Исследовательская работа "Моя "охота"за бабочками"
проект по окружающему миру (3 класс)

Актуальность выбора темы.

Я решила писать о бабочках, потому что я однажды увидела, как мой кот мучил бабочку, и мне вдруг стало жалко эту бабочку. Ведь бабочки такие красивые, разноцветные, маленькие, хрупкие и беззащитные. И мне  пришла в голову идея написать о бабочках! В своей работе я хочу рассказать о жизни бабочек.

Цель работы- получить новые знания о бабочках.

Задачи:

  1. Изучить литературу о бабочках.
  2. Собрать коллекцию изображений бабочек.
  3. Провести опыт по выращиванию бабочек.
  4. Создать презентацию о бабочках.
  5. Собрать коллекцию учебных предметов в форме бабочки или с изображением бабочек.

Объект исследования: бабочки.

Предмет исследования: внешний вид, поведение, органы чувств бабочек, распространение.

Гипотеза исследования: в Бурятии обитают самые красивые бабочки.

Методы исследования:

  • Эксперимент;
  • Наблюдение;
  • Обобщение;
  • Анализ литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ohota_za_babochkami.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Тема: «Моя «охота» за бабочками».

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………….….3

Глава 1. Чарующее разнообразие…………………………………………….4

     Глава 2.  Чудесные превращения………………………………….………….7

Глава 3.  Интересные факты…………………………………………………9

Глава 4. Практическая работа……………………………………………..12

Заключение………………………………………………………..………….13

Словарь терминов…………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………………15


Введение.

Актуальность выбора темы.

Я решил писать о бабочках, потому что я однажды увидела, как мой кот мучил бабочку, и мне вдруг стало жалко эту бабочку. Ведь бабочки такие красивые, разноцветные, маленькие, хрупкие и беззащитные. И мне  пришла в голову идея написать о бабочках! В своей работе я хочу рассказать о жизни бабочек.

Цель работы- получить новые знания о бабочках.

Задачи:

  1. Изучить литературу о бабочках.
  2. Собрать коллекцию изображений бабочек.
  3. Провести опыт по выращиванию бабочек.
  4. Создать презентацию о бабочках.
  5. Собрать коллекцию учебных предметов в форме бабочки или с изображением бабочек.

Объект исследования: бабочки.

Предмет исследования: внешний вид, поведение, органы чувств бабочек, распространение.

Гипотеза исследования: в Бурятии обитают самые красивые бабочки.

Методы исследования:

  • Эксперимент;
  • Наблюдение;
  • Обобщение;
  • Анализ литературы.

1 ГЛАВА. ЧАРУЮЩЕЕ РАЗНООБРАЗИЕ.

Благодаря многолетней работе учёных-энтомологов мы теперь знаем примерно миллион видов насекомых. Они объединены в один класс насекомых. Класс состоит из двух надотрядов, тридцати четырёх отрядов, множества семейств и родов, и почти миллиона видов.

Бабочки- одни из самых восхитительных животных, радующих нас своим бесшумным полётом и красотой крыльев. Не случайно человек уже многие тысячелетия восхищается ими.  По классификации учёных-зоологов бабочки- беспозвоночные животные, они относятся к типу Членистоногих и классу Насекомых. Долгое время одних и тех же бабочек в разных странах называли по-разному. Лишь в XVIII веке появилась единая научная классификация всех живых существ. Её придумал великий шведский учёный Карл Линней.

Бабочки всегда интересовали людей, поражая их красотой и способностью к полётам. Изображения этих крылатых созданий встречаются на египетских фресках, созданных ещё 3,5 тысячи лет назад. Их окружали легендами и мифами. Так древние жители Бразилии исполняли танец смерти, копируя полёт великолепных бабочек-морфид. Многие народы считали, что безмолвные бабочки являются душами умерших людей. Научное изучение этих насекомых началось сравнительно недавно, примерно 300 лет назад. В книгах XVIII века  можно было увидеть цветные картинки, изображавшие модно одетых джентльменов, занимающихся ловлей бабочек. В те времена их сбивали приспособлениями, напоминавшими современную ракетку для игры в бадминтон. Долгое время коллекционирование бабочек было привилегией очень состоятельных людей. Они могли оплатить поездки в далёкие страны и превращать дом в маленький музей.                            

 Самые красивые бабочки обитают в тропических лесах Юго-восточной Азии. Их называют птицекрылками, или-по-гречески- орнитоптерами. Хвостиков у птицекрылок нет, но их передние крылья очень велики, их размах достигает 25 сантиметров. Сборщики сбивали орнитоптер стрелами из лука. Другие использовали даже огнестрельное оружие, только вместо дроби засыпали сухие семена растений.

 Несмотря на то что все бабочки составляют один отряд, они сильно различаются по величине и образу жизни. Большинство ночных бабочек, находясь в спокойном состоянии, складывают крылья плоско на спинке; тело их длиннее, а крылья короче, чем у дневных бабочек. Кроме того, ночные бабочки менее ярко окрашены. Они ведут ночной образ жизни. Дневные бабочки активны днём, сложенные крылья у них располагаются вертикально. Более 100000 видов бабочек населяют все континенты, кроме Антарктиды.

Чешуекрылые, или бабочки- второй по числу видов (после жуков) отряд насекомых. Сейчас в этом отряде насчитывается примерно 140 тысяч видов. Их почти в три раза больше, чем всех современных позвоночных- рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Такое обилие приводит к чрезвычайному разнообразию бабочек. Для них можно даже создать отдельную Книгу рекордов. Самые мелкие бабочки- моли- имеют размах крыльев всего 3 мм, они в сто раз меньше самой крупной бабочки- совки-агриппины. У бабочек не только разные размеры, но даже разные усики.

Бабочек легко узнать по очень крупным крыльям, которые поражают калейдоскопом узоров, цветов и линий. Почти у всех бабочек крылья покрыты плотно лежащими чешуйками. Чешуйки необходимы для полёта, для маскировки и для отпугивания врагов. Сама чешуйка-это мешочек с прозрачными стенками. У разных видов бабочек свой тип чешуек. Даже на одном крыле могут находиться чешуйки, не похожие друг на друга. Все чешуйки можно разделить на два типа: пигментные и оптические. Первые содержат  в себе особое красящее вещество- пигмент. Вторые- бесцветны, они придают крыльям металлический блеск. Внутри мешочка- крошечная капелька красящего вещества, от него и зависит рисунок на крыльях и их цвет.

Каждый вид имеет свой особый, свойственный только ему рисунок крыла. Причём не только верхней его части, но и нижней, которую называют исподом. Количество и форма жилок крыла являются определяющими признаками видов, родов и семейств. Каждая жилка имеет своё название и обозначается соответствующей латинской буквой. Поля между жилками называются ячейками. Жилки на крыльях обеспечивают их жёсткость. Сразу после выхода из куколки в жилки нагнетается кровяная жидкость, они распрямляют сморщенное до этого времени крыло. И даже у бабочек одного вида рисунок и окраска крыла могут быть разными, и вид распадается на несколько подвидов. Обычно бабочки, живущие в наших краях, выглядят скромнее тропических.

 Огромное количество бабочек не стремиться иметь роскошный наряд. Наоборот, окраска и рисунок их крыльев часто настолько невзрачны, что делают бабочек практически неразличимыми на фоне листьев, коры или земли. Такое удивительное совершенство в подражании неживым предметам называется покровительственной окраской. У ярко окрашенных видов исподняя сторона крыльев нередко имеет очень скромный вид и прекрасно маскирует бабочку, если крылья сложены над спиной. Покровительственная окраска особенно необходима, когда бабочки отдыхают. Мимикрия чаще всего встречается у дневных бабочек, их окраска либо состоит из отвлекающих кругов и пятен, либо соответствует местности, где они обитают. Одними из лучших подражателей являются бабочки-листовидки: со сложенными крыльями они похожи на листья.

