КОТЗ по окружающему миру
тест по окружающему миру (3 класс)

Кускова Екатерина Владимировна

Класс: 3.

Тип теста: контролирующий тест

Предмет: окружающий мир

Уровень сложности: базовый

На выполнение отводится 40 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.4_kotz_nachalnaya_shkola_kuskova.docx456.39 КБ

Предварительный просмотр:

      Кускова Е.В., учитель начальных классов,  

Нефтеюганское районное муниципальное

общеобразовательное бюджетное учреждение

 «Салымская СОШ № 1»

КОТЗ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Класс: 3.

Тип теста: контролирующий тест

Предмет: окружающий мир

Уровень сложности: базовый

На выполнение отводится 40 минут.

Оцениваемые УУД:

Регулятивные УУД:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- различать способ и результат действия;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать правильность выполнения действия;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие

Познавательные УУД:

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- сравнение, прогнозирование, аналогия, классификация объектов и их свойств на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- понимать информацию, представленными разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков;

- осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию объектов, подводить под понятие;

-осуществлять анализ объектов с выделением существенной и несущественной информации; - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения практических задач;

- осуществлять выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных и несущественных признаков;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

- использовать знаково – символические средства,  схемы для решения задач;

- соотносить факты с общей идей текста;

- понимать текст, опираясь не только на содержащую в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства;

- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность, упорядочивать информацию по заданному основанию;

- формулировать несложные выводы, основываясь на текст;

- осознанно и произвольно строить сообщение в письменной форме;

 - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- адекватно передавать информацию и выражать  свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности во внутренней и письменной речи;

- использовать внутреннюю и письменную речь для регуляции своего действия;

- осознанно и произвольно строить сообщение в письменной форме;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные УУД:   

 - испытывать личную ответственность за результат выполненной работы.

Инструкция: перед вами бланк с заданиями для проверки знаний по окружающему миру. Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению каждого задания, а затем текст задания. Советуем выполнять задания по порядку. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольше количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

  1. Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа, который вы считаете правильным.

Задание. Как называется наука о животных?

  1. ботаника   2) зоология   3) психология    4) астрономия

Правильный ответ: 2) зоология

Критерии оценивания. Выбран правильный ответ – 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

  1. Задание с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.

Инструкция: Выберите несколько правильных ответов из предложенных.

Задание. Перечислите признаки живых организмов.

         а)  Дышат

б)  Питаются

в)  Двигаются  

г)  Растут

д)  Изменяются

е) Общаются

ж) Размножаются

з) Умирают

Правильный ответ: а, б, г, ж,з.

Критерии оценивания. При указании правильных ответов –  1 балл, если допущена хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

  1. Задания с альтернативным ответом.

Инструкция: Если вы согласны с утверждением, отвечайте «Да», если не согласны – «Нет».

Задание: Согласны ли Вы с данными утверждениями:

Утверждение

Да

Нет

1

У насекомых 6 лап

2

Пауки – это не насекомые

3

Морской огурец и морская лилия – это животные

4

Лягушка, ящерица, тритон – это земноводные

5

Только рыбы откладывают икру

6

Насекомые, пресмыкающиеся и птицы откладывают яйца

7

Отличительная особенность моллюсков – раковина.

8

У всех насекомых детеныши не похожи на взрослую особь

9

Головастики – детеныши лягушки

10

Дельфин, касатка, кит - звери

Правильные ответы: да – 1,3,6,7,9,10;  нет – 2,4,5,8.

Модельный ответ:

Утверждение

Да

Нет

1

У насекомых 6 лап

+

2

Пауки – это не насекомые

+

3

Морской огурец и морская лилия – это животные

+

4

Лягушка, ящерица, тритон – это земноводные

+

5

Только рыбы откладывают икру

+

6

Насекомые, пресмыкающиеся и птицы откладывают яйца

+

7

Отличительная особенность моллюсков – раковина.

+

8

У всех насекомых детеныши не похожи на взрослую особь

+

9

Головастики – детеныши лягушки

+

10

Дельфин, касатка, кит - звери

+

Критерии оценивания. Все правильно – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если 2 ошибки – 0 баллов.

  1. Задание на установление соответствия.

Инструкция. Установите соответствие.

Задание. Соотнесите группу животного и представителя.

  1. Рыбы                                        А) синица
  2. Птицы                                      Б) лягушка
  3. Насекомые                              В) кузнечик
  4. Пресмыкающиеся                  Г) щука

5)        Звери                                       Д) носорог

Правильный ответ: 1 - Г, 2 - А, 3 - В, 4 – Б, 5- Д

Критерии оценивания: задание выполнено правильно – 2 балла, допущена ошибка – 1 балл, более 1 ошибки – 0 баллов.

  1. Задание на установление правильной последовательности.

Инструкция. Укажи последовательность.

Задание. Составь цепь питания.

   1) Лиса                2) Овёс                3) Полевка

 Ответ: 2, 3, 1

Критерии оценивания: Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задания на сортировку (ранжирование).

Инструкция. Проранжируйте информацию, предложенную в задании.

Задание. Расположите животных в порядке увеличения размера:

  1. Лягушка
  2. Комар
  3. Волк
  4. Олень
  5. Бобр

Правильный ответ. 2,1,5,3,4

Критерии оценки задания. Если все верно – 2 балла, ошибка - 1 балл, не правильно – 0 баллов.

  1. Задание на исключение лишнего.

Инструкция. Укажите лишнее слово.

Задание: Из данного списка исключите лишнее животное.

  1. щука
  2. окунь
  3. акула
  4. дельфин

Правильный ответ: 4 (так как дельфин – млекопитающее, остальные представители рыб)

Критерии оценивания. Если правильно – 1 балл, если нет – 0 баллов.

  1. Задание на завершение предложений.

Инструкция. Продолжите предложения.

Задание. Закончите предложение.

Животные, отличительные признаки которых шерсть и выкармливание детенышей молоком – это  ------------------------

Модельный ответ: звери, млекопитающие. Допускаются оба варианта ответа

Критерии оценки. Правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов.

  1. Задание с лишними данными.

Инструкция. Укажите лишние данные, зачеркните их.

Задание. Укажите лишние данные в утверждении.

Отличительными признаками строения насекомых являются: голова, грудь, брюшко, крылья, 6 лап.

Правильный ответ. Отличительными признаками строения насекомых являются: голова, грудь, брюшко, крылья, 6 лап.

Критерии оценивания задания: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание на дополнение.

Инструкция. Дополните предложения, вставляя соответствующие слова – ответы.

Задание. Вставьте пропущенные слова в предложение.

Красная книга - это книга, в которую занесены _________ животные, растения и грибы, находящиеся под угрозой __________ и требуют _________ и _________. 

Модельный ответ: Красная книга - это книга, в которую занесены редкие животные, растения и грибы, находящиеся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны. 

Критерии оценки: если все правильно – 2 балла, если допущена одна ошибка – 1 балл, если допущено более 1 ошибок – 0 баллов.

  1. Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция: Выберите наиболее правильный ответ:

Задание. Заповедники – это охраняемые территории, где …

а) охраняется весь природный комплекс и доступ туристов разрешён.

б) охраняется весь природный комплекс и доступ туристов запрещён

в) охраняется определенный вид и запрещена охота

г) охраняется определенный вид и доступ туристов запрещён

Правильный ответ: б)

Критерии оценивания. Правильный ответ – 1  балл, неправильный – 0 баллов.

  1. Задание с кратким ответом.

Инструкция. Напишите в данном поле ответ.

Задание. Укажите, к какой группе относятся сокол, индюк, страус.

Правильный ответ: птицы.

Критерии оценивания задания: Если правильно, – 1 балл, неправильный – 0 баллов.

  1.  Задание с противоречивыми данными.

Инструкция. Напишите правильный ответ.

Задание. Дети получили задание: составить из предложенных карточек цепь питания. Выберите, кто из ребят прав.

.

1) Витя

2) Оля

3) Дина

4) правильного ответа нет

Правильный ответ: 3.

Критерии оценивания задания: за правильный ответ – 1 балл, за не-правильный ответ – 0 баллов.

  1.  Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

Инструкция: Выберите правильный вариант ответа, который вы считаете правильным.

Задание. С какого представителя начинается любая цепь питания?

а) хищник

б) растение

в) растительноядное животное

г) всеядное животное

Правильный ответ: б.

Критерии оценивания задания: за правильный ответ – 1 балл, за не-правильный ответ – 0 баллов.

15. Задание с недостаточными данными.

Инструкция. Составьте последовательность, дополните недостающие слова.

Задание. Составьте цепь питания из данных слов, дополняя при необходимости своими словами: гусеница листоеда, сокол, осина

…….. - ……… - ……… - ……….

Правильный ответ: осина, гусеница листоеда, синица(дятел), сокол

Критерии оценивания. 2 балла, если задание выполнено верно; 1 балл- допущена одна ошибка; 0 баллов – допущено более 2-х ошибок.

  1.  Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

Инструкция. Выберите правильный ответ.

Задание. Отметь из списка только хищных зверей:

1) олень; 2) тарантул; 3) леопард; 4) кит; 5) медведь; 6) бобр.

Правильный ответ: 3,5

Критерии оценки: за правильный ответ – 1 балл, неверный ответ – 0 баллов.

  1.  Задание на вычисление ответа.

Инструкция. Ответьте на вопрос.

Задание: Представители скольких классов животных указаны в списке?

прудовик, синица, заяц, божья коровка, ёж, лисица, лягушка, тритон, слизень, сокол, дятел, крапивница, черепаха, ящерица, дельфин.

Модельный ответ: 6 классов

Критерии оценки: за правильный ответ – 2 балл, если указано на 1 класс больше/меньше – 1 балл, допущено более 1 ошибки – 0 баллов.

  1. Комбинированное задание.

Инструкция. Выберите один правильный вариант ответа.

Задание. В каком ряду все представители относятся к одному классу?

1) морской ёж, морская звезда, морской конёк

2) белая акула, синий кит, морской окунь

3) мышь-полевка, индийский слон, рыжая лисица.

4) зеленая лягушка, прыткая ящерица, уж обыкновенный

Правильный ответ: 3)

Критерии оценивания задания: если ответ правильный – 1 балл, если нет – 0 баллов.

  1. Мини – кейс с вариантами ответа.

Инструкция. Изучите кейс и выберите правильные, на ваш взгляд, варианты ответа.

Задание: Серёжа готовил доклад о зверях Красной книги. Он выбрал таких представителей:

  1. амурский тигр
  2. красный волк
  3. жук-красотел
  4. зубр
  5. Белый журавль

Верно ли Сережа выбрал животных?

Варианты ответа:

А. Лишние животные 1, 2, 4

Б. Лишние животные 2, 3, 5

В. Лишние животные 3, 5

Правильный ответ: В

2. Определи, какими животными он мог бы дополнить свой доклад:

1) Заяц-беляк

2) Атлантический морж

3) Фламинго

Правильный ответ: 2.

3. Какую ошибку допустил Серёжа при выборе животных для доклада:

1) Взял представителей не из Красной книги

2) Выбрал представителей других классов

Правильный ответ: 2.

Критерии оценивания задания: за каждый правильный ответ по 1 баллу (всего максимально 3 балла).

20. Творческое задание.

Инструкция. Выполните творческое задание.

Задание. Прочитайте текст «Не обижайте паука», ответьте на вопросы и выполните задание.

  1. Какую пользу приносят пауки-крестовики?
  2. Какую роль играет паутина в жизни пауков?
  3. Составьте план плетения паутины паука-крестовика.

Время на выполнение работы 10 – 15 минут.

Не обижайте паука

Среди ветвей молодого дуба раскинулась великолепная паутина — ловчая сеть паука-крестовика. А вот и хозяин, прячется под листочком.

Да и вообще, мало кто из людей с благодарностью и уважением относится к паукам. А ведь, от скольких мух и комаров избавляют они людей и крупных животных.

Сколько сил и труда затрачивает маленькое существо, чтобы сплести свою ловчую сеть! Сначала паук выпускает длинную нить и ждёт, когда ветерок отнесёт её в сторону и зацепит за что-нибудь, например, за ветку дерева. Затем пауку надо добраться по нити до этого места и закрепить конец паутинки, что он и проделывает. Потом он спускается и протягивает вторую нить, закрепляя её где-нибудь внизу. Затем поднимается по ней, переползает по первой паутинке к тому месту, откуда начинал работу, и натягивает третью паутинку, так, чтобы получилась треугольная рама. Впрочем, нередко паук строит четырёхугольную раму. Когда каркас для будущей постройки готов, великий труженик терпеливо протягивает все остальные бесчисленные ниточки, чтобы получилось то, что ему необходимо. Работу свою он делает ночью. И всё это для того, чтобы прокормиться и выжить...

Бывает — некоторые озорные мальчишки рвут нарочно сети пауков-крестовиков. Ты уже знаешь, как много труда и времени нужно пауку, чтобы сплести свою сеть. Пожалуйста, не обрывай нарочно ловчие сети пауков, не обижай неутомимых тружеников. Паутина — их замечательное творение, и она очень им нужна.

Модельный ответ:

1. Избавляют людей и животных от мух и комаров.

2. Паутина – это сеть для ловли насекомых.

3. Примерный план, может немного отличаться

1. Выпускает длинную нить

2. Закрепляет конец паутинки

3. Протягивает вторую паутинку

4. Протягивает третью паутинку, образуя треугольную раму

5. Протягивает ниточки, заполняя каркас

Критерии оценки: аналитическая шкала.

п/п

Критерии оценивания

Балл

1

Точные ответы на оба вопроса, составлен последовательный план

5

2

Даны ответы на вопросы, составлен план с некоторыми неточностями

3 - 4

3

Частичное выполнение задания

1-2

Шкала перевода баллов в оценку

Количественная
характеристика в %

Количественная
характеристика
в итоговой сумме
баллов за тест

Уровень овладения
УУД

Итоговый балл
за тест

90–100 % правильно выполненных ТЗ

от 29 до 32 балла

соответствует «высокому» уровню овладения УУД

«5»

66–89 % правильно выполненных ТЗ

от 22 до 28 баллов

соответствует «повышенному» уровню овладения УУД

«4»

50–65 % правильно выполненных ТЗ

от 16 до 21 балла

соответствует «базовому» уровню овладения УУД

«3»

менее 50 % правильно выполненных ТЗ

менее 16 баллов

соответствует «низкому» уровню овладения УУД

«2»

Спецификация оценивания УУД

№ задания

    Планируемый результат

Тип задания

Уровень сложности

1

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации (выявление знания);

Знать: название науки о животных.

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила 

Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

базовый

2

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков - анализ предложенных ответов.

Знать: признаки животных как живых организмов

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задание с выбором нескольких (множественным выбором) правильных ответов из фиксированного набора вариантов.

базовый

3

Познавательные УУД:

- выбор правильного ответа из нескольких вариантов (определять достоверную информацию); работа с информацией

Знать: классификацию жвотных

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задания с альтернативным ответом

базовый

4

Познавательные УУД:

- установление соответствия

(определять достоверную информацию)

- определение взаимосвязи между определениями и фактами.

Знать: классификацию животных

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задания на установление соответствия

базовый

5

Познавательные УУД:

- понимать, устанавливать  четкий алгоритм действия или строгую последовательность различных действий

Уметь составлять цепь питания.

Регулятивные УУД

- контроль способа решения

- различать способ и результат действия

Задания на установление правильной последовательности.

базовый

6

Познавательные УУД:

-установление последовательности по заданному правилу

Знать: размерные особенности представителей животных

Регулятивные УУД

- контроль способа решения

Задания на сортировку (ранжирование).

базовый

7

Познавательные УУД:

-установление соответствия

-анализ, синтез, сравнение, классификация по заданным критериям

- обнаруживать общие признаки группы слов

Знать: признаки рыб

Задание на исключение лишнего.

базовый

8

Познавательные УУД:

- выбор ответа

Знать: признаки имен прилагательных

Коммуникативные УУД:

- строить монологическое высказывание в письменной форме, формулировать собственное мнение

Регулятивные УУД

- умение вносить необходимые дополнения

Задание на завершение предложений.

повышенный

9

Познавательные УУД:

Установление соответствия

Работа с информацией: обнаруживать недостоверность полученной информации

Знать: отлчительные признаки насекомых

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задание с лишними данными

повышенный

10

Познавательные УУД:

Задание со свободным кратким однозначным ответом.

- самостоятельно формулировать ответ;

- выделять существенную информацию

Знать: понятие «красная книга»

Регулятивные УУД

- умение вносить необходимые дополнения

Задание на дополнение

базовый

11

Познавательные УУД:

- выбор правильного ответа из нескольких вариантов (анализ и выделение и определение достоверной информации.

Знать: понятие «заповедник»

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задание с выбором наиболее правильного ответа из предложенных вариантов

базовый

12

Познавательные УУД:

Задание со свободным кратким ответом

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Знать: представители птиц

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задание с кратким ответом.

базовый

13

Познавательные УУД:

Выбор правильного ответа из нескольких вариантов (определять достоверную информацию)

- понимать информацию, представленными разными способами: словесно, в виде, схемы, иллюстрации;

Уметь: составлять цепи питания

Задание с противоречивыми данными

повышенный

14

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации (выявление знания);

Знать: правила составления цепей питания.

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила 

Задание с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов.

базовый

15

Познавательные УУД:

Установление последовательности

- классификация

- поиск недостающих данных, умение рассуждать на основе анализа задания

Уметь: строить цепь питания на основе данных с дополнением

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Задание с недостаточными данными

повышенный

16

Познавательные УУД:

Выбор правильного ответа из нескольких вариантов:

сравнение, прогнозирование, аналогия

Знать признаки животных по систематике и типам питания

Регулятивные УУД

- различать способ и результат действия

Расчетные задания закрытой формы с выбором ответа

базовый

17

Познавательные УУД:

- поиск необходимой информации

- перевод словесной информации на язык математики и выполнение необходимых вычислений

Знать: систематику животных

Регулятивные УУД

- различать способ и результат действия

Задание на вычисление ответа.

базовый

18

Познавательные УУД:

- выбор правильного ответа из нескольких вариантов

- подведение под понятие; выделение существенных и несущественных признаков

Уметь: выявлять лишнее по ряду признаков.

Регулятивные УУД

- планировать свое действие  в соответствии с поставленной задачей, учитывать установленные правила

Комбинированное задание

базовый

19

Познавательные УУД:

- анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- составление план решения (определить последовательность действий);

Знать: представителей Красной кнги и систематику животных.

Регулятивные УУД

- преобразовывать практическую задачу в познавательную; оценивать правильность выполнения действия; учитывать правило в планировании и контроле

Коммуникативные УУД

- формулировать свое мнение и позицию;

- строить речевое высказывание в письменной форме

Мини-кейс с вариантами ответа.

базовый

20

Познавательные УУД:

Моделирование, выполнять построение алгоритма  с заданными условиями задачи (применение усвоенных знаний в нестандартных условиях).

- умение выражать смысл ситуации  различными средствами (схема, символы, рисунки) и работать с ними.

 - осуществлять сравнение, классификацию;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей

Регулятивные:

- умение спланировать  и записать ход решения задачи, выбрать и пояснить выбор действий

Коммуникативые УУД:

Производить высказывания в письменной форме, аргументировать свою позицию

Творческое задание

повышенный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....