Разрушение горных пород
план-конспект урока по окружающему миру

Наталия Александровна Цилипоткина

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razrushenie_gornyh_porod.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учитель: Цилипоткина Наталия Александровна

  1. Тема урока: Разрушение горных пород
  2. Предмет: Окружающий мир
  3. Класс: 3
  4. Тип урока: комбинированный :  урок приобретения  новых знаний, умений и закрепления изученного материала.
  5. Формы работы: Фронтальная, работа в парах, метод иформационного поиска; метод самоконтроля, частично поисковый, наглядный, метод самостоятельной познавательной деятельности, с  элементами практической работы.
  6. Цель урока:  Формировать представление о причинах и процессе разрушения горных пород 
  7. Задачи урока:

1. Повторение материала прошлого урока – образование осадочных горных пород;

2.  расширение знаний учащихся об образовании осадочных горных пород из вулканических при выветривании;

3. дальнейшее формирование навыков  наблюдения при проведении опытов учителем, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды .

Оборудование и наглядные пособия  : презентация, учебники, коллекция горных пород ,образцы гранита ,пинцет, спиртовка ,спички , дощечка с двумя вбитыми гвоздиками ,монета ,стаканы с холодной водой .

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Номер слайда

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

1, 2 – выше голова,

 3, 4 – плечи шире,

 5, 6 – тихо сесть.

 Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

Слайд № 1

II.Актуализация знаний

  • - Отгадайте загадки.

1. Этот мастep  белый, белый, -

В школе не лежит без дела,

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

 (известняк)

2. Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрение.

(торф)

3. Что за странный камень это?

Непонятного он цвета...

Он из зёрен состоит,

Называется-

( гранит)

 4. Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль.

(каменный уголь)

 - Как одним словом назвать – что это?

- На какие группы можно разделить эти  горные породы?

- Что относим к магматическим породам?

- Что относим к осадочным породам?

- В чём отличие образования осадочных и вулканических пород?

- Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

( У) – горные породы.

-На магматические и осадочные.

- базальт, гранит.

- каменный уголь, известняк, торф. 

 - осадочные сформировались из остатков растений,  живых организмов; магматические образуются при затвердении и остывании магмы, возникающей во время извержения вулканов

Слайд № 2

Слайд № 3

Слайд № 4

III. Формулирование учебной задачи.

-Что видите на фотографиях?

- Что заметили особенного на этих фотографиях?

-Как можно назвать эти изменения ?

- Почему произошли  разрушения?

Проблема

– Значит есть причины по которым происходит разрушение?

– Какую цель ставим перед собой?

( У ) – два камня.

-…..

- разрушения

(Возможные версии детей)

( У ) - Узнать по каким причинам происходит разрушение камней .

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

IV. Открытие нового знания

-  Какие горные породы вы можете встретить, гуляя по окрестностям своего села или города?

- Выскажите предположение, как образуются эти горные породы?

- Сейчас мы проведём опыты, давайте понаблюдаем за их результатами.

ОПЫТ № 1.

 Проблема: Как ведут себя твёрдые тела при нагревании?

Опыт: Монета проходит между гвоздями, после нагревания нет.

Вывод: твёрдые тела при нагревании расширяются.

А если остудить монету? Попробовать просунуть её между гвоздями?

Вывод: при охлаждении твёрдые тела сжимаются.

ОПЫТ 2.

-Нагреем маленький кусочек гранита и опустим его в холодную воду.

( так делаем несколько раз)

- Появляются трещины, если проделать эту процедуру много раз, то гранит раскрошится.

Вывод: при нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении – сжимаются)

 Задумайтесь, почему именно сейчас об этих свойствах мы вспомнили?

( У )- можно увидеть речную гальку, песок, огромный валун , кусочек каменного угля ,торф .

 ( У) - можем объяснить только, как образовались каменный уголь и торф

Наблюдают за опытами и формулируют выводы.