Внешнему разнообразию соответствует и разный образ жизни этих насекомых. Одни не питаются во взрослом состоянии, другие пьют нектар, третьи считают лакомством разлагающиеся вещества. Некоторые совершают длительные перелёты, многие оседлы, а часть бабочек вообще не могут летать. Учёные до сих пор не пришли к единой классификации бабочек.

Вторым главным признаком бабочек является устройство их ротового аппарата. У бабочек ротовые органы образуют длинный сосущий хоботок. Характерные для насекомых верхние челюсти у них отсутствуют. А нижние очень сильно вытянуты и превратились в две полутрубки, которые могут соединяться между собой и образовывать канал для всасывания пищи. Бабочка погружает конец хоботка в нектар. И он поднимается вверх по специальному каналу. Хоботок работает как насос, он втягивает в себя пищу. Оказывается, бабочка чувствует и вкус своей еды. В этом ей помогают губные щупики, которые находятся рядом с хоботком. А некоторые бабочки, например махаон, различают вкус в несколько десятков раз лучше, чем это делаем мы. Правда есть бабочки, у которых ротовой аппарат отсутствует- такие бабочки ничего не едят и живут запасами, накопленными гусеницами. Но у большинства чешуекрылых мягкий и гибкий хоботок. Например, у ночной бабочки-бражника хоботок длиннее тела. В покое хоботок бабочки туго свёрнут в спираль и подобран к нижней стороне головы. Сворачивается хоботок благодаря своей эластичности, а разворачивается и выпрямляется благодаря мышцам.

Бабочки питаются только жидкой пищей. Ею может быть не только нектар. Многие бабочки охотно лакомятся соком, выступающим из ран деревьев. Также охотно они летят на треснувшие и начавшие бродить ягоды и фрукты. Нередко большие скопления бабочек одного вида встречаются на сырой земле или около луж. Они не только пьют воду, но и восполняют нехватку солей в организме. Наконец, существует достаточно много видов, питающихся помётом, навозом или даже разлагающимися трупами животных. Единственное условие- наличие в пище жидкости.

Отыскивая цветки растений, бабочки во многом полагаются на зрение. В отличие от человека, их глаза почти не воспринимают красный цвет, зато различают ультрафиолетовые лучи. Цветки, воспринимаемые нами как красные, отражают много синих или ультрафиолетовых лучей. Их и видят бабочки. Более того, белые для человеческого глаза цветки вовсе не являются такими для бабочек.

Я изучил литературу о бабочках и сделал вывод, что бабочки разные: по цвету, размеру, среде обитания. Учёные до сих пор не пришли к единой классификации бабочек.
 

ГЛАВА 2. ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ.

Каждая бабочка в своём развитии проходит стадии яйца, личинки и взрослого насекомого. Все эти этапы составляют её жизненный цикл. Он может длиться у разных бабочек от нескольких недель до нескольких лет. Сначала взрослая бабочка откладывает яйцо и тем самым даёт начало новой жизни. Яйца могут быть разной формы- круглыми, овальными, даже похожими на бутылку, размещаться по одному или группами. Из яиц появляются гусеницы - это личинки бабочек. В большинстве они прожорливые, растительноядные существа, поэтому у них мощный грызущий ротовой аппарат. Пищей им может служить практически всё съедобное, что встречается в природе: листья, древесина, корни, плоды и семена растений. Есть и хищные гусеницы, которые поедают насекомых, например, малоподвижных тлей.

Личинка много ест и значительно прибавляет в весе, иногда даже в тысячи раз. У гусениц пищеварительная система заметно больше, чем у взрослого насекомого. Каждый вид бабочек приспособлен к какому-то одному виду пищи. Гусениц бабочек мы часто считаем вредителями, потому что они питаются полезными растениями и плодами.

