования

     В течение  работы нужно ответить на вопросы:

    1. Определить символику, столицу республики

    2. Чем гордятся жители республики. ( Гордость республики - ученые,  писатели, деятели искусства  и Т.Д.)

    3.Изучить  памятники истории и культуры республики.

    4.Узнать традиции, обычаи, обряды народов.

    5. Национальные костюмы, блюда.

     6.Подбор национальных пословиц, поговорок.

    7.Найти интересные факты о республике, о народе.

    1 группа.

     Готовит проект о России.

    2 группа.

     Готовит проект о Татарстане.

    3 группа.  

    Готовит проект о Мордовии.

    Результаты исследования

    Чтобы ответить на   вопросы, нам пришлось спросить родителей и  подобрать материал в различных источниках – энциклопедии, справочники, интернет.

    -Итак, мы сделали выводы:

    выступление команд.

    1 команда.

    -Мы хотим рассказать  о  России.

    2 команда.

    -Мы хотим рассказать  о  Татарстане.

    3 команда.

    -Мы хотим рассказать  о  Мордовии.

    Учащиеся производят оценивание работы учащихся

     группы №1, №2, №3.

    Регулятивные: контроль,

    коррекция, выделение и

    осознание того, что уже усвоено

    и что ещё подлежит усвоению,

    осознание качества и уровня

    усвоения;

    Личностные:

    самоопределение.

    Коммуникативные:

    контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Комментарии

    Цель физминутки: снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия.

    7.Рефлексия деятельности

    (итог урока)

     Обсуждение со всеми группами

    -Ребята, а как вы думаете, чем различаются регионы Российской Федерации?

    Какие народности живут в России?

     

    Что нужно делать, чтобы быть достойными гражданином нашей страны?

    -Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении нашего проекта?

    -Теперь мы можем на него ответить?

    -  Какой вывод мы можем сделать?

     Выполните задание. Составьте предложение из слов

     Самооценка собственной деятельности.

    -Оцените свою работу по проекту

    «Мы - граждане единого Отечества» с помощью цветовых ладошек.

    Критерии самооценки:

    1. Кто считает, что ваша личная работа над проектом была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в проекте, то возьмите красные ладошки.

    2.Кто считает, что он мог бы сделать проект лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите синие ладошки.

    3.А кто считает, что не принял активного участия в защите проекта, возьмите желтые ладошки.

    -А теперь составим цветовой коллаж вокруг названия нашего проекта (на доске)

    -Ладошек,  какого цвета  больше?

       Если появится желание,  организуйте конкурс «Красота природы моего Отечества»

    -Высказывания учащихся  (Символикой, традициями, обрядами, национальной одеждой)

    Предположения учащихся.

    -Чтобы быть достойным гражданином нашей страны,  нужно хорошо учиться,  проявлять доверие и взаимное уважение у граждан  нашего Отечества по отношению друг другу, уважать культуру и традиции  нашего Отечества.

    Цель  нашего проекта продолжить работу  «За страницами учебника» и побывать в других регионах России.

    Мы побывали в  Мордовии, России, Татарстане.

    Мы – граждане единого Отечества

     

    Учащиеся  оценивают свою собственную деятельность.

    Коммуникативные: умение с

    достаточной полнотой и

    точностью выражать свои мысли;

    Познавательные: рефлексия;

    личностные:

    смыслообразование

    Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

    Комментарии

    Цель этапа: зафиксировать полученные знания и умения; затруднения, которые остались, и способы их преодоления; оценить собственную деятельность на уроке.

    Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

    Деятельность учащихся:   ответы детей,  построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей,  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества»

    Контрольная работа  по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива»)  раздел «Мы граждане единого Отечества" составлена в виде теста....

    Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс

    Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс...

    "Мы - граждане единого Отечества"

    Урок - проект на уроки окружающего мира и  ОРКСЭ (Многонациональность России)...

    Итоговый тест по разделу «Мы- граждане единого Отечества»

    Итоговый тест по разделу "Мы - граждане единого Отечества" , окружающий мир, 4 класс, по программе "Перспектива"...

    Тест по разделу: Мы - граждане единого Отечества

    Тест по разделу: Мы - граждане  единого Отечества....

    Тестовое задание по окружающему миру по теме: "Мы граждане единого Отечества"

    Тестовые задания по окружающему миру. Тема урока:"Мы граждане единого Отечества" 4 класс...