Конспект урока "На воде и в лесу"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по программе "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotaryova_s.o._na_vode_i_v_lesu.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2классе на тему

«На воде и в лесу»

Цель: изучение основных правил безопасного поведения на воде и в лесу

Результаты:

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через соблюдение правил поведения при купании и умении различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых; содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережное отношение к природе, грамотное поведение в лесу и на воде.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: умение увидеть опасность, которую несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения в лесу и на воде.
  • Регулятивные УУД: усвоить правила безопасного поведения на воде и в лесу.
  • Коммуникативные УУД: формирование умения формулировать выводы из изученного материала, выражать свою точку зрения по изученному материалу.

Предметные:  овладение основными правилами безопасного поведения на воде и в лесу; формирование умения различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы; жалящих насекомых, умение узнавать их по внешнему виду; воспитывать бережное отношение к  природе.

Ожидаемые умения:

  1. Познавательная деятельность: умение анализировать, наблюдать, обобщать.
  2. Развитие речевой, информационной деятельности: умение строить высказывание – вывод.
  3. Развитие организационно-рефлексивной деятельности: умение работать в группе, умение слушать одноклассников, уважать мнение товарищей, умение оценивать свою деятельность, эмоциональное состояние.

    Оборудование урока:    

Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, - М: «Просвещение», 2012 г.; рабочая тетрадь: Плешаков А.А. «Окружающий мир», 2 класс, часть 2, - М: «Просвещение», 2012 г.; материалы для индивидуальной работы,  для работы в парах и группах; учебная презентация.

Этапы

Время

Содержание

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационно – мотивационный этап урока

Словес.: слово учителя

1 мин

Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого поймать в нашем аквариуме свою золотую рыбку.

Загадайте желание на сегодняшний урок. И пусть все желания, которые вы загадали сбудутся, пусть нам на уроке будет сопутствовать удача и успех!

Настраиваются на учебный процесс.

Регулятивные: настрой на работу и взаимодействие с учителем.

2. Актуализация знаний.

Нагляд.: видео

4 мин

Я предлагаю начать наш урок с просмотра отрывка из мультфильма, созданного по сказке Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом»

Слушают внимательно учителя.

Смотрят отрывок.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Словес.: учебный диалог

Практич.: игра

-Что произошло в мультфильме?

-Да, случилась беда. Загорелся дом. Какой совет мы должны дать кошке?

 -Молодцы, справились с заданием.

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с памяткой «Чтобы не было пожара». Давайте проверим, как вы запомнили эти правила. Я читаю предложения, если вы согласны- хлопаете, если нет, то сидите тихо.

- Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

- Самостоятельно зажигайте газовую печь.

- Не оставляйте без присмотра включённый

утюг и чайник.

- Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

- В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

- Молодцы, вы справились с этим заданием, так какой вывод мы с вами сделаем по теме прошлого урока.

Ответы детей.

Выполняют установку учителя.

Ответы детей.

Коммуникативные:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: выполнять

правила игры.

Коммуникативные:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

3.Самоопределение к деятельности

3 мин

Опасности нас могут подстерегать только дома?

-Сегодня я предлагаю вам немного попутешествовать. Любите путешествовать?

- Куда можно путешествовать?

- А летом, когда на улице жарко, куда хочется совершить путешествие?

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

-Ребята, а как вы думаете, о чём мы будем говорить?

Высказывают свои предположения.

-Нам предстоит сегодня искупаться в реке и побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Слушают учителя.

- Может ли такая красота леса и звонкость ручейка  таить в себе опасность?  

-А зачем нам нужно знать об этих опасностях?

Кто же назовет тему цель нашего урока

Ответы детей.

Формулируют тему и цель урока.

- Прочитайте, какие цели нам предлагает выполнить Муравьишка (стр. 26)

Читают учебник.

4. Мотивация учебной деятельности

1 мин

Итак, отправляемся в путешествие.

А куда, вы узнаете отгадав загадку:

Тихо, между берегами

 Широка и глубока,

 Наполняясь родниками

 Вдаль бежит, течёт...

Река.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

5.Изучение нового учебного материала

Словес.: учебный диалог

8 мин.

Приятно искупаться летом в речке. Вот и наш герой решил искупаться.

-Давайте узнаем, что с ним случилось

              Ваня шёл купаться с другом

             И с большим красивым кругом.

             Ваня плавал на кругу-

             Друг стоял на берегу.

            Думал друг: «А если вдруг

            Лопнет круг…Утонет друг.

            Подниму-ка лучше лай».

