Конспект занятия в группе продленного дня «Путешествие в Вятский край»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Романова Татьяна Викторовна

Конспект занятия в ГПД "Путешествие в Вятский край". Занятие проходит в игровой форме. Позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vyatka_nachalnaya_shkola.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в группе продленного дня

«Путешествие в Вятский край»

Цели: Развивать интерес к изучению своей Родины.

Задачи:

Придать творческий исследовательский характер процессу изучения уголков России.

Учить видеть красоту родной природы, желание любоваться ею, беречь ее.

Совершенствовать речевую деятельность детей.

Работать над развитием мышления, над умением работать в группах.

Развивать интерес детей к художественному искусству, народному творчеству.

Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи.

Технология: игровая.

Информационно-коммуникационные технологии – презентация, мультфильм «Мульти-Россия. Кировская область»

Здоровьесберегающие технологии – пальчиковая гимнастика, физминутки.

Оборудование: компьютер, колонки, интерактивная доска.

Материалы:  карта России, фотографии природы Вятского края, репродукции картин В. М. Васнецова и И. И. Шишкина, их портреты, разрезные картинки динозавров, дымковские игрушки, заготовки для раскрашивания.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Мы с вами любим путешествовать. С какими городами нашей Родины мы уже познакомились? В каких уголках побывали? Об особенностях жизни каких народов мы узнали?

Ответы детей.

Но наша страна огромная, и в ней еще много интересных уголков. Хотите еще отправиться в путешествие?

Место, в которое мы сегодня отправимся зашифровано в кроссворде. Чтобы его узнать, мы должны отгадать загадки.

1. Травой и листьями питались,

    Бронёй костистой одевались,

    Анкилозавры, стегозавры,

    Их называли… (Динозавры) (Автор: Леонов В.А. http://xn--80aaiflkn.su/zagadki-pro-dinozavra/)

2. Под музыку танцы,  

    Под музыку встряска  

    Зовется понятно всем,

    Просто то...(пляска)

3. На стене висит давно,

    На холсте всего полно:

    Лес и речка, и машина…

    Называется -…(Картина)

4. У меня есть карандаш,

     Разноцветная гуашь,

     Акварель, палитра, кисть

     И бумаги плотный лист,

     А еще – мольберт-треножник,

     Потому что я … (художник)

5.  ПеРЕКАты, повороты,

     Мели и водовороты.

     Размывая берега,

     Мчится быстрая …(Река)

Вы  справились с загадками. Посмотрите, какое слово у вас получилось в выделенном столбике.

Дети: «Это слово «Вятка».

А вы знаете, что оно означает?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Вятскому краю. В город Киров, который стоит на реке Вятка.

Как вы думаете, почему в нашем кроссворде встретились загадки именно с такими отгадками? Что их связывает друг с другом?

Дети высказывают предположения.

В конце занятия мы сможем проверить ваши догадки.

А вы знаете, чем знаменит Вятский край, нет? Я вам покажу небольшой мультфильм.

Мультфильм «Мульти-Россия. Кировская область»

Давайте посмотрим на карте: вот наш город — Санкт-Петербург, а вот город Киров. Далеко, правда?  Расстояние от Санкт-Петербурга до Кирова составляет 1500 км. Как вы думаете, на каком виде транспорта туда можно добраться?

Дети предлагают и объясняют свой выбор.

Пешком идти далеко, на поезде ехать долго, полетим на самолете.

Физминутка:

Руки ставим мы вразлет -

Получился самолет.

Самолет построим сами,

Понесемся над лесами.

- Самолеты на посадку!

Вот мы и приземлились. Посмотрите как здесь красиво!!!  (Показ фотографий с видами природы Кировской области в разные времена года) Слайды 1-6

Какие здесь красивые леса и поля.  А эта река называется Вятка.

С давних времен люди, живущие в тех краях, их называют вятичи, восхищаются красотой своей родной природы, берегут ее и хотят показать ее другим людям. И не случайно, именно там родилось много великих художников нашей страны. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Вот портрет Ивана Ивановича Шишкина. Когда Ваня был маленьким, он часами пропадал в окрестных лесах с карандашом и бумагой, пытаясь понять, как передать на бумаге всю красоту леса, его таинство и величие. И когда он подрос, он уехал в Москву, учиться живописи. Раз и навсегда он определил две главные темы в своем творчестве – это русский лес и родные просторы. Прошло более ста лет с тех пор, а его картины радуют нас и дают нам чувство гордости и любви к родному краю.

Показ репродукций.

Давайте представим, что мы с вами художники.

Пальчиковая игра «Я - художник»

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)

На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..»)
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.

(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»).

На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит.

(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)

Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.

(Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх.)
 
Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).

