Урок – проект. Мы - граждане единого Отечества.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Агафонова Ольга Васильевна

Предмет:   Окружающий мир

Класс:        4

Тема: .Мы - граждане единого Отечества.

Тип урока: Урок – проект

Цели: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством выполнения работы в форме познавательного проекта;

воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре.

способствовать развитию умения анализировать, обобщать;  содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);

способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету,  содействовать формированию  культуры речи и бережного отношения к  языкам  и традициям народов России, воспитывать патриотизм, коллективизм; развивать интерес к истории Родины.

 создать условия для развития внимания,  словарного запаса учащихся, умение логически  и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при  работе с раздаточным материалом  и техническими средствами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_._urok-proekt.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет:   Окружающий мир

Класс:        4

Тема: Мы - граждане единого Отечества.

Тип урока: Урок – проект.

Цели: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством выполнения работы в форме познавательного проекта;

воспитывать чувство гордости за национальную культуру, историю, способствовать формированию толерантного отношения к культуре.

способствовать развитию умения анализировать, обобщать;  содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);

способствовать развитию у обучающихся исследовательских умений, условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету,  содействовать формированию  культуры речи и бережного отношения к  языкам  и традициям народов России, воспитывать патриотизм, коллективизм; развивать интерес к истории Родины.

 создать условия для развития внимания,  словарного запаса учащихся, умение логически  и образно мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать при  работе с раздаточным материалом  и техническими средствами.

Метапредметные:

Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

                         - умение работать в парах, в группе;

                         - уважение к личности и её достоинства к окружающим;

                         - умение вести диалог учитель - ученик; ученик - ученик.

Регулятивные: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

                            - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

                            - прогнозировать результаты проекта;

                            -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

                             и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: - находить в тексте  учебника, словарях  нужную и главную информацию;

                                - анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные:  - слушать, слышать  и понимать речь учителя и одноклассников;

                                      - задавать вопросы, формулировать собственное мнение;

                                     - строить монолог и диалог;

                                      - умение работать  в парах, в группах;

                                     - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент.

-Здравствуйте, татары, русские, чуваши, башкиры….

-Ребята, а почему я сегодня вас так приветствую?

- О чем пойдет речь на нашем уроке?

- Как называется наша Родина?

Высказывают свои предположения

Личностные: самоопределение;

смыслообразование

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

Комментарии

Цель этапа: организация  рабочего места; мотивация к учебной деятельности на уроке; целеполагание.

Деятельность учителя: контроль за организацией рабочего места, обеспечивает положительный настрой детей на работу, направляет и корректирует   на  рациональное  построение последовательности действий учащихся  на уроке.

Деятельность учащихся: включение учащихся в деловой ритм учебного занятия; составление плана и последовательности действий на уроке

2.Актуализация  знаний и

фиксация затруднений в деятельности

Звучит музыкальная композиция

- Закройте глаза, загляните внутрь вашей души.

 Что вы видите?

-  Какие зрительные образы рождаются у вас, когда вы слышите  слова  

  • Моё Отечество…
  • Моя Республика…
  • Мой город….

С чего начинается Родина?

Давайте составим ассоциативный ряд: «С чего начинается Родина?»

 Какие народы проживают на территории России?

Мой дом ------  

 Я здесь живу, мои родители.

Моя школа -----      

Место моей учёбы, здесь мои друзья.

Моя Республика    ---

Я ----(национальность)

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические - анализ объектов с

целью выделения признаков

Комментарии

Цель этапа: обеспечить включение учащихся в совместную деятельность; подготовить к активной познавательной деятельности; тренировать мыслительные операции: анализ, синтез.

Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей.

3.  Постановка учебной

задачи.

-Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?

-Какая проблема у нас возникла?

 

-Что же мы решили?

-Какова цель нашего проекта?

-Сегодня мы должны ответить  на вопрос

-Какие народы проживают на территории России?

-Мы работали  над темой «Российский союз равных»

-Узнать о жизни  других народов, проживающих на территории   России?

- Подготовиться к проекту  

-Цель  нашего проекта продолжить работу  «За страницами учебника» и побывать в других регионах России.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные:

формулирование

познавательной цели;

логические: формулирование

проблемы и построение логической цепи рассуждений

Комментарии

Цель этапа: принятие и понимание учебной задачи

Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей

4.  Построение

 проекта

выхода из затруднения.

-На уроке мы будем защищать проект и результаты работы над нашим коллективным проектом.

-Какую работу мы проделали перед  защитой этого большого проекта.  

-Как вы осуществляли поиск информации?

Работа в группах. (Памятка  для работы в группе на слайде)

-На начальном этапе работы над проектом мы разбились на мини-группы. Каждая мини-группа исследовала, изучала по- своему плану.

 

Мы посетили краеведческий музей.

Ходили на экскурсию в библиотеку.

-Самостоятельно, и иногда с помощью учителя и родителей искали информацию

-Быть вежливым и внимательным друг к другу.

- Дать возможность проявить себя каждому члену группы.

- Не перебивать говорящего, дожидаться конца его речи.

- Помогать друг другу, не отвергать помощь друзей.

- Не стесняться  высказывать свои мысли, говорить чётко и понятно.

-После выработки общего решения работать в команде.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

Познавательные:

моделирование, логические -

решение проблемы, построение

логической цепи рассуждений,

доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Комментарии

Цель этапа: принятие и понимание учебной задачи

Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

Деятельность учащихся: ответы детей, предположения, построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей

5. Самостоятельная работа  с формулированием выводов по результатам исследования.