            -Далеко не заплывай!

           -Не волнуйся, Дружок,

            Выхожу на бережок!

-Ребята, почему заволновался Дружок?

-Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?

-А теперь давайте откроем учебник на  стр.27 и проверим ваши предположения. Какие правила мы ещё не назвали?

-Давайте посмотрим на памятку. Эти правила нужно запомнить.

Разыгрывают мини-сценку.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником.

Коммуникативные: уметь слушать других.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Экологическая минутка

Практич.: составление цепочки, фронтальная работа

 

Нагляд.: презентация

7 мин

- Ребята, скажите, а только для нас река таит в себе опасность?

- А мы, люди, можем причинить вред реке?

Ответы детей.

Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

К: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

- Внимательно посмотрите перед вами картинки, давайте составим с вами 2 цепочки, что можно делать на реке, а что нельзя

- Давайте подумаем, какой это вред?

- Посмотрите внимательно, если мы с вами будем нарушать эти правила, то какие последствия нас ждут?  (слайды – последствия на реке)

-Наше путешествие продолжается.

- А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку…

Весной одевается,

Осенью раздевается.

Составляют цепочки у доски

Лес.

      6. Физминутка.

1 мин

Мы входим с вами в лес. (СЛАЙД дорога в лесу)

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево,

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Выполняют движения

Шаги на месте

Руки в стороны

Наклоны вправо и влево

наклон вниз, приседание

Сесть за парту.

Личностные: действие смыслообразования (интерес, мотивация)

7. Изучение нового учебного материала.

Словес.: учебный диалог

Нагляд.: презентация

Практич.: работа в парах

Словес.: учебный диалог

Нагляд.: презентация

10 мин

-Вот мы с вами и в лесу. Лес делится с нами  своими богатствами. Какими?

 Изображение леса.

Грибы

  -Давайте проверим как  вы знаете грибы. Для этого разгадаем загадки. (Дети)

 А) Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их …

Б) А это красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки.

В) Серенькие шапки,

Рябенькие ножки

Под берёзою растут.

Как их зовут?

Г) Средь молодых сосёнок

Растёт грибок…

Д) Стоят они в лесочке,

 В оранжевых носочках,

 Милые сестрички,

 Имя им …

Е) Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я - …

Ж) Бледная она стоит,

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная…

-Молодцы. Ребята, а что берут с собой, чтобы собирать грибы?

-Вот и мы с вами возьмём корзинку. А какие грибы мы будем собирать?

Давайте соберём.

-Какие грибы у нас остались?

 А зачем они растут в лесу?

А если вы съедите несъедобные грибы, то что произойдет?

Некоторые ядовитые грибы приносят пользу.

ЗНАЙКА: интересный факт о поганке

- Вот так, природе не бывает ничего лишнего.

Ягоды

2)- Ребята, а что ещё мы можем собирать в лесу? А все ли ягоды съедобны?

СЛАЙД.

-Молодцы, а сейчас вам нужно определить какое растение лишнее и почему (раздаю детям картинки, они работают в парах)

-Давайте проверим. На слайде даны растения с несъедобными плодами, которые подписаны.

-Какие же ягоды несъедобные?

Насекомые

ВИДЕО – лесная полянка.

3) – Ребята, каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах?

- Как вы думаете, встреча с какими насекомыми может принести нам вред?

-Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми» Почему?

Это пчела, оса, шмель, шершень.

- Как вы думаете, как нужно вести себя, чтобы не пострадать от насекомых?

-Давайте посмотрит, что нам рекомендует учебник по этому вопросу.

В учебнике на с. 29 текст под картинкой. Так, как же нужно вести себя, чтобы не ужалило насекомое.

Но эти насекомые приносят и пользу

ЗНАЙКА: рассказ о жалящих насекомых.

Клещ

В лесу встречается еще одно насекомое, которое может нам причинить вред – это клещ. СЛАЙД

РАССКАЗ О КЛЕЩЕ

Чаще всего клещи кусают человека в лесу — там, где они и живут. Клещ может заползти на вас из травы или кустов, но не прыгнуть с дерева, поскольку прыгать клещи не умеют. Обычно они не поднимаются выше 1,5 м над землёй. Лапки насекомых очень цепкие, а сами паукообразные — очень маленькие, так что вы даже не почувствуете того, что кто-то ползает по вашему телу.

В жару или дождь клещи прячутся и не нападают.

Наиболее опасен клещ в мае – июне. Наиболее активны клещи утром и вечером, любят влажные места. На светлых местах их обычно не бывает.

