ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Сибгатуллина Ирина Викторовна

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_ekologii.docx60.64 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

СЕЛЕНГИНСКОЕ РУО МОУ СОШ № 5 Г. ГУСИНООЗЕРСКА

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

 ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

                                                                                         Автор программы: И. В. Сибгатуллина

                                                                                         Учитель начальных классов МОУ СОШ №5                                                                                                  

г. Гусиноозерск .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала 21 века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками , одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности , способной гармонично взаимодействовать с окружающем миром и осознающей свое место в природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

  1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
  2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
  3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.  
  4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
  5. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
  6. Формирование умения проведения самостоятельных исследований в области изучения окружающей среды.

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип единства сознания и деятельности,
  • Принцип наглядности,
  • Принцип личностной ориентации,
  • Принцип системности и целостности,
  • Принцип экологического гуманизма,
  • Принцип краеведческий.
  • Принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» - авторская, имеет эколого – биологическую направленность, является учебно – образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин), идеи экологической этики (В.Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из двух направлений связанных друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики. Имеет два направления: экологическое, исследовательская деятельность.

        

Направление курса

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность узнать

Экологическое

Ключевые понятия, классификацию экологических связей, представителей редких организмов, правила поведения в природе, особенности природы родного края.

Владеть ключевыми понятиями, распознавать растения и животных родного края.

Исследовательское

Ключевые понятия, методы исследовательской деятельности, технологию проведения собственных исследований и выполнения творческих работ.

Видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, применять методы исследовательской деятельности, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, проводить собственные исследования и выполнять творческие работы, презентовать результаты собственных исследований, аргументировать собственные суждения.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» - авт. В. Самкова, «Экология» - авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трех лет), личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир»  для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 году, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

  • Земля – единая экосистема,
  • Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы,
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально –поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально – положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствии поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной «Недели экологии», помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей, в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии , традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

- интерес к познанию мира природы,

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков,

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального,

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

- планет Земля – наш большой дом,

- Солнце – источник жизни на Земле,

- неживое и живое в природе,

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры),

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры),

- самоценность любого организма,

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры),

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода,

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними,

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.),

- организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними,

- человек – существо природное и социальное, разносторонние связи человека с окружающей природной средой,

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы,

- различия съедобных и несъедобных грибов,

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе,

- способы сохранения окружающей природы,

- что такое наблюдение и опыт,

- экология – наука об общем доме,

- экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе,

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья,

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие),

- составлять экологические модели, трофические цепи,

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта,

- заботиться о здоровом образе жизни,

- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни,

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры),

- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение),

- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе,

- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме,

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов,

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,

- работа с гномоном, гербаризировать растения,

- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости,

- проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,

- выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений и т.п.

Тематическое планирование

№ п.п.

Темы занятий

Кол-во часов

Контроль за ЗУН

теория

практика

всего

2 класс

1

Понятие “экология”.
Понятие “исследование”.

6

-

6

дискуссия на тему “Почему детеныши животных любят играть”.

2

Методы исследовательской деятельности.

3

3

6

“Осенняя” экскурсия; мини-семинар по результатам экскурсии “Самый наблюдательный”.

3

Угроза исчезновения.

3

2

5

коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.

4

Роль неживой природы в жизни живого.

7

3

10

тренировочное занятие “Я – исследователь”.

5

Многообразие флоры и фауны. Их охрана.

4

3

7

участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся

3 класс

1

Экологические связи в живой природе.

6

4

10

мини-семинар “Защитные приспособления у растений и животных”.

2

Вода. Охрана воды.

4

3

7

семинар “Как подготовиться к защите”.

3

Почвы. Охрана почв.

4

2

6

конференция “В защиту экологического проекта”.

4

Воздух. Охрана воздуха. “Исследуем самостоятельно”.

3

1

4

мозговой штурм “Способы охраны воздуха”

5

Способы охраны природы.

4

3

7

защита исследовательских работ и творческих проектов

4 класс

1

Здоровье человека и окружающая среда.

6

3

9

тест “Здоровье человека и окружающая среда”.

2

Влияние человека на окружающую среду.

на ос-нове защит исследова-тельских работ

7

защита исследовательских работ

3

Мини-курс “Я – юный исследователь”.

6

4

10

коллективная игра

“Умею видеть проблемы”.

4

Природные катаклизмы.

5

3

8

защита исследовательских работ и творческих проектов

Содержание учебной программы

№Темы занятия

Содержание

экология

исследовательская деятельность

1

Организм и окружающая среда. Что такое экология. Сущность и значение экологии.

Знакомства с понятием “исследование”, “методы исследования”. Как и где человек исследует окружающий мир? Как животные исследуют окружающий мир, и почему детеныши животных так любят играть? Что такое научные исследования?

2

Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Простейшая классификация экологических связей:

- связи между живой и неживой природой;

- связи внутри живой природы;

- связи между природой и человеком. Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

Наблюдение как метод исследования. Наблюдательность. “Что такое классификация”. “Учимся задавать вопросы”. Главный способ получения научной информации – эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

3

Представители редких организмов (грибов, растений животных): гриб-баран, подснежник альпийский, эдельвейс, земляничное дерево, бабочка-аполлон, горилла, снежный барс; их особенности. Причины сокращения численности редких организмов, необходимые меры охраны.

Как рождаются гипотезы и провокационные идеи. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Учимся высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. Коллективная игра “Предполагаем, анализируем, делаем выводы”.

