Открытый урок по окружающему миру ТЕМА: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ? 1 класс ШКОЛА РОССИИ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Карпова Елена Анатольевна

Материал урока поможет детям научиться различать зимующих и перелетных птиц; группировать их по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц. Используя представленную информацию для получения новых знаний, смогут научиться выдвигать предположения и доказывать их.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС ШКОЛА РОССИИ

ТЕМА:  ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся различать зимующих и перелетных птиц; группировать птиц по определенным признакам; объяснять причины отлета птиц в теплые края; приводить примеры зимующих и перелетных птиц; получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. 

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Повторение изученного.

  1.  Актуализация знаний.

III. Постановка целей и определение темы урока.

Слайд 1 с темой.

IV. Усвоение новых знаний.

V. Работа в парах.

Слайд 2-проверка.

Слайд 3.

Слайд 4.

Физкультминутка

VI. Работа в группах.

 

Работа с доской.

 

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Работа с доской.

VI. Итог урока.

Слайд 8.

Работа с доской.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, эмоциональный настрой.

- Ребята! Сегодня у нас на уроке гости!

- Повернитесь, улыбнитесь!

- Молодцы!

- У нас урок окружающего мира необычный и интересный.

Гуляет русская зима.

Останови ее, попробуй!

Махнет рукой - бела земля,

Махнет другой - растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная,

Гуляет русская зима,

Морозная, не злая.

B. Пашов

- Не все рады зиме. Голодно и холодно зимой птицам. Печальный писк издают они в лютые морозные дни. Корм занесло снегом, скрылись жучки и паучки. В эти трудные дни мы спешим помочь птицам.

- И сегодня вы готовы начать день с добрых дел?

- И чтобы не навредить природе, чтобы не переусердствовать и все не испортить, нам будет помогать консультант и знаток окружающего мира…

- Кто это? Как его зовут? /Муравей-Вопросик/

- Молодцы!

- А сейчас мы проверим ваше домашнее задание.

- Муравью-Вопросику, да и всем нам, не терпится узнать, что вы можете рассказать о слонах? (Слоны – самые крупные и тяжёлые животные суши)

- А сейчас послушаем рассказы, которые приготовили ребята.

- Африканский слон - самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные, добрые животные.

- Существует два вида слонов – африканский и индийский. На первый взгляд они похожи. Но существует ряд отличий.

- У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина и маленькие уши. У африканских слонов большие уши, вогнутая спина. У индийских слонов бивни только у самцов, а у африканских и у самцов, и у самок.

- Хобот служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью хобота они дышат, нюхают, едят и пьют, ощупывают и берут различные предметы.

- Когда слону жарко, он обмахивается своими огромными ушами. А ещё уши действуют как радиатор в автомобиле. Они предотвращают перегрев животного, испаряя со своих больших поверхностей тепло.

- Слоны – отличные пловцы. Когда слон плывёт под водой, он высовывает конец хобота над её поверхностью и дышит через него, как через дыхательную трубку.

- Слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, корни, цветы, плоды и семена растений. На поиски пищи и еду у слона уходит около 16 часов в день.

- Слоны спят два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя, но иногда могут прилечь на бок.

- Спасибо, ребята!

- Молодцы!

- Муравей-Вопросик благодарит вас за проделанную работу.

- Он тоже узнал много интересного.

- А еще Муравьишка уверяет, что видел в Африке обыкновенную деревенскую ласточку.

- Как же так?

- Что делала ласточка в Африке? /зимовала/

- Какая же тема урока? /Тема: Где зимуют птицы?/

- Какую цель мы поставим?  /Выясним, почему птицы улетают; куда они отправляются на зиму/

- Что будем развивать на уроке?  /Речь, память, мышление, логику/

- Что будем воспитывать?  /Любовь к природе, к животным, к птицам/

- Вот и попытаемся вместе с Муравьем-Вопросиком выяснить, почему некоторые птицы улетают зимовать в теплые края, а некоторые птицы остаются.

- Вспомните, каких животных учёные относят к птицам?