Хочу вам показать картины еще одного вятского художника Виктора Михайловича Васнецова

Показ репродукций: «Снегурочка», «Аленушка», «Иван-Царевич на сером волке», «Богатыри».

Что они вам напоминают?

Дети: Сказку.

О каких сказках вы вспомнили, глядя на эти репродукции?

Дети отвечают.

Физминутка:

Дружно встали: Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в брюки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Да в Вятском крае много не только красивых мест, но есть по-настоящему сказочные места.

Например, Озеро Шайтан.

Такое устрашающее название озеро получило неслучайно.

По легенде в этом озере живет злой дух, шайтан, и когда он сердится, вода в водоеме начинает бурлить, а когда бесится, из озера бьют фонтаны или поднимаются водяные столбы.  Другая особенность озера – плавающие острова. Они плавно, не торопясь, передвигаются по озеру или собираются в одном месте и танцуют по кругу.

Показ фотографий и видеоматериала. Слайды 7-10.

А сейчас я вам расскажу еще об одном удивительном месте. Посмотрите на эти крутые глинистые берега реки Вятки. Весной и летом здесь работают ученые-палеонтологи, они ведут раскопки и находят кости древних животных. Как вы думаете, кому принадлежат эти кости. Они принадлежат динозаврам, которые жили там миллионы лет назад. Палеонтологи изучают найденные кости, скелеты и по ним пытаются восстановить внешний вид и образ жизни вымерших животных. Слайды 11-14

Давайте мы с вами тоже побудем палеонтологами и соберем целых динозавров.

Д\и «Палеонтологи» - разрезные картинки. Дети работают в группах

Именно там, в небольшом вятском городе Котельниче расположилась удивительная страна – страна динозавров. Жители этого города всегда рады видеть гостей в своем Динопарке.

А сейчас мы познакомимся с главным символом Вятского края.

Вятка славилась в старину своими базарами-ярмарками, которые назывались «Свистунья» или «Свистопляска». Развлечением праздника были глиняные - игрушки — свистульки. И вот на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Вся округа оглашается свистом. Оттого и прозвали этот праздник «Свистунья». Слайды 15-17.

Всю зиму мастерицы Дымкова лепили игрушки для ярмарки.

И мы сейчас отправимся в село Дымково.

Воспитатель показывает детям дымковские игрушки, свистульки.

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (Демонстрация игрушки)

Какая характерная отличительная особенность у дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка белоснежная. Перед тем как расписать игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)

Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный)

В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.

Обратите внимание на точки: между кольцами, на кольцах, по краю колец; на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3-4 цветов)

Художественное творчество: создание дымковского узора на заготовках.

Воспитатель спрашивает:

Вам понравилось ваше путешествие? Что вы видели? Что нового узнали? Какие открытия для себя вы сделали?  Где пригодятся знания? Как связаны между собой ответы на загадки, которые мы отгадали в начале урока?

Дети отвечают.

Давайте дадим оценку своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке. Перед вами лежат карточки «Смайлики».

-Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось и вам было интересно, покажите весёлого смайлика; если на уроке вы не узнали ничего нового – покажите грустного смайлика. 

Мне очень приятно было с вами работать. Большое спасибо за занятие. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе продленного дня "Птицы рассказывают о себе"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4415363","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]]Целью занятия было познакомить учащихся с многообразием пернаты...

конспект занятия в группе продленного дня "Весёлые матрёшки"

Конспект занятия, который можно провести в ГПД. Учащиеся знакомятся с интересными фактами о роявлении в России известной игрушки - матрёшки, разгадывают кроссворд, играют, расписывают матрешку....

Конспект занятия в группе продленного дня

Ребятам  предлагается выполнить поделку на цветочную тематику. Выполняя различные варианты цветов, закрепляется умение  работать с бумагой в технике квиллинг....

Конспект занятия в группе продленного дня по теме "Вежливые слова"

Данный материал предназначен для учителей и воспитателей, работающих в группе продленного дня с учащимися первых классов. Предлагаемые формы работы помогут активизировать деятельность учащихся на урок...

Конспект занятия в группе продленного дня Путешествие по стране «Мойдодырии»

. Организационный момент: Приветствие “Здравствуйте” (Приложение 1).2. Повторение предыдущего материала.Игра “ Что сначала, что потом”.П.: Ребята, давайте вспомним, ч...

Занятие в группе продленного дня «Путешествие по сказкам»

Цель: повторить и систематизировать знания о сказках.Задачи:1)  развитие речи, мышления, воображения; умения  отвечать на вопросы;2)  воспитание любви к сказкам;3) ф...

Конспект занятия в группе продленного дня для 1 класса: "Путешествие в страну здоровья"

Занятие на тему:" Зжоровый образ жизни для младших школьников" в целях создания условий для формирования у  учащихся представлений о правильном питании и здоровом образе жизни....