Большинство гусениц ведут открытый образ жизни, некоторые обитают в земле, другие- в плотной древесине стволов деревьев. Отдельные виды гусениц сооружают специальный чехлик из кусочков растений и с ним передвигаются, подобно улиткам. Кроме того, гусеница очень часто линяет- меняет свою внешнюю оболочку. Некоторые бабочки делают это до 40 раз. На нижней губе многих гусениц есть железы, выпускающие специальную, быстро затвердевающую на воздухе жидкость. Этими паутинными нитями гусеницы скрепляют листья, ткут из них коконы, спускаются на них с ветвей деревьев, делают паутинные гнёзда. Как и бабочки, гусеницы умеют маскироваться – например, под листья, на которых живут. Органов размножения у гусениц нет. О размножении  заботятся взрослые насекомые.

В конце своего развития гусеницы превращаются в куколок. Куколки разных бабочек отличаются величиной и цветом, но все имеют яйцевидную форму, почти все неподвижны - только могут судорожно вертеть брюшком - и покрыты плотной оболочкой. Узнать бабочку по её куколке очень непросто. Только у некоторых видов куколки имеют яркие признаки: особую форму, шипы, окраску. Иногда вид бабочки можно определить по положению или способу прикрепления гусеницы. У дневных бабочек куколка без кокона и висит вниз головой или привязана вверх головой, как бы подпоясана. Ночные бочки, за исключением бражников, окукливаются в коконах. Куколки не питаются. В это время в их организме происходит очень важный и даже таинственный процесс: одни клетки уничтожают практически все органы и ткани гусеницы, а другие создают органы взрослой бабочки. Когда этот процесс завершается, куколка начинает совершать небольшие движения телом. Оболочка прорывается, и на свет появляется взрослая бабочка, поражающая своей несхожестью с прожорливой гусеницей.

Считается, что взрослая бабочка менее уязвима, чем её предшествующие стадии. Учёные установили, что птицы поедают около 25 % яиц бабочек и около 20 % их гусениц.

Я узнала, что бабочка рождается четыре раза. Такого нет ни у одного живого существа. Это явление называется метаморфоз.

        

ГЛАВА 3. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

  1. Энтомолога, который изучает бабочек, называют ЛЕПИДОПТЕРОЛОГОМ.
  2. Бабочки  различают  запахи.
  3. Некоторые бабочки резко  щелкают, ударяя ребром крыла по своей груди.
  4. У бабочек одного вида рисунок и окраска крыла могут быть разными, и вид распадается на несколько подвидов.
  5. Насекомые машут крыльями не все одинаково. Например, частота взмаха крыльев махаона- 5-6, брюквенниц- 6-7, траурниц- 10 раз в секунду. И их полёт не слышен. Но это дневные бабочки. Некоторые ночные бабочки, особенно бражники и совки, во время полёта издают низкое гудение. Происходит это потому, что взмахивают они крыльями до 50 раз в секунду.
  6. Учёным удалось измерить скорость полёта бражников. Она достигает 50-55 км\ч.
  7. Выяснилось, что у дневных бабочек органы слуха находятся на передних крыльях- у основания их, а у ночных- между грудью и                                                                                                                брюшком.
  8. Бабочки обнаруживают опасность за 30 метров.
  9. Насекомые различают и цвета. А бабочки- пока единственные известные людям насекомые, которые видят красный цвет. И это, безусловно, не причуда, не каприз природы- это насущная необходимость для нормального существования этих насекомых.
  10. Известно, что бабочки летят на свет. Будь то свеча или фонарь, грозит ли бабочке смерть от пламени, она неуклонно стремится к источнику света. И, даже опалив крылышки, бабочка не сделает нужного вывода.
  11. «Новорожденная» бабочка, появившись из куколки, ещё несколько часов будет сидеть неподвижно. Она совсем не такая, как мы обычно представляем себе бабочек: крылышки сморщены и висят, как мокрые тряпочки. Но постепенно они начинают распрямляться: в тоненькие жилочки, которыми пронизано всё крыло, под сильным давлением поступает воздух и кровь. И крыло распрямляется.
  12. Бабочки способны делать своими крыльями различные «выкрутасы». Передний край их крыла всё время волнисто изгибается - это помогает в полёте.
  13. Насекомые совершают межконтинентальные перелёты. Больше всего летописи и старинные книги упоминают о перелётах бабочек, которые буквально затмевали небо и приводили в ужас людей, ждавших каких-то бед от такого страшного «предзнаменования».прекратиться перелёты бабочек не могут, ведь это- не прихоть, не каприз. Это- необходимость для продолжения рода. Миллионы бабочек гибнут по дороге, но какое-то количество выживает и добирается до места. Чаще других совершают перелёты репейницы, капустницы, адмиралы, желтушки. Бабочки могут пролететь 3000 км на высоте 2000 м.
  14. Внешний вид насекомых породил в народе много разных примет и поверий. Бражник- «мёртвая голова» у многих народов считается предвестницей смерти. Крупная, сильная, она издаёт тихое, но внятное басовитое гудение. На спинке её белое пятно, явственно напоминающее череп.
  15. Восхищение насекомыми получило отражение в именах, которые давали им. Мифологический красавец Аполлон «превратился» в красивую бабочку, а именем одного из титанов, держащих на плечах небесный свод, Атласа, названа бабочка-великан, живущая в Индии. Есть бабочка антиопа (траурница), названная по имени одной из мифологических героинь, а аглая- по имени одной из богинь красоты и радости у греков, Геба- в честь богини юности. Есть аврора- в честь богини утренней зари. Есть бабочки- величественные монархи и адмиралы.
  16. Бабочки питаются нектаром, а иные вообще не едят- у них даже нет ротового аппарата, и живут они за счёт питательных веществ, накопленных гусеницей.
  17. Бабочка лугового мотылька- маленькая, незаметная. Весит она всего 0,025 грамма. Сколько нужно такой крошке? Пустяк! Но к концу лета потомство только одной бабочки весит 225 килограммов. И за время развития эта «семейка» съедает 9 тонн зелёной массы. Одна семья!
  18. · Видеть во сне бабочку, порхающую среди цветов и зеленого разнотравья — очень добрый знак, сулящий богатство и благополучие. Этот сон предвещает, что скоро придет весточка от того, с кем Вы в разлуке. Для молодой женщины такой сон — знак счастливой любви, которая принесет ей крепкий брак на всю жизнь. · Для молодой женщины подобный сон предвещает любовь, которая завершится счастливым замужеством.  Видеть во сне много бабочек означает получение новостей от отсутствующих друзей. · Увидеть во сне белую бабочку - предвестье Вашей болезни, в причине которой Вы станете обвинять кого-то другого....
  19. Большим спросом у ювелиров и ремесленники пользовались бабочки, крыльями которых инкрустировались медальоны и подносы, чаши и шкатулки.
  20. Чаще всего к изображению бабочек обращались ювелиры. На протяжении веков искусные мастера пытались воссоздать красоту изысканных летающих красавиц. Для этого нужны были самые лучшие драгоценные камни, самые дорогие металлы, различные техники.
  21. Броши в виде бабочек были очень популярны в XIX веке.
  22. Эксперименты показали, что самцы некоторых бабочек могут гоняться за кусочками картона, ни по цвету, ни по форме не имеющих ничего общего с насекомыми, если эти картонки «танцуют», как танцуют самки.
  23. В древности люди называли бабочек ожившими цветами.
  24. Самые красивые бабочки обитают в тропических лесах Юго-восточной Азии. Их называют птицекрылками, или-по-гречески- орнитоптерами. Хвостиков у птицекрылок нет, но их передние крылья очень велики, их размах достигает 25 сантиметров.
  25. Наблюдениями доказано, что бабочки имеют и охраняют свою территорию.
  26. Перламутровка- это бабочка-геолог. Она помогает геологам искать цинковую руду. Эта бабочка любит фиалки, а те растут на землях с рудой. Где Перламутровка, там и цинковая руда.