 (У всех птиц есть оперенье, крылья, клюв

Дикие и домашние /утки, канарейки, попугай, гусь, индюк, куры/

Умеют летать и не умеют летать. Большинство птиц летает.)

- Как называют специалистов, изучающих жизнь птиц?

(Орнитолог – это биолог, который специализируется на изучении птиц)

- Что знаете о жизни пернатых? Где могут жить? Чем питаются?

- Птиц много на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но всё – таки их очень много – около 9 тыс. видов.

Наши ребята поделятся информацией о птицах.

- Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

- Есть птицы, которые могут летать выше облаков. А есть и такие, которые вовсе не могут летать.

- Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые вовсе не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне. А другие – только на берегу моря.

- Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

- Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнёздах у птиц – птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные …

- Мы с Муравьем-Вопросиком благодарим вас за очень интересный рассказ.

- А сейчас предлагаю поработать в парах. Поиграем в игру «Мозаика».

Задание

- Перед вами конверт с разрезанными картинками. Каждой паре необходимо собрать изображения двух птиц, отгадать их названия.

- Кто первым справится с работой - поднимет руки.

(1 ряд: воробей, ласточка;

2 ряд: синица, скворец;

3 ряд: цапля, снегирь)

- Назовите мне тех птиц, которых мы видим в зимнее время?

(воробей, ворона, снегирь, голубь, сова, сорока, синица, дятел)

- А ласточку мы сейчас видим? (нет)

- Почему? Как вы думаете? (она улетела)

- А почему она улетела? (холодно, нет корма)

- К какой группе птиц можно отнести ласточку? (перелетные, она улетает в теплые края)

- Какую группу птиц можно еще назвать? (зимующие, они остаются зимовать)

- Итак, птицы образуют 2 группы: Перелетные и зимующие.

По-разному приспособились к смене времен года. Те, которые не смогли приспособиться к суровым условиям зимы-улетают.

Если птицы улетают, то ученые говорят «мигрируют», т.е. перемещаются.

- Муравей-Вопросик очень интересуется: «Где зимуют птицы?»

- Продолжим смотреть презентацию, которую я приготовила.

- Куда же улетают перелетные птицы?

Ласточки, стрижи, жаворонки  -  АФРИКА

Утки, цапли     -   ЕГИПЕТ

Скворцы  -  ФРАНЦИЯ    

- Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы.

– Как же это удалось сделать ученым?

– Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам.     /Это-кольцевание/

На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египет, скворцы улетают во Францию. Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000 км.

Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места.

- Мы устали, засиделись,

  Нам размяться захотелось.

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки – плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

- Сели на свои места.

- Думаю, что Муравей-Вопросик  получил подробную информацию о том, где зимуют птицы.

- Ребята, у вас на столах карточки, на которых список животных и птиц.

Белка – летяга

Голубь

Кукушка

Воробей

Ворона

Снегирь

Сорока

Летучая мышь

Синица

Ласточка

Сова

Дятел

Рысь

Лисица

Барсук

- Отметьте галочкой только тех птиц, которых мы видим в зимнее время.

- Та группа, которая быстрее всех справится с заданием - будет признана лучшей командой. /Выполняют/

- Молодцы, быстро справились с заданием!

- Зачитайте ответы. (Воробей, ворона, снегирь, голубь, сова, сорока, синица, дятел)

- Какие это птицы? (зимующие)

- Почему их так называют? (остаются зимовать, не улетают, могут себя прокормить, т.к. питаются семенами и крошками)

- Муравей-Вопросик  знает, что вы очень любите загадки.

- Отгадайте загадки, которые он вам приготовил.

Загадки

- Кто 2 раза родится:

В первый раз гладкий,

А во второй раз мягкий?

- Рук нет, а строить умеет.

Не все птицы строят гнезда.

Гнездо не является для птиц домом. Они их строят на время выведения и выкармливания птенцов.

Убежищем для птиц служит густая трава, крона дерева. А для водоплавающих птиц-заросли камыша, гладь воды.