6. Физминутка

В классе одновременно работает три группы. В классе должны быть:

три рабочие зоны: «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:листы с заданием (по числу участников группы),

лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),

листы самооценки (по числу участников группы),ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.

Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;

Каждая группа защищает свой проект.

Название команды.

Озвучивает цели и задачи.

Выступление членов команды по теме своего проекта

-Какие вы получили результаты?

1.  Защита проекта группы №1

Проект о России.

 2.  Защита проекта группы №2

Проект о Татарстане.

3.  Защита проекта группы №3

Проект о Мордовии.

   Взаимооценивание после защиты каждой группы.

-Ребята, давайте оценим работу группы. На доске висят карточки со словами (познавательно, интересно,  непонятно, скучно, есть вопросы), выберите те, которые могут охарактеризовать работу подгруппы

Цель исследования

 В течение  работы нужно ответить на вопросы:

1. Определить символику, столицу республики

2. Чем гордятся жители республики. ( Гордость республики - ученые,  писатели, деятели искусства  и Т.Д.)

3.Изучить  памятники истории и культуры республики.

4.Узнать традиции, обычаи, обряды народов.

5. Национальные костюмы, блюда.

 6.Подбор национальных пословиц, поговорок.

7.Найти интересные факты о республике, о народе.

1 группа.

 Готовит проект о России.

2 группа.

 Готовит проект о Татарстане.

3 группа.  

Готовит проект о Мордовии.

Результаты исследования

Чтобы ответить на   вопросы, нам пришлось спросить родителей и  подобрать материал в различных источниках – энциклопедии, справочники, интернет.

-Итак, мы сделали выводы:

выступление команд.

1 команда.

-Мы хотим рассказать  о  России.

2 команда.

-Мы хотим рассказать  о  Татарстане.

3 команда.

-Мы хотим рассказать  о  Мордовии.

Учащиеся производят оценивание работы учащихся

 группы №1, №2, №3.

Регулятивные: контроль,

коррекция, выделение и

осознание того, что уже усвоено

и что ещё подлежит усвоению,

осознание качества и уровня

усвоения;

Личностные:

самоопределение.

Коммуникативные:

контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Комментарии

Цель физминутки: снять психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, а также локального утомления и общего воздействия.

7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

 Обсуждение со всеми группами

-Ребята, а как вы думаете, чем различаются регионы Российской Федерации?

Какие народности живут в России?

 

Что нужно делать, чтобы быть достойными гражданином нашей страны?

-Итак, на какой вопрос мы с вами искали ответ на протяжении нашего проекта?

-Теперь мы можем на него ответить?

-  Какой вывод мы можем сделать?

 Выполните задание. Составьте предложение из слов

 Самооценка собственной деятельности.

-Оцените свою работу по проекту

«Мы - граждане единого Отечества» с помощью цветовых ладошек.

Критерии самооценки:

1. Кто считает, что ваша личная работа над проектом была правильно выполнена, и вы все поняли, приняли активное участие в проекте, то возьмите красные ладошки.

2.Кто считает, что он мог бы сделать проект лучше, но сегодня не хватило немного желания и старания, возьмите синие ладошки.

3.А кто считает, что не принял активного участия в защите проекта, возьмите желтые ладошки.

-А теперь составим цветовой коллаж вокруг названия нашего проекта (на доске)

-Ладошек,  какого цвета  больше?

   Если появится желание,  организуйте конкурс «Красота природы моего Отечества»

-Высказывания учащихся  (Символикой, традициями, обрядами, национальной одеждой)

Предположения учащихся.

-Чтобы быть достойным гражданином нашей страны,  нужно хорошо учиться,  проявлять доверие и взаимное уважение у граждан  нашего Отечества по отношению друг другу, уважать культуру и традиции  нашего Отечества.

Цель  нашего проекта продолжить работу  «За страницами учебника» и побывать в других регионах России.

Мы побывали в  Мордовии, России, Татарстане.

Мы – граждане единого Отечества

 

Учащиеся  оценивают свою собственную деятельность.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

личностные:

смыслообразование

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Комментарии

Цель этапа: зафиксировать полученные знания и умения; затруднения, которые остались, и способы их преодоления; оценить собственную деятельность на уроке.

Деятельность учителя: организация учебного сотрудничества

Деятельность учащихся:   ответы детей,  построение полных и аргументированных высказываний своих мыслей,  контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива») раздел «Мы граждане единого Отечества»

Контрольная работа  по окружающему миру (4 класс УМК «Перспектива»)  раздел «Мы граждане единого Отечества" составлена в виде теста....

Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс

Тест "Мы граждане единого Отечества" 4 класс...

"Мы - граждане единого Отечества"

Урок - проект на уроки окружающего мира и  ОРКСЭ (Многонациональность России)...

Итоговый тест по разделу «Мы- граждане единого Отечества»

Итоговый тест по разделу "Мы - граждане единого Отечества" , окружающий мир, 4 класс, по программе "Перспектива"...

Тест по разделу: Мы - граждане единого Отечества

Тест по разделу: Мы - граждане  единого Отечества....

Тестовое задание по окружающему миру по теме: "Мы граждане единого Отечества"

Тестовые задания по окружающему миру. Тема урока:"Мы граждане единого Отечества" 4 класс...