конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

 

 сформировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОМИЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

 3 «Б» КЛАСС

ПОДГОТОВИЛА :ЕМЕЛЬЯНОВА РАИСА БОРИСОВНА

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ТСОШ №14

ФЕВРАЛЬ 2019

Урок «Экологическая безопасность» 3 класс

Задачи:

-познакомиться с терминами: Экологическая безопасность, Цепь загрязнения, средства фильтрации;

-осознать,что Земля — наш дом: бережём дом — бережём здоровье;

-развивать речь, аналитическое мышление, обогащать словарный запас;

-приобретать коммуникативные навыки, работая в группах и индивидуально;

-воспитывать бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

— Здравствуйте. Сейчас урок окружающего мира.

Давайте разделимся  на 3 команды.

Внимание! Мы начинаем игру «Брейн — ринг»! На обсуждение каждого вопроса даётся 35 секунд. Одна команда отвечает, другие могут помогать. За правильный ответ — одна монета, за дополнение — монета.

1. Задание. Вопрос-ответ.

Вопросы для 1 команды.
1) 
Что опаснее,а что безопаснее: гром или молния?

2) Как  вести себя во время грозы.

— нельзя купаться в воде во время грозы,

— находиться под одиноким деревом,

— находиться рядом с металлическими предметами.

Вопросы для 2-й команды:
О каком животном идёт говорится?
1) По земле ползёт, а к себе не подпустит.

2) Как уберечь себя от неё?

— соблюдать осторожность,

— обратиться в больницу к врачу.

Вопрос для 3-й команды:
1) Так ли безобидны домашние животные?

2) Назовите правила поведения  с ними.

— убегать от собаки,

— гладить детёнышей,

—остановиться и  пропустить собаку.

2. Задание. По описанию угадайте ядовитые растения. (На доске изображения растений)

Вопрос для 1-й команды:
Однолетнее травянистое растение Листья очередные, крупные, яйцевидные. Цветки одиночные, верхушечные или пазушные, крупные, белые, пахучие, на коротких цветоножках. Плод — крупная яйцевидная коробочка, густо покрытая неравными шипами. Семена матово-черные, сплюснуто-почковидные. Растение очень ядовито. (Дурман)

Вопрос для 2-й  команды:
— Растение очень опасное, ядовитое. Его единственная ягода сизовато — чёрного цвета, похожа на глаз птицы. Животные обходят его стороной. А вот птицы его склёвывают. Наверное, лечатся. (Вороний глаз)

Вопрос для 3 команды:
— Он цветёт в возрасте 7 лет. И за свою долгую жизнь растение цветёт всего 2-3 раза. Цветки опыляют пчёлы и шмели. Плод — круглая оранжево-красная ягода. Всё растение ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян — лекарство, которое укрепляет и улучшает работу сердца. (Ландыш).

Подведение итогов игры.

— Какая команда собрала больше монет?

3. Сообщение темы и целей урока.

— Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Закройте глазки, опустите головы и вслушайтесь в слова:

«Если мы закроем глазки, то ничего не увидим. Ничего раньше и не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это – Земля. Жизнь началась…Мир ослепительно красив. И как важно, чтобы это продолжалось вечно».

А теперь откройте глаза, поднимите головы. Посмотрите вокруг. Подумайте.

Без чего невозможна жизнь? Вспомним, отгадав кроссворд.

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.

2.Вещество, которое может находиться на нашей планете в трёх состояниях.

3. Плодородный слой Земли.

4. Смесь газов: кислород, азот, углекислый газ.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

Как обобщить следующие слова: солнце, воздух, вода, почва? (Окружающая среда)

Мы говорили о личной безопасности, но нас окружает среда и от её исхода зависит наше здоровье. Как вы думаете, о какой безопасности будем говорить сегодня?

И тема нашего урока «Экологическая безопасность». Мы будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

4. Изучение нового материала.

Экология (греч.)- наука о нашем общем доме.

Изучаем наш дом. Кто и что нас окружает? (Животные, растения, люди, воздух, вода, почва)

Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека (с воздухом, водой, с продуктами питания)

Экологическая безопасность — это защита от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды. Учебник с. 30

Работа в парах: Надо выучить это правило. Ребята 1 варианта шёпотом произносят правило своему соседу. Теперь, наоборот.

— Итак, что такое «Экологическая безопасность»? (ответы 2-3 детей)

-Конечно, главное для общества не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как ты знаешь, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удаётся.

Вот откуда поступают загрязнённые вещества в организм человека?

Создаются мусорные свалки, выбрасываются отходы с предприятий в реки, дышим выхлопными газами и т.д.

Существует экология и в учебной деятельности – экология урока и она требует физкультминутки.

5. Физкультминутка

Здравствуй солнце! (Встают на носочки, руками в вверху описывают круг).
Здравствуй лес! 
(Перемещают центр тяжести с одной ноги на другую). 
Мы попали в край чудес. 
Только в лес мы вошли 
(Хлопки руками над головой и внизу).
Появились комары.

