Растительный и животный мир луга
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Петрова Елена Витальевна

Конспект урока по окружающему миру "Растительный и животный мир луга" для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass_lug.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

                               МБОУ Отрадненская СОШ

                     Урок окружающего мира

  Тема урока: «Растительный и животный мир луга».

                                 2 класс

                                         

                   

                                                         учитель: Петрова Е.В.

                                                     

п. Отрадный

2019год.

Цель урока:  создать условия для формирования понятия о луге как природном сообществе с присущими ему флорой и фауной.

Задачи урока:

  • Организовать познавательную активность детей с целью расширения знаний о растениях и животных луга;
  • Создать условия для формирования навыка самостоятельной работы с учебным материалом; обмена информацией по заданной теме с использованием наглядного материала, изготовленного собственноручно; умение работать в группе;
  • Создать условия для формирования экологической культуры поведения;
  • Организовать работу по развитию общеучебных умений и навыков.

Планируемые результаты обучения.

                       Предметные:

 - учащиеся научатся различать и характеризовать в доступной форме представителей флоры и фауны луга,  получат возможность научиться устанавливать  связи между объектами данного сообщества;

                        Метапредметные:

  - познавательные: сравнивать различные объекты одного природного сообщества; сравнивать различные природные сообщества, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

 - коммуникативные: составлять небольшие устные  монологические высказывания  (сообщения о представителях природного сообщества (луг)), правильно общаться в процессе групповой работы;  задавать вопросы и отвечать на вопросы, высказывать своё мнение;

 - регулятивные:  оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей и чужой деятельности.

                         Личностные:

 - выражать готовность  поступать в любой ситуации в соответствии  с правилами экологического поведения;

 -  проявлять  в конкретных ситуациях  бережное отношение к природе и к родине в целом;

 - проявлять любознательность, доброжелательное отношение  к окружающим.

Оборудование: предметные картинки с изображением обитателей леса, пресного водоема и болота; заготовки для кроссвордов; учебная таблица «Луг»; репродукция картины А.А. Пластова «Сенокос»; детские рисунки с изображением животных и растений луга, учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» ч. 2, Вентана-Граф 2008-2010г. И рабочая тетрадь к нему.

                                            Ход урока:

  1. Организация класса.

Дети рассаживаются на три группы: «Ботаники», «Зоологи», «Экологи».

  1. Актуализация знаний.

На столах у детей набор картинок. Каждая группа должна определить, представители какого природного сообщества изображены на картинках.

Клен, пихта, барбарис, вороний глаз, бурундук, тетерев, лось – лес.

Выдра, щука, сом, стрекоза, кувшинка – пресный водоем.

Тритон, лягушка, стрекоза, цапля, рогоз, осока – болото.

  1. Сообщение темы урока.

Дети разгадывают кроссворд и получают ключевое слов «луг».

Кроссворд 1:

  1. Время года между весной и осенью (лето).
  2. Ползун ползет, на себе свой дом везет (Улитка).
  3. Лежит веревка, шипит плутовка, брать ее опасно – укусит. Ясно? (Гадюка)

Кроссворд 2:  

                       1. Он полон сказок и чудес. Зеленый великан – наш… (Лес).

                       2. Время суток между ночью и днем. (Утро).

                       3. Зеленая попрыгушка, резвая квакушка, зовут ее… (Лягушка).

Кроссворд 3:

                       1.В него превращается ленивое и жадное озеро. (Болото).

                       2. Цветущее растение пресных водоемов. Бывает белое и желтое. ( Кувшинка).

                        3. Она мечтает стать бабочкой. ( Гусеница).

Давайте определим тему урока.  Зачем нам необходимо знать, что растёт и кто обитает на лугу?

Итак, мы отправляемся на луг, чтобы поближе познакомится с его обитателями.

                 

            4.Работа по теме.

1) На доске – таблица «Луг».  Слушание текста «На лугу» (учебник, стр. 117).

2) Беседа по таблице:

                 Какие растения растут на лугу: деревья, кустарники или травянистые?

                 Как вы думаете, есть ли на лугу ярусы? Какие?

                 Могут ли на лугу обитать крупные животные? Почему?

                 Каких животных, по вашему мнению, на лугу больше всего?

Знакомимся с обитателями луга поближе. Слово предоставляется «Ботаникам».

3) Учащиеся рассказывают о тысячелистнике, клевере, фиалке трехцветной (стр. 119 уч.), доннике (стр. 120), крапиве и сурепке (стр.123).