Попав на жертву, клещ ползёт вверх, чтобы найти место удобное для присасывания, так он может путешествовать до 2 часов.

В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают . СЛАЙД

Опасны клещи тем, что они могут являться переносчиками нескольких инфекционных заболеваний.

-А как же нужно одеться, чтобы его не встретить?

Ответы детей

Отгадывают загадки.

Опята.

Мухомор.

Подберёзовики.

Маслёнок.

Лисички.

Подосиновик.

Поганка.

Корзину.

Съедобные.

Выполняют установки учителя.

Несъедобные.

Ответы детей.

Ребенок выступает с дополнительной информацией

Слушают интересные факты.

Ответы детей.

Работают в парах.

Ответы детей.

Ответы детей.

Отвечают на вопросы.

У них есть жало, они могут ужалить.

Работа с учебником: чтение текста

Ребенок выступает с дополнительной информацией

Слушают интересные факты.

Слушают рассказ учителя.

Вспоминают необходимые правила защиты от клеща.

Коммуникативные: строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение слушать других.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию.

Коммуникативные: умение договариваться, работая  в паре, выполнять правила работы в паре.

Познавательные: анализ;

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать других.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать других.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать

 информацию;

- анализ;

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

Регулятивные: оценка деятельности.

Индивидуальная работа

3 мин

У вас на партах лежат конверты, возьмите их. Послушайте задание: вам нужно одеть девочку и мальчика  в лес. Выбери те вещи, которые вы на них оденете. Итак, приступили. Проверка СЛАЙД

Одевают бумажных кукол

Регулятивные: планировать собственную деятельность в ходе выполнения предложенного задания.

Экологическая минутка

Нагляд.: презентация

1 мин

- Ребята, давайте подумаем, а мы с вами можем быть опасны лесу?

Как может лес пострадать от человека?

СЛАЙД.

- Посмотрите на слайд, какие запрещающие знаки вы видите?

Посмотрите, что может произойти, если человек будет неправильно вести себя в лесу СЛАЙД.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценка деятельности.

Познавательные: соотнесение правила

8. Обобщение учебного материала

Словес.: обобщение, высказывания учащихся.

2 мин.

Вот и подошла к концу наша прогулка.

Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали?

Подводят итоги урока.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию; делать выводы.

Познавательные: преобразование информации в знаково-символическую форму

Вывод по уроку: Во время отдыха у воды, купания, прогулок в лесу, сбора ягод и грибов необходимо соблюдать правила безопасности.

Красная шапочка

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Я мимо проходила и всё слышала, о чем вы говорили сегодня на уроке!

Молодцы, вы очень хорошо работали! Поэтому я решила вам подарки подарить, чтобы каждый из вас хорошо запомнил те правила, о которых говорили на уроке и никогда их не забывал.

Отвечают на вопросы.

Дарит подарки детям

- Ребята, а что это вам подарила Красная Шапочка. Кто догадался?

- Да, это памятки, которые у вас у каждого останется.

А дома я вам предлагаю составить памятку для соседа « Как вести себя на реке и в лесу»

Рассматривают подарки и отвечают на вопрос

Записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

4 мин.

- Ребята, мы сегодня с вами побывали и на реке, и в лесу и на лесной полянке. А сейчас я хочу, чтобы и наш класс превратился в цветущую полянку. У вас на столах лежат цветочки . Я вам предлагаю взять 3 карандаша: красный, синий, желтый и раскрасить свой цветок.

Красным пусть раскрасит тот, кому на уроке было скучно, не интересно.

Желтым – тот, кому было не очень интересно;

А синим – закрасит тот, кому было интересно сегодня на уроке, и он, придя домой, обязательно расскажет о нём родным, друзьям и знакомым.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Слушают учителя, выполняют самооценку

Регулятивные: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Экосистема леса"

  Проект рекомендован учителям начальных классов для проведения урока окружающего мира в третьем классе при изучении экосистемы  леса на этапе сообщения новых знаний с целью эффективности усвоения мат...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Конспект урока по теме: «Значение леса».

Урок Окружающего мира в 4-м классе....

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по теме " Смешанные леса. Растительный и животный мир смешанного леса."

Данный урок разработан к учебнику "Окружающий мир 3 класс"   Н. Я Дмитриевой и А.Н. Казакова. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Эта методическая разработка  по - моему мнен...

Конспект урока «Вода в природе. Круговорот воды в природе».

Конспект разработан в сооответствии с требованиями ФГОС...