Слайды № 8 - 10

V. Закрепление.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

« Как разрушаются горы»

Ну-ка, кто из вас ответит:

        не огонь, а больно жжёт,

        не фонарь, а ярко светит,

        и не пекарь, а печёт?             ( солнце )

             Неизвестно, где живёт,

             Налетит – деревья гнёт,

             Засвистит – по речке дрожь,

             Озорник, а не уймёшь          (ветер)        

- Сильный ветер выдувает с поверхности скал маленькие частички. Этот процесс называется выветриванием. Выветриваются более рыхлые частички.

Я и тучка, и туман,

     Я река и океан.

     Я летаю и бегу

     И стеклянной быть могу.     (вода )

Работа в парах.

1-й ряд  - Как влияет на горные породы солнце?

2-й ряд – Как влияет на горные породы  ветер?

3-й ряд - Как влияет на горные породы вода?    

-Один ветер действовать на камни не может. Ему на помощь приходит вода. Вода проникает в любые трещины, она растворяет частицы многих минералов, вымывая их из горных пород.

Как можете прокомментировать данную фотографию? Относится ли она к теме урока?

- В трещины попадает вода. Зимой она замерзает и расширяется. Тем самым трещины еще больше расширяются и углубляются. Отдельные куски камней откалываются и падают к подножию скал.

-В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате на камнях вырастают  пучки трав, кусты и даже деревца. Корни этих растений еще больше расширяют трещины, тем самым разрушая скалы и камни.

-Вода есть не только на поверхности  земли, но и под землей. Проходя под землей, вода образует разнообразные лабиринты и ходы. Каменная соль, известняк, гипс, мрамор – растворимы. Вода уносит их по маленькой частичке. Трещины расширяются и образуются подземные пещеры.

•        Чтение текста с. 11 (учебник) С ЗАДАНИЕМ

  1.Назовите причины разрушения горных пород.        (УСТНО)                                

2.Что остаётся после разрушения огромных            скал? (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО ТЕКСТУ)

 -  Какую роль играет солнце в разрушении горных пород?

 - Какую роль играет ветер в разрушении горных пород?

 - Какую роль играет вода в разрушении горных пород?

- Какую роль играет растения в разрушении горных пород?

- А эти породы, мы в какую группу отнесём?

- Можно ли сказать, что осадочные горные породы образуются из магматических ( вулканических)?

Отгадывают загадки.

Работают в парах  по учебнику с. 11 с последующими ответами.

(дополняют друг друга)

Комментируют фотографию.

Работают по тексту учебника и выполняют задания.

( У ) – солнце, ветер , вода , растения . 

( У) - Песок, глина, галька.

Отвечают на вопросы.

( У) – осадочные.

( У) – Да.

Слайды № 11 – 21

Слайд № 12

Слайд № 13

Слайд № 14

Слайд № 15

Слайд № 16

Слайд № 17

Слайды № 18-19

Слайды № 20 -21

Слайд № 22

Слайд № 23

VI. Итог урока.

Выполнили ли мы поставленную учебную задачу? Докажите.

Давайте  посмотрим на вопросы и сформулируем чёткий ответ на каждый из них.

-Как можно назвать эти изменения (разрушения)

- Почему произошли  разрушения?

Вывод: 

 ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

1.        Ответил на все поставленные вопросы правильно.

Был активен весь урок.

Работал в паре и в группе

Самостоятельно сделал выводы в итоге урока    «5»

2.        Ответил на все поставленные вопросы, но допустил  1-2 ошибки

Был активен весь урок.

Работал в паре и в группе

Сделал выводы в итоге урока    «4»

3.        Частично ответил на поставленные вопросы

Был активен почти весь урок.

Работал в паре и в группе

Смог сделать выводы только с помощью учителя или одноклассников

«3»

Чётко проговаривают ответы на поставленные в начале урока вопросы по проблеме.

Оценивают свою работу

Слайд № 10

VII. Домашнее задание.

Учебник страницы 9-11  пересказ, задание в тетради №2,с 2-3 подготовить сообщение о любой горной породе

Записывают домашнее задание.

Слайд № 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Горные породы"

Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце.      М. В. Ломоносов.Участие в исслед...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Горные породы

Ход урока = презентация...

Урок "Горные породы и минералы"

Урок окружающего мира в 4 классе с презентацией...