Урок по окружающему миру 2 класс "Дикие и домашние животные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кукушкина Ирина Владимировна

Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок во 2 классе

по развитию  речи

Тема: «Дикие и домашние животные».

ПОДГОТОВИЛ

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МКОУ "ОШ №4"

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ГОРОД ФРОЛОВО

КУКУШКИНА И.В.

Тема: «Дикие и домашние животные».

Тип урока: изучение нового.

Цель урока: сформировать первоначальные знания о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие домашних животных, их значение для человека.

Планируемые результаты урока:

   Предметные: 
• находить связи в природе, между природой и человеком.
• сравнивать объекты природы, делить их на группы.
• соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных.
• выделять характерные особенности домашних животных.

 
Метапредметные: 
 Регулятивные: 
• контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
• принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

  Познавательные:
• работать с разными видами информации и ориентироваться в ней.
• выполнять действия по образцу.
• задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
• строить сообщения в устной форме.

 
Коммуникативные: 
• развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в группе и в паре.
• развивать умение принимать коллективное решение.

   Личностные:
• осознание необходимости учения.
• работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
• учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
• работать над осознанием ответственности за общее дело.
• учиться выражать свое мнение.



                                                  Ход урока
1. Организационный момент.
Цель:
Организовать направленное внимание на начало урока. Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Начинаем ровно в срок
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придёт успех!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок – мы с вами исследователи, а наш класс – научная лаборатория. Мы с вами будем проводить исследования.

Господа исследователи,

- я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл с хорошим настроением,

- я прошу поднять руки тех, кто готов узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов к новым исследованиям.

Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем.

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас вы высказали различные предположения, в конце урока мы подведем итог и выясним, кто из вас был прав больше всех.

2. Актуализация знаний

- Итак, господа ученые, приступим к работе. 
- Сейчас вам предлагаю выполнить тест. Возьмите   тестовые листы. На выполнение вам 2 минуты. (индивидуально)

-Проверьте  с эталоном. Оцените свою работу на этом этапе урока(самооценка)

Нарисуйте  красный или зелёный кружок.

- красный – те, у кого были вопросы и сомнения.

- зелёный - кому было легко, понятно и интересно.

Работа с анаграммой
Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок?
ЕЫНТОВИЖ

Музыкальная заставка к телепередаче «В мире животных»

- Как исследователям, вам необходимо отгадать загадки и найдите правильный ответ на картинках в белом конверте. (На партах у детей картинки с изображением зверей: белка, волк, медведь, заяц, ёж, конь, корова, свинья, коза, собака, лось, кошка, баран, лиса, слон, жираф, верблюд. Они выбирают тех, кого отгадывают) (работа в парах)

1. Сама пёстрая

Ест зелёное

Даёт белое (корова)

2. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ёж)

3. У этих спор упрямый,

Но очень интересный -

И кто кудрявый самый,

И кто богаче шерстью. (овца)

4. Обежала уж весь лес.

Хвост мелькает там и здесь

То не девица - краса

Это – рыжая ….. (лиса)

5. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

6. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спинке – щетинка. (свинья)

7. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

8. Не мой бы труд, не мой бы бег,

Ты плохо жил бы, человек,

Но в век машины и мотора

Боюсь, в отставке буду скоро. (конь)

9. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

10. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

11. Гладишь – ласкается,

Дразнишь – кусается.

На цепи сидит,

Дом сторожит. (собака)

-Как их всех назвать одним словом? ( Животные, звери.)

-Подумайте, на какие  2 группы можно разделить животных.  У вас 1 минута.

-На какие две группы разделили? (Дикие и домашние)

-Назовите тему урока.

- Попробуем определить цель нашего урока.

Продолжите фразу:

• Думаю, что на уроке я узнаю…

• Я хочу узнать….

- Проведем следующее исследование.

-Чем отличаются домашние животные от диких?

- Распределите, по каким признакам одних животных называют домашними, других называют дикими. Время 2 минуты

Дети в группах выбирают карточки с признаками домашних и диких животных, одна группа работает у доски.