ГЛАВА 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (3 части).

  1. Этим летом я провёл эксперимент по выращиванию         бабочек.  Я прочитал в литературе как нужно проводить эксперимент. В огороде я нашёл лист капусты с яйцами бабочки- капустницы. Потом я положил лист в стеклянную банку и прикрыл неплотно крышкой. В стеклянную банку, потому что в ней удобно наблюдать, как будет развиваться бабочка. Через несколько дней я увидел, что в банке на листе появились три маленькие гусеницы (их длина была примерно 2-3 мм). Они ползали по листу капусты и поедали его. Я наблюдал за ними и каждые два дня менял капустный лист, потому что они быстро поедали лист и стремительно росли. Через неделю их рост составлял уже 1,5 см. При рождении гусеницы были ярко зелёного цвета. Когда их рост составлял сантиметра два, гусеницы изменили цвет. Они стали тёмно зелёные. Один раз я забыл поменять им свежий лист, и одна гусеница погибла от голода, осталось только две. Эксперимент мне закончить не удалось, потому что нам пришлось уехать, а бабушка не согласилась кормить моих гусениц. Так провалился мой первый опыт учёного-энтомолога.

  1. Тогда мы вместе с мамой решили провести другую практическую работу. Мы стали собирать коллекцию учебных предметов, имеющих форму бабочки или изображение бабочки. Оказалось, что таких предметов очень много. Сейчас в моей коллекции: альбом для рисования, общая тетрадь, дневник, закладка-линейка, блокнот с изображением бабочки; точилка для карандашей, резинка, палитра для краски- в форме бабочки. А также я положил в свою коллекцию другие интересные предметы: открытку, лотерейный билет, печенье, салфетку, этикетку от газводы, украшения для одежды.

  1. Создание презентации «Бабочки»- это третья часть моей практической работы. Благодаря работе над презентацией я научился создавать презентации и лучше владеть компьютером.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В ходе проведённого исследования получены следующие результаты:

  1. Я узнал много нового и интересного о бабочках.
  2. Создана презентация, которую можно использовать на уроках.
  3. Я научился создавать презентации и лучше работать на компьютере.
  4. Собрана коллекция учебных предметов.

На основании проведённого исследовании и полученных результатов можно сделать следующие выводы: 

  • Бабочки отличаются чудесным многообразием форм, цветов и размеров.
  • Бабочка- единственное существо, которое рождается четыре раза.
  • В жизни бабочек очень много интересного и загадочного, что я и попытался выяснить.

Мне не удалось найти информацию о бабочках Забайкалья, но из другой литературы я узнал, что самые красивые бабочки обитают в тропических лесах Юго-восточной Азии. Их называют птицекрылками, или-по-гречески - орнитоптерами. Хвостиков у птицекрылок нет, но их передние крылья очень велики, их размах достигает 25 сантиметров. Поэтому моя гипотеза не подтвердилась.

Считаю, что по этой теме ещё можно работать в следующем направлении:

  1. Попытаться вырастить бабочек в домашних условиях.
  2. Изучить бабочек России, Республики Бурятия, п. Новоселенгинск.
  3. Изучить бабочек, включенных в Красную книгу, причины сокращения их численности и меры, которые принимаются для их спасения и охраны.
  4. Изучить пользу и вред этих прекрасных насекомых.

СЛОВАРЬ.

  1. Бабочки- насекомые с двумя парами покрытых мелкими чешуйками крыльев и сосущим ротовым аппаратом (хоботком). В своём развитии бабочки проходят стадии гусеницы, куколки и взрослого насекомого.
  2. Беспозвоночные- многочисленная и чрезвычайно разнообразная группа животных, не имеющих позвоночника. К ним относятся такие животные. как губки, морские звёзды, черви, кораллы, пауки, насекомые.
  3.  Испод- нижняя часть крыла.
  4. Куколка- одна из стадий развития многих насекомых (например, жуков или бабочек). В неподвижной куколке, под её твёрдой шкуркой, происходит превращение личинки во взрослое насекомое. Куколки бабочек называются хризалидами.
  5. Личинка- молодое животное, вышедшее из яйца и резко отличающееся внешним видом и строением тела от своих родителей. Личинка интенсивно питается, растёт и превращается во взрослое животное, претерпевая глубокое изменение строения тела. Личинки имеются  у многих беспозвоночных и некоторых позвоночных (рыб и амфибий). Личинки бабочек называются гусеницами.
  6. Метаморфоз- глубокое преобразование строения организма, в результате которого личинка превращается во взрослое животное. Насекомые с полным метаморфозом (бабочки, комары, жуки) проходят все стадии превращения: из яйца появляется личинка (гусеница), которая превращается в неподвижную куколку. Из куколки образуется взрослое насекомое. Насекомые  с неполным метаморфозом (стрекоза, термит, богомол) минуют стадию куколки.
  7. Мимикрия- вид маскировки, помогающий прятаться от хищников. Безобидные, незащищённые животные окраской, формой тела похожи на живые или неживые объекты окружающей их среды.
  8. Насекомые- очень большой класс беспозвоночных животных, представители которого имеют три пары ног, одну пару усиков и, в большинстве случаев, одну или две пары крыльев.
  9. Пигмент- особое красящее вещество.
  10.  Размах крыльев- расстояние между крайними внешними точками расправленных крыльев у птиц и других имеющих крылья животных.
  11. Хоботок- нижние челюсти очень сильно вытянуты и превратились в две полутрубки, которые могут соединяться между собой и образовывать канал для всасывания пищи.
  12. Членистоногие- необычайно разнообразная группа беспозвоночных животных. Их тело покрыто плотной хитинизированной кутикулой, выполняющей роль наружного скелета. К которому прикрепляются мышцы. Ноги состоят из отдельных члеников, соединённых друг с другом гибкими суставами. К числу современных членистоногих относятся насекомые, пауки, скорпионы, ракообразные и многоножки.
  13. Ячейки- поля между жилками.

Литература

  1. Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология: Научно-художественная литература\Художн. Н.Кондаков и А.Хайлов.-2-е изд.-М.: Дет.лит.,1990.
  2. Эжен ле Мульт. Моя охота за бабочками:  Государственное издательство детской литературы, 1962
  3. Животные планеты: ООО «Издательская группа Аттикус», 2007.-191 с.
  4. Мурзилка, 2007, №5.
  5. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г. Атлас бабочек.-М.: ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2005.-71 с.
  6. Большая иллюстрированная энциклопедия животных.-М.  «Махаон»,2005.-240 с.
  7. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Насекомые.- М.:Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летающие цветы-бабочки.Проектно-исследовательская работа в начальной школе.

Проектно-исследовательская работа Новиковой Вики, ученицы 3а класса, участницы 4-ой школьной научно-практической конференции "Первый опыт" (2010-2011 учебный год). Материалы могут быть использова...

Научно – исследовательская работа «Бабочки, какие они бывают»?

Цель работы:Наблюдать за бабочками,  рассказать какие они бывают  и какую пользу приносят....

исследовательский проект "Какие бывают бабочки"

Детский исследовательский проект в 3 классе "Какие бывают бабочки"...

Исследовательская работа "Экзотические бабочки"

Данная работа предназначена для учителей начальных классов...

Презентация к исследовательской работе "Экзотические бабочки"

Данная презентация предназначена для учителей начальных классов...

Презентация к исследовательской работе "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"

Цель исследовательской работы :  стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, узнать больше интересных фактов о бабочках, вырастить бабочек в домашних условиях....

Исследовательская работа "Выведение бабочек из гусениц в домашних условиях"

Исследовательская  работа расширяет знания об окружающем мире, позволяет вырастить бабочек в домашних условиях....