Впереди из-за куста (Приседают, выглядывают). 
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим 
(Бег на месте, на носочках).
На носочках побежим.

Зайчик быстро скачет в поле
Очень весело на воле. 
(Прыжки на двух ногах).
Солнце село за горой 
(Присесть, а затем ходьба на месте).
Возвращаемся домой.

Здравствуй школа! (Встают на носочки, руками в вверху описывают круг).
Здравствуй класс! 
(Перемещают центр тяжести с одной ноги на другую). 
Это песенка про нас.

6. Работа по теме урока.

— А вот и наша школа. Как выбрать менее безопасный путь от школы до дома?

( Соблюдать ПДД)

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЗАГРЯЗНЁННОГО ВОЗДУХА

Попробуй взглянуть глазами эколога на дорогу, по которой ходишь от дома до школы и обратно. Если воздух здесь тяжёлый, загазованный (это бывает, когда много автомобилей и мало зелени), по думай, нет ли другой дороги? Возможно, на cocедней улице движение транспорта поменьше, а зелени побольше. Пусть эта дорога немного длиннее, зато тебе не придётся каждый раз вдыхать столько пыли и выхлопных газов.

Никогда не останавливайся на улице возле aвтомобиля с работающим двигателем. Бывает, peбята увлечённо разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего рядом автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, что бы не дышать этим газом.

Во время диагностики машины, определяется норма выхлопных газов у каждой из них в нашем городе.

Если у тебя дома кто-нибудь из взрослых курит, попроси не делать этого в квартире. Дым сигарет опасный загрязнитель воздуха. Вообще старайся никогда не задерживаться в тех местах, где накурено.

Давайте мы с вами обратимся к схеме №1 и проследим путь загрязнения.

схема № 1: машина — грибы — человек в больнице.

Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества. Может ли он при этом оставаться здоровым? Нет, конечно.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ,

СОДЕРЖАЩИХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Никогда не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. В них накапливается много вредных веществ.

Всегда тщательно мой овощи и фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить с поверхности овощей и фруктов остатки ядохимикатов, которыми их, возможно, обрабатывали.

Не ешь рыбу, выловленную в загрязнённой реке.

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ЗАГРЯЗНЁННОЙ ВОДЫ

О том, что в загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить из них воду, ты, конечно, помнишь. Но этого недостаточно.

В наши дома вода поступает очищенной. В больших городах какое-то количество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обрабатывают хлором — хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его легко обнаружить по запаху.

Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтраили покупать чистую воду в бутылках.

В Мелеузе есть организация, называется ВОДОКАНАЛ. Она следит за качеством воды в наших домах.

Ребята, давайте мы с вами проведём опыт по очистке воды.

(Проводится опыт с предварительным инструктажем по технике безопасности).

— На дно воронки опускаем вату, затем – слой песка, сверху – промокашка.

Выливаем грязную воду. Что произошло с водой?

— Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.

В одной капле содержится большое количество микробов, поэтому её надо обрабатывать хлором.
Для того, чтобы очистить воду от хлора и вредных примесей применяют бытовой фильтр.

Если питьевая вода, которая течёт из крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, то её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра. В качестве фильтрующего вещества используется уголь.

Есть ещё другие способы очистки (с помощью серебра, кипячения, заморозки).

Существует правило, которое нужно стремиться выполнять.

Дети хором произносят: «Помоги природе и природа поможет тебе».

— Представьте, что вы отправились в лес.

Найдите ошибки в алгоритме похода. Если это можно сделать, то хлопаете 1 раз. Если нет, в классе – тишина.

1.     Включить в лесу громкую музыку.

2.     Если по дороге в лесу попадется съедобный гриб, то срезать его.

3.     Заварить чай и перекусить.

4.     Выбросить оставшийся мусор в кусты.

5.     Затушить костёр.

— Молодцы. Хорошо поработали.

Задание в тетради. Соедините части текста стрелками.

7. Итог урока

Что такое экологическая безопасность?

(ваши ответы).

Самое важное — каждому из нас надо соблюдать правила личной экологической безопасности, чтобы сберечь своё здоровье и окружающую среду.

— Как вы оцениваете свою работу?

«Рефлексия»

— Если вы считаете, что ваша работали дружно, в полную силу — поднимите вверх две руки.
— Если работала хорошо – одну руку.
— Могли бы лучше – не поднимайте руки.

Оценивание.

Домашнее задание.

Подготовить сообщение о том, каким я себе представляю экологически чистый город.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность»

Урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". По УМК "Школа России" (3 класс)....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Конспект открытого урока  с презентацией согласно ФГООС...

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экологическая безопасность"

На уроке используется технология РКМ через чтение и письмо, групповая форма работы....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Экологическая безопасность"

Конспект урока разработан по программе "Школа России" для учителей, работающих по учебному комплекту А.А. Плешакова....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Экологическая безопасность"

Тема урока: Экологическая безопасность.Цель урока: знакомство с понятием «экологическая безопасность» и правилами личной экологической безопасности.Учебные задачи, направленные на достижение:1) л...