Открытый урок "Наша дружная семья"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Аткнина Надежда Викторовна

Открытый урок по окружающему миру "Наша дружная семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nasha_druzhnaya_semya_atknina_n.v.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ХОД УРОКА

п/п

Наименование этапа урока, цель.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности  включения в учебный процесс.

Здравствуйте, ребята!  Занимайте свои места. Меня зовут Надежда Викторовна. Сегодня у нас будет интересный и в тоже время серьезный урок.

Пусть в  нашем классе сегодня будет светить яркое и веселое солнышко, и пусть его лучи отразятся в ваших улыбках.

От улыбки становится всем светлее.

Улыбнитесь ребята, улыбнитесь себе, повернитесь и улыбнитесь соседу по парте. Пусть ваше настроение будет солнечным и останется таким до конца нашего  урока.

У вас на парте лежат листы самооценки  «Моё участие на уроке».

В конце урока подведём итог.                                     

Проверка готовности к уроку.

Личностные: установление обучающимися связи между учебной деятельностью и ее мотивом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Самоопределение к деятельности

Цель: формирование умения определять цели и задачи урока.

А сейчас, ребята посмотрите на экран.

  • Что вы видите?  

Мысленно загляните в окошко домика и послушайте стихотворение:

У меня есть мама!

У меня есть папа!

У меня есть бабушка!

У меня есть дедушка!

 А у них есть я!

  • Что или кого вы там смогли увидеть?
  • Почему вы так решили?

  • Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня рассматривать?

На экране рисунок дома.   

  • Домик.

  • Родителей, детей, семью.
  • В доме обычно проживают семьи.
  • Мы будем изучать тему «семья».

Регулятивные: установление новой учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: отвечать на простые вопросы учителя, выделять нужную информацию Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Сообщение темы, цели и задач  урока

Цель: ознакомление обучающихся с тематикой раздела, его целью и задачами.

Совершенно верно.  Мы переходим к изучению нового раздела. Давайте прочитаем его название на странице 41 «Общение»

-А, связаны ли  между собой семья и общение?

-Как? (В своей жизни мы общаемся с разными людьми. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Ребёнок учится общению в семье, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться.)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: ставить вопросы и обращаться за помощью.

Открытие нового знания

Цель: раскрытие понятия «семья», «поколение»; воспитание ценностного отношения к семье.

Переверните страницу и прочитайте название  нашего урока

  1. СЕМЬЯ.
  • Что такое семья?

Слово «семья» делится на два слова «семь» и «я» - это значит «семеро как я», ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, цветом глаз или волос, характером.

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе.

Сейчас я загадаю вам загадки про самых близких и важных людей в вашей жизни. А яблочки отгадки мы повесим  на дерево, которое выросло под ласковыми лучами солнышка.

1. Она  лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он  на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А  с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит,  в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

Умницы! Посмотрите, ребята, какая большая у нас семья.

Семья – мама, папа, дети.

Мама

Папа

Дедушка

Бабушка

Сын

Сестра

Тетя

Дядя

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать внимание.

Познавательные : расширение познавательного интереса через элемент  изюминки - загадки

  1. ПРИЗНАКИ ДРУЖНОЙ СЕМЬИ
  • Какую семью можно назвать дружной?

Обратите внимание на экран. Здесь перечислено как ведут себя члены семьи. Давайте выберем те, которые относятся к дружной семье.  У вас на столах лежат листочки.

Закрасьте красным цветом те строчки, что подойдут  для дружной семьи.

  • Все справились с заданием?

Хорошо.

Поменяйтесь листочками и давайте проверим все ли правильно вы выбрали.

Оцените работы друг друга. Если все у вас правильно все три ответа то, там где оценка ставьте цифру 3, а если 2, то ставьте цифру 2, если 1-1.

 Молодцы.

Т.е. дружная семья должна любить и не обижать друг друга,

. Живут в одной квартире.

Вместе занимаются домашним хозяйством.

Индивидуальная работа по карточкам. Закрашивают строчки характеризующие дружную семью.

Да.

Взаимопроверка. Сверка  эталоном.

  1. ПОКОЛЕНИЯ СЕМЬИ
  • А вы знаете, что в каждой семье проживает несколько поколений?

Поколение – это люди, живущие в одно время.

Старшее поколение – бабушки и дедушки

Среднее поколение – мамы и папы

Младшее - дети.

Посмотрите в учебники на с. 42 есть рисунок.

  • Давайте определим, кто входит в семью Нади и  Сережи?
  • Сколько поколений проживает в их семье?

Работа с иллюстрацией в учебнике с.42.

Мама, папа, Надя и Сережа.

2 поколения. Родители и дети.

Познавательные: умение классифицировать, обосновывать свой выбор.

Физминутка

Цель: сохранение работоспособности обучающихся, через применение здоровьесберегающих технологий.

Вы наверное устали ребята. Прошу всех встать и повторять за мной.

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем

Мы белье теперь стираем,

Полощем и отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

  • Отдохнули?

Давайте продолжим работу.

Выполняют упражнения, предложенные учителем

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

Открытие нового знания с включением его в систему знаний.

Цель: раскрытие понятия  «культура общения», «традиции»; воспитание ценностного отношения к семье.

  1. КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.

А вы знаете, что такое культура общения?

Культура общения - доброе и уважительное отношение, вежливая речь, культурное поведение.

А сейчас давайте вернемся к учебнику и рассмотрим рисунок.

Как общаются в семье Нади и Сережи?

Наши герои вежливые, внимательные и заботливые. В любой семье родные люди заботятся друг о друге: взрослые о детях, дети помогают взрослым.

  • Как родители заботятся о детях?
  • А чем дети могут помочь своим родителям?

Откройте рабочие тетради на с. 24. задание №2.

Подчеркните обязанности, которые вы выполняете дома.

Хорошо, _________имя______ прочитай, пожалуйста, что ты выполняешь дома.

Работа с иллюстрацией в учебнике нс с.42.

Папа читает книгу вместе с Надей.

Мама помогает Сереже найти на глобусе города.

Работа в рабочей тетради на с. 24 №2.

Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем.

Личностные: сохранение учебной мотивации, готовность следовать нормам нравственного поведения, принятие уважительного отношения к родным людям

  1. ТРАДИЦИИ

Ребята, как вы понимаете, что такое «традиции».

Не знаете. Давайте узнаем, исследуя текст учебника на странице 44.

Прочитайте 1 абзац  и ответьте

на вопросы:

1.Что такое традиции? Запишите предложение на своих рабочих листах.

Традиции-это____________________________

2.Вставьте слова в предложения.

Слово «традиция» пришло к нам из________языка и означает_______________________________.

Если вы написали, то ставьте 1 балл себе.

-Какие  традиции есть в вашей семье?

Посмотрите на экран, и скажите, пожалуйста, какие семейные традиции здесь изображены?

Работа с рабочими листами

Личностные: принятие культурного наследия своей семьи.

Закрепление нового знания

Цель: развитие умения применять полученные знания на практике.

РАБОТА В ПАРАХ «ДОМ МЕЧТЫ»

А теперь давайте построим дом для дружной семьи.

В рабочих листах у вас есть дом из бревен. В конвертиках бревнышки, которые нужно вставить в ваш дом. Подумайте, посовещайтесь с соседом по парте, какие вам бревна нужны и  приклейте их к домику при помощи клея.

  • Давайте посмотрим, что же вы выбрали?

Молодцы. Все хорошо справились с заданием. Какой домик у вас получился? Это дом, в котором царит доброта, доверие, понимание, уважение, дружба, забота и любовь. Хорошо, вижу, все справились с заданием. Поставьте себе 1 балл за работу.

Итак, давайте посчитаем, сколько баллов вы набрали? Если у вас 5 баллов ставьте оценку 5, если 4 балла – 4, если 3 балла – оценка 3.

Обучающиеся работают в парах, выполняя творческое задание.

Ответы обучающихся.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками.

Домашнее задание

Цель: развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

А сейчас послушайте внимательно домашнее задание.  В рабочей тетради на с. 23-24 представьте членов своей семьи. Наклейте фотографии и сделайте подписи к ним. Напишите  добрые слова о каждом родном вам человеке. А о вас пусть напишут ваши мамы или папы.

Личностные: проявление личной заинтересованности для успешного выполнения задание.

Рефлексия

Цель: выявление уровня заинтересованности обучающихся; развитие умения оценивать себя и окружающих.

Мне очень понравилось общаться с вами.

  • А вам?

Вот это большое сердце – это ваша дружная школьная семья. Я очень рада, что была хоть и недолго ее частью.

Я дарю вам маленькие сердечки, в которых царит любовь, уважение, счастье, добро, дружба, понимание. Если вам понравился наш урок, то поднимите сердечки вверх, а если нет, то опустите их вниз.

 Я желаю вам отличных успехов  в учебе. Будьте добрыми и вежливыми.

Спасибо за работу. До свидания.

Обучающие оценивают свое настроение от урока через прием «Сердечки»

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные:

умение оценивать себя и окружающих.

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Наша дружная семья.        

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: ознакомление и расширение кругозора обучающихся при изучении  понятий:  «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».

Задачи:

  1. Ознакомить с понятиями «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».
  2. Способствовать формированию у обучающихся стремления к культурному общению, как в семье, так и вне ее.
  3. Развивать творческие способности, умение анализировать, выделять главное, делать выводы.
  4. Воспитывать ценностное отношение к семье: уважение, взаимопомощь, чувство гордости за свою семью.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Определять смысл понятий «семья», «культура общения», «традиции», «поколение».
  2. Характеризовать семью, разделяя членов семьи на поколения.
  3. Соотносить  нормы культурного общения в семье и вне ее.

Метапредметные:

Регулятивные: контролировать свое поведение на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Познавательные: извлекать информацию из рассказа учителя, из иллюстраций, рассуждать и делать выводы, удерживать познавательный интерес.

Коммуникативные: уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, оценивать себя и окружающих.

Личностные: сохранять учебную мотивацию, готовность следовать нормам нравственного поведения, соблюдать уважительного отношения к родным людям, осознать важность культурного наследия своей семьи, испытывать чувство гордости за свою семью.

Технология: развивающее обучение с использованием ИКТ, здоровьесберегающей и проектной технологии.

Метод: объяснительно-иллюстративный, нетрадиционное начало урока, презентация учебного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Ресурсы: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2 класс, №2; рабочая тетрадь №2 к учебнику; компьютер, проектор, презентация «Наша дружная семья», раздаточный материал (карточки для индивидуальной и парной работы).