4

Солнце как источник света и тепла для живых организмов. Приспособление животных и растений к различным условиям окружающей среды (теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые растения), к сезонным изменениям климата. Понятие опад, его значение.

Значение света, воды и воздуха в жизни живых организмов. Роль ветра в жизни животных и растений. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.

Что такое парадоксы.

Эксперименты с парадоксальными явлениями. Тренировочное занятие “Я – исследователь” по методике проведения самостоятельных исследований. Как сделать сообщение о результатах исследования.

5

Многообразие растений и животных (знакомство с интересными представителями всех групп растительного и животного мира). Легкие планеты. Лекарственные растения. Их охрана. Красная книга, ее назначение. Черная книга природы.

Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

1

Экологические связи в живой природе. Понятия “прямые связи”, “косвенные связи”. Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Экосистема. Семинар “Защитные приспособления у растений и животных” (острые шипы, жгучие волоски, горький вкус, защитная слизь, иглы окраска и поза и др.).

Наблюдения. Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения. Исследования с помощью новейших информационных технологий. Интуиция и создание гипотез. “Искусство делать сообщения”.

“Определение проблемы и выбор темы собственного исследования”.

2

Вода и цивилизация. Разнообразные живые обитатели водоемов. Чем загрязняется вода. Как река защищается от загрязнений. Как охраняют водные ресурсы.

Практические задания на анализ и синтез. Как сделать обобщение. Практическое занятие: “Проведение экспериментов”. “Искусство задавать вопросы и отвечать на них”. Семинар “Как подготовиться к защите”.

3

Разнообразные живые обитатели почв. Их роль в поддержании почвенного плодородия. Эрозии почв, причины возникновения. Заражение почв промышленными отходами, возможные последствия. Способы охраны почв.

“Учимся оценивать идей, выделять главное и второстепенное”. Предварительная защита собственных исследовательских проектов. конференция “В защиту экологического проекта”. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

4

Сезонные изменения погоды. Почему меняется климат. Роль ветра в жизни растений и животных. Загрязнение воздуха промышленными отходами, возможные последствия. Мозговой штурм “Способы охраны воздуха”.

Работа со схемами, таблицами. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

5

Примеры активных действий человека по охране живого мира (Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных; питомники редких видов). Охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Заповедники нашей страны (Лосиный остров, Астраханский и др.).

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

1

“Отношение человека к окружающему миру. Его место в природе”. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ в организм человека. Экосистема, в которой мы живем. Проблема мусора. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье. (Экология у нас дома.) Тест “Здоровье человека и окружающая среда”.

Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

2

Топором и плугом. Изменение лика Земли. Пустеющие кладовые Земли. Реки, текущие вспять. Угроза богатствам живой природы. Химическая война с Землей и человеком. Экология и войны.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Предварительная защита собственных исследовательских проектов.

3

На экологическом материале.

“Культура мышления”. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. “Как гипотеза превращается в теорию”. “Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания”. Как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Ассоциации и аналогии в научном поиске. Предположения и результаты наблюдений и экспериментов. Что значит выражение “уметь видеть проблемы” (коллективная игра).

4

Что такое экологическая катастрофа. Аральская экологическая катастрофа. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Радиоактивное загрязнение окружающей среды (авария на Чернобыльской АЭС). Нитратные катастрофы.

Защита исследовательских работ и творческих проектов.

Ключевые понятия:

Аналогия, ассоциация, гипотеза, интуиция, исследование, классификация, коллекция, научный прогноз, парадокс, понятие, предсказание, природный катаклизм, проблема, суждения, умозаключения, экология, экологические связи, экологическая пирамида, экосистема, эксперимент.

Литература:

  1. Аксенова М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 – М.: Аванта +, 1995
  2. Божья коровка/ англ. Текст Джила Бейли – Волгоград: Кооператив «Книга», 1993
  3. Большой атлас природы России – М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003
  4. Брем А.Э. Жизнь животных: в 3 т.- М.: Терра, 1992
  5. Букин А.П. В дружбе с природой – М. , 1991
  6. Ганичкин А. Любимые домашние цветы – М.: Оникс, 2006
  7. Дыбина О. Неизведанное рядом – М.: Сфера, 2001
  8. Измайлов И.В. Биологические экскурсии – М., 1993
  9. Кирсанова Т.А. Птичьи имена // Начальная школа- 2001 - № 1
  10. Коробцова З. Лекарственная аптека// Крестьянская усадьба – М.: Панорама, 1991
  11. Юный натуралист: журн. – 1998 - № 5
  12. Новиков В.С. Школьный атлас – определитель – М., 1985
  13. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель,  - М., 2000
  14. Стрижев А.Н. Календарь русской природы – М.: Колос, 1993
  15. Шустова И.Б. Азбука. Звери и птицы России – М.: Дрофа, 2006
  16. Эллиотт Д. Детская энциклопедия – М.:Росмэн
  17. Ядовитые животные и растения СССР / под ред. Б. Орлова и др. – М., 1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Программа внеурочной деятельности социального направления «Клуб юных экологов» /проектная деятельность/

Программа внеурочной деятельности «Клуб юных экологов» продолжает знакомство обучающихся с культурой поведения в социуме. И если в 1- 3 классах мы говорили о культуре поведения среди людей (в школе, д...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Юный художник"

Программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности Григорьева Д.В. «Художественное творчество. Социальное творчество»Целью работы является использование нетрадиционной техники...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социальное направление "Моя первая экология" для 3-4 класса содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в начальной школе Юные инспекторы дорожного движения Для 1-4 класса На 2012-2016 уч.годы

Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых ...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Юный горожанин"

Программа «Юный горожанин» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности и прис...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Юный исследователь"

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...