Домашние животные           Дикие животные

живут с человеком;

человек строит им жилье;

кормит их,

ухаживает за ними;

заботится о потомстве;

выводит новые породы. живут в лесах, водоемах;

сами заботятся о потомстве;

сами добывают еду,

сами строят жильё.

- По каким признакам  можно отличить животных. Проверьте ребят.

Оцените свою работу на этом этапе урока(самооценка)

Возьмите красный или зелёный кружок.

- красный – те, у кого были вопросы и сомнения.

- зелёный - кому было легко, понятно и интересно.

-Как называют животных, которые сами добывают пищу, находят или строят жилища, заботятся о своём потомстве? (дикие)

- Как называют животных, о которых заботится человек?(домашние)

-Сделайте вывод, исходя из этого задания.

Физминутка

- По классу развешаны изображение с животными. Вам необходимо соотнести животного с местом его проживания. Снять изображение животного и прикрепить к "домику".

 (На стенах класса развешаны картинки с изображениями животных. На слайде презентации появляются изображения жилища животного. Дети должны догадаться, кто живет в этом доме и отыскать его жильца. Затем определить дикое или домашнее это животное и закрепить картинки в соответствующий столбик на доске).

• Собака – в конуре

• Овца, коза, баран – в хлеву

• Корова – в коровнике

• Лошадь – в конюшне

• Белка - в дупле

• Медведь – в берлоге

• Птицы – в гнездах

• Бобры - в хате

• Курица – в курятнике

• Волк – логово

Проверим со слайдом.

Игра “Назови детёныша.

- А знаете ли вы детенышей животных?
Сейчас я буду вам называть животного, а вы хором его детёныша:
корова  (телёнок)

Свинья  (поросёнок)

Лошадь   (жеребёнок)

Овца   (ягнёнок)

Коза    (козлёнок)

Собака  (щенок)

Кошка   (кошка)

Курица  (цыплёнок)

Утка    (утёнок)

Рассказ учителя – как появились домашние животные.

Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

Просмотр  фрагмента мультфильма "Кот, который гулял сам по себе"

-Просмотрев фрагмент, какой вывод сделали.

-Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

- Ребята, каких домашних животных вы знаете, каких мы сегодня еще не вспоминали?

-Для чего человек содержит домашних животных?

-Поработаем в  группах.  У каждой группы на столах лежат пазлы. Соберите из них животных и подумайте какую пользу они приносят. У вас  2 минуты  (кошка, коза, курица, верблюд, осел)

-Какую пользу приносят  данные животные.  Выступления групп.

Работая в группах, к какому выводу пришли.

Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные)приносят непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко, мясо, материалов (шерсть, кожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.). А кролик?

Следует учитывать, что животные одной и той же породы могут нередко использоваться в различных целях. Например, кто-то разводит кроликов для заготовки мяса и меха, а кто-то держит кролика дома как любимчика. Некоторые отходы жизнедеятельности животного можно использовать в качестве незначительного производственного сырья. Так, от длинношерстной собаки, а также кошки или кролика, можно собирать некоторое количество шерсти и использовать для вязки тёплой одежды для себя или членов семьи. Перья домашних птиц используют для декоративных поделок и изобразительного искусства.

Учитель: Слышал ли кто-нибудь о животных – компаньонах? Послушаем сообщение .......

(Животные-компаньоны занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие “домашние животные” чаще ассоциируется “домашними любимцами (питомцами)”. Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.)

-Сторонники движения за права животных считают, что человек не должен убивать животных, чтобы пользоваться мясом и шкурами. Некоторые вегетарианцы (веганы) помимо мяса также не употребляют в пищу молоко и яйца.

– Могут ли домашние животные стать дикими?

(Бывает так, что люди бросают животных)

– Правильно ли они поступают?

– Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Послушаем стихотворение. После прослушивания оцените поступок мальчика.

Хотел иметь я птичку

И денег накопил,

И вот на Птичьем рынке

Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке

И зернышки клевал

И, как в лесу на