 Рубрика «А знаете ли вы, что…»

  • Что тысячелистник не только останавливает кровотечение из носа, но и снижает артериальное давление, повышает аппетит, лечит кожные заболевания и даже укрепляет волосы.
  • Листья клевера можно использовать в салатах, квасить как капусту ,мариновать; а порошок из толченых листьев, добавленных в хлеб при выпечке, делает его более вкусным и пышным. А еще клевером лечат воспаления, ожоги и снимают головную боль.
  • Крапива – прядильное растение; из нее делают веревки и грубую ткань (вспомните сказку Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»).
  • Родней сурепке приходятся пастушья сумка,  редис, репа, салат посевной.

А еще на лугу растут (выставляются дополнительные картинки) одуванчик лекарственный, мышиный горошек, василек луговой, пижма обыкновенная, цикорий, живокость, колокольчик, зверобой, а также ядовитый лютик едкий.

4)Рубрика «Картинная галерея» (стр. 122 уч.) и чтение стихотворения И. Токмаковой «Сенокос».

5) Физ. минутка «Самолет».

6)Самая большая группа животных, обитающих на лугу – насекомые. Как отличить насекомых от других животных?

Слово предоставляется «Зоологам».

«Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел.

Сообщение о бабочках (стр. 125 уч.)

Дополнительная информация: бабочки – очень ценные опылители растений; они переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок, в поисках нектара, которым питаются.

Ученик читает стихотворение М. Ясного «Бабочка»; другой рассказывает по страничке 128 о развитии бабочки; учитель предлагает ребятам рассказ Оли Бобковой «Гусеница» (стр. 130) и просит найти в этом рассказе ошибки.

Ученики выступают с сообщением о кузнечике, пчелах (стр.129), пауках (стр.128).

Дополнительная информация:

  • Науке известно 20тыс. разных видов пчел;
  • Жужжат пчелы, благодаря паре маленьких задних крыльев;
  • Паук – не насекомое. Докажите почему.
  • На нашей планете обитает 40тыс. видов пауков. Живут они везде, кроме полярных областей. А появились они на Земле 300млн. лет назад.
  • За час паук создает сеть из 1000 пересечений нити, на которую уходит 22 метра паутины.

Сообщение детей о перепелке (стр. 128 уч.) и мыши – малютке (по доп. литературе).

Дополнительная информация:

  • Еще на лугу можно встретить таких птиц как желтая трясогузка, коростель, варакушка, белая трясогузка.

7) Посмотрите, какой красивый луг у нас получился! Как много на нем обитателей!  Для них луг – родной дом! А для чего луг нужен человеку? (ответы детей).

Луг – очень важная часть природы, поэтому его нужна беречь! Слово предоставляется  «Экологам».

Дети разыгрывают сценку (стр. 131 уч.) и читают стихи.

               Луг – украшение Земли                        

                И мы беречь его должны!

Гуляешь на лугу – смотри под ноги

И осторожно двигайся вперед.

                        Не наступи на тех, кто здесь живет,

                        Дай им уйти с твоей дороги.

                 Не рви цветов букет огромный –

                 Завянет он еще в пути.

                 Оставь же на лугу цветочек скромный,

                 Ему на воле радостно цвети.

                         На луг с собою, мой дружок,

                         Ты не бери большой сачок!

                         Жуки и бабочки своею красотою

                         Пусть радуют не только нас с тобою!

    5. Итог урока. Рефлексия.

Вот и подошло к концу наше путешествие на луг. Что вам особенно запомнилось? Что вы узнали нового и интересного, чему научились?

Оценка работы учащихся.

       6. Домашнее задание.

Подготовиться к проверочному тесту по теме «Луг и его обитатели».

Выполнить задания в рабочей тетради – стр. 35-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический калейдоскоп" Закрепление по разделу Растительный и животный мир Казахстана

Закрепить знания  детей  по  разделу   "Растительный  и  животный  мир  Казахстана", Научить   детей  самостоятельно  составлять  проек...

Игра "Растительный и животный мир Краснодарского края"

Презентация к игре "Растительный и животный мир Краснодарского края", 3 класс....

Растительный и животный мир Югры

Презентация знакомит с растительным и животным миром ХМАО...

Презентация "Животные-обитатели луга"

Презентация. "Животные-обитатели луга" к уроку  окружающий мир 4 класс "Планета знаний"...

Интегрированный урок по математике и окружающему миру 4 класс тема: "Скорость, время, расстояние. Решение задач на движение. Растения и животные леса, луга, водоёма"

Интегрированный урок по математике и окружающему миру поможет закрепить знания:  связи между величинами (скорость, время, расстояние), обобщить знания о живой и неживой природе, умение видеть мат...

Конспект урока Окружающего мира "Животные - обитатели луга"

Урок Окружающего мира "Животные - обитатели луга" 4 класс учебник Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов....