"Семейный бюджет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Чудаева Алёна Александровна

Урок ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру.

Класс: 3

Учитель: Чудаева А.А.

Тема урока: Семейный бюджет.

Тип урока: урок открытия «нового знания»

 Дата проведения: 19.03. 2014 г.

     
Цель: 
Личностные:

• Проявлять интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к культурному многообразию человечества;

- интерес к определению расходов на путешествие;

• осознание успешности при изучении темы.

Метапредметные:

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятия «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», и использовать их в активном словаре;

• определять:

- особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение;

- порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя правило;

- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

- выполнять взаимооценку, самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

- конструктивно взаимодействовать с партнером при проверке учебного задания в паре.

  • - адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения:

• Рассказывать:

- о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме;

- о семейном бюджете;

• Составлять:

- бюджет воображаемой семьи на месяц;

- бюджет своей семьи на неделю;

- перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни;

Ресурсы:

Информационный материал: Учебник «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь № 2, толковый словарь.

Демонстрационный материал: Карточки с учебными заданиями, таблички с названиями понятий

Интерактивный материал: презентация по теме изучения, электронное приложение.

Сценарий урока.

Этапы урока

деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Самоопределение к учебной деятельности 
Цель:

- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки.

- Определить содержательные рамки урока.

1.Оргмомент.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности (6 минут).
Цель:

- Актуализировать  мыслительные операции, необходимые  и достаточные для восприятия нового материала: аналогии, обобщение.

Возьмите маршрутный лист.

Запишем на доске.

Кроссворд.

  1. Папин и мамин сын, мне приходится ?
  2. В старину маму называли матушка, а отца…?
  3. Мамин или папин брат, мне…?
  4. Кем приходится мама папе?
  5. Мать мужа для жены?
  6. Жена сына ?

 Как можно назвать их всех одним словом?

- Что такое «семья» ?

- Кто еще может являться членом семьи?

- Чем отличается «родственные связи» и «родственные отношения» ?

Брат

батюшка

Дядя

жена

свекровь

невестка

семья

связь - не кровное родство

отношения – кровное.

3. Постановка проблемы Цель: 

- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость нового математического действия.

-Согласовать цель и тему урока.

- Ребята скажите а когда мы разгадывали кроссворд какое слово у нас получилось по горизонтали?

- Что такое бюджет?

- Как Вы думаете какая сегодня тема урока?

- А раз мы повторяли семью, значит бюджет какой?

- Каковы ваши цели на данный урок?

-ответы детей

4. Проектирование и фиксация нового знания
Цель:  

- Организовать коммуникативное взаимодействие для введения понятия действия деления.
- Зафиксировать новый способ действия в знаковой и вербальной форме.

- Скажите, а как мы можем узнать что обозначает слово «бюджет» ?

- Ну, что ж 1-2 группа будут искать в толковом словаре.

- 3 в интернете.

- а 4 расскажу я.

А через несколько минут мы обсудим, как вы понимаете, что такое бюджет.

- Скажите какое понятие верное?

- Давайте закрепим понятие бюджет

(электронное приложение – пункт № 2)

В понятии вы встретились с такими словами как доходы и расходы.

- Как вы их понимаете?

 

в толковом словаре, спросить учителя, в интернете

5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель
: 

-Зафиксировать полученные знания

   В понятии вы встретились с такими словами как доходы и расходы.

- Как вы их понимаете?

Давайте поиграем, у Вас на маршрутных листах (Задание №2) в первой колонке члены семьи, а во второй какой доход они приносят в дом. Соедините стрелочками.

бабушка(дедушка) - пенсия

мама(папа) - зарплата

Сын (студент) стипендия

школьник – ничего

мама с маленьким ребенком (до 3 лет) – пособие

 

А теперь еще раз поиграем.

Представьте, что каждая группа это члены одной семьи.

У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите только то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Отметьте галочкой.

Лекарства, продукты, одежда, обувь, бытовая химия, транспорт, велосипед, музыкальная (спортивная школа), книги, компьютер, игрушки, платежи и налоги, видео и компьютерные диски, посещения театра, боулинга, туристическая поездка.

- давайте выслушаем каждую семью?

- А что из всего перечисленного должно стоять на первом месте?

- Как называются одним словом, те деньги которые мы тратим.

 В чем измеряются доходы и расходы ?

А теперь давайте  посчитаем какая сумма расходов у вас получилась, а измерять в такой выдуманной денежной единице, как «школярики»

Лекарства – 2 шк.

 продукты – 50 шк.

 одежда – 10 шк.

 обувь – 1 шк.

 бытовая химия – 1 шк.

 транспорт – 10 шк.

 велосипед – 20 шк.

музыкальная (спортивная) школа – 10 шк

 книги – 1 шк.

 компьютер – 40 шк.

 игрушки – 3 шк.

платежи и налоги – 20 шк.

 видео и компьютерные диски – 3 шк.

 посещения театра, цирка – 6 шк.

 посещение боулинга – 6 шк.

туристическая поездка – 80 шк.

Запишите на листочках ту сумму, которая у вас получилась. И повесьте на доску.

- Ой, ребята, а я совсем забыла вас предупредить, что доходы вашей семьи составляет 100 шк.

- Что произошло в Ваших семьях?

доход = расход

доход > расход

доход < расход

Какая формула будет наилучшей?

ФИЗМИНУТКА

(если то, что я буду говорить будет обозначать дорого – вы прыгаете, а если дешево приседаете)

На вес золота, за бесценок, задаром, не подступиться, по божеской цене, цена кусается, не по карману, влетит в копеечку, с Гулькин нос, за грош.

Доходы < расходов – дефицит

доход > расходов – экономия

Иногда про человека говорят, он экономный – как вы понимаете это выражение.

Мультфильм, про Матроскина.

4 группы – 4 семьи (Ивановы, Петровы, Казаковы и Сидоровы).

деньгами

добропорядочные граждане в первую очередь платят платежи и налоги.

7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель
:

-Отработка обратных действий. Работа по образцу.

* Кто на ваш взгляд более богат?                                 

Человек, которого морские волны

 выбросили на необитаемый остров

 с полным сундуком денег, или пенсионер,

живущий в городе и получающий свою

скромную пенсию? (Когда на деньги

 ничего нельзя приобрести, то они теряют

 свою ценность)                                                    

  • Тот, кто имеет достаточно денег,

но ничего не может купить, так как на

прилавках магазина пусто, или тот,

у кого в карманах пусто, а  прилавки

магазинов ломятся от товаров?

 (Оба персонажа одинаково бедны).

У …. дефицит, на чем вы можете съэкономить?

  • на транспорте – проездной
  • на коммунальных услугах – экономно пользоваться электричеством, водой, газом
  • на продуктах – на сладостях, на овощах, если садить свой огород
  • на одежде, обуви – если беречь, то продлится срок службы

- Запомните, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

 Из предложенных вариантов у Вас на партах, выберете только те, что помогают экономить семейный бюджет.

  • планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
  • уходя из дома, не забывайте выключить свет.
  • требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
  • проси у родителей новую игрушку к каждому празднику
  • сходил в магазин оставь сдачу себе.
  • бережно относись к своим вещам
  • чаще пользуйтесь услугами такси
  • чаще разговаривайте по сотовому телефону.
  • пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

- скажите, а могу в семье быть незапланированные расходы? а доходы?

Мне пришло 4 сообщения

- Срочно нужна помощь:

1. Маленькой Вере на дорогостоящую операцию.

2. Талантливому скрипачу на покупку скрипки.

3. Врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак

4. Спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования.

Все таки мы должны помогать людям, пусть немного. Ведь не зря говорят: сегодня помог ты, а завтра помогут тебе. Не все в этой жизни измеряется деньгами.

- Какие цели мы себе ставили?

- Что такое семейный бюджет?

-Какие бюджеты бывают?

- Что такое доход? расход?

- Что значит дефицит? Экономия?

в парах

8. Рефлексия учебной деятельности .
Цель:

 -Оценить результаты собственной деятельности.
-   Инструктаж  по выполнению домашнего задания.

«кошелек»

  1. Мне было интересно, я все понял и могу рассказать другим
  2. Я  все понял, но не смогу рассказать другим.
  3. я ничего не понял.

 положите свою монетку в тот кошелек, который подходит вам.

9. Домашнее задание.

Опишите один предмет не называя его.

У каждой из них достоинство есть,
И по нему воздают каждой честь -
По щепотке одной, другой же — по пуду.
Но сравнивать их я, конечно, не буду:
Без маленькой самой не будет большой.
И вам приходилось встречаться с такой.
(Деньги, монета)

- Сделать небольшой доклад о происхождении этой вещи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час. Семейный бюджет

Классный час о сохранении семейного бюджета для уч-ся начальной школы...

презентация " Семейный бюджет"

Материал к классному часу о семейном бюджете...

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Презентации к урокам окружающего мира в 3 классе по темам "Государственный бюджет" и "Семейный бюджет"

Данные презентации созданы для учеников 3 класса, занимающихся по учебнику А.А.Плешакова "Окружающий мир" с целью: создание условий для знакомства с новыми терминами: бюджет, расходы, доходы...

Конспект и презентация открытого урока по теме: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».

Тема: Анализ семейного бюджета. Проект: «Из чего складывается бюджет семьи».Цель: формирование представления о структуре семейного бюджета.Задачи: сформировать у обучающихся первоначальное...