/продолжение/  Загадки о птицах

Угадайте, что за птичка –
темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.  (Ласточка)


Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.  (Журавль)


Кто на ёлке, на суку,
Всё поёт: "Ку-ку, ку-ку"?  (Кукушка)

- Молодцы, ребята! Ласточка, журавль, кукушка – это перелетные птицы.

- Почему они улетают в тёплые края, мы поняли.

- А если там так тепло и сытно, зачем же они возвращаются обратно?

(Пока они там были, им хватало корма. Но и местные птицы тоже к весне собираются строить гнезда и выкармливать своих птенцов. Корма стало меньше, и мест для гнездовий не так уж и много. И птицы обратно возвращаются домой.)

Муравей-Вопросик  убедился, что вы многое о птицах знаете, и благодарит свою команду помощников!

- Молодцы, ребята!

- Сегодня мы все были помощниками и просто хорошими учениками, были юными орнитологами и исследователями.

- Мы узнали и можем ответить на вопрос:

  1. Каких птиц называют зимующими, а каких – перелетными?
  2. Как учёные узнали, где зимуют перелётные птицы?

- А как мы можем помочь зимующим птицам, тем, которые остаются у нас на зиму?

- Каким кормом питаются птицы?

  • Семена подсолнечника едят почти все птицы, но в первую очередь синицы, воробьи и поползни.
  • Овёс, пшено и просо едят воробьи и синицы.
  • Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
  • Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.
  • Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несолёного сала подвешивают на ниточках.

- Муравей-Вопросик предложил покормить птичек.

- Мы положили в кормушку корм: крошки белого хлеба, семечки.

 - 1 ряд кормит своих птичек, 2 ряд…3 ряд…

- Вот и к концу подошел наш урок. Мы прощаемся с Муравьем-Вопросиком.

- Он доволен вами, ребята!

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Что можете рассказать дома родителям?

- Если вам понравился урок - поднимите зеленую птичку;

если были затруднения - желтую;

если было трудно - красную.

Спасибо! (Песня «Мы хотим, чтоб птицы пели (+)»)

Ответы на поставленные вопросы.

Рассказы детей.

Слушание, ответы на поставленные вопросы.

Рассказы детей.

/Какие птицы бывают

Ю. Дмитриев/

Взаимопомощь, контроль и оценивание своего результата.

Называют птиц.

Ответы на поставленные вопросы.

Слушание, усвоение информации из дополнительных источников.

Дети повторяют движения.

Взаимопомощь, контроль и оценивание своего результата.

Выставляют названия птиц-ответы.

Ответы на поставленные вопросы.

Отгадывание загадок.

Слушание, усвоение информации из дополнительных источников.

Отгадывание загадок.

Выставляют название группы птиц-ответ.

Ответы на поставленные вопросы.

Ответы на поставленные вопросы.

Прикрепляют каждый свою птичку на доску.

Оценивание своего результата.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока.

Цель: способствовать формированию рефлексии (УУД – регулятивные, коммуникативные).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру Тема: «Экологическое равновесие» 4 класс ( Школа России)

Тема: Экологическое равновесие.Цели и задачи урока:1.Создать условия для формирования  понятий: «Экологическое равновесие». Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новеси...

Конспект урока по окружающему миру. Тема "Птицы зимой", 3 класс

Урок окружающего мира в 3 классеУМК "Перспектива"Тема "Птицы зимой"Учитель: Иванова Галина Викторовна...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Кто такие птицы?" (УМК "Школа России", 1 класс.)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о птицах, их отличительных признаках; умений описывать птицу по плану и отличать птиц от других животных.Планируемые результаты:Предметные: Знать определ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Какая бывает промышленность" (УМК «Школа России», 3 класс).

Цели деятельности учителя:  формирование знаний об отраслях промышленности;  развитие умения различать продукцию каждой отрасли. Планируемые результаты Предметные: - знать – все отрасл...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое деньги". (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое деньги, как они появились, что такое бартер, купля-продажа, валюта, нумизматика, сбережения; формирование знаний о сторонах монеты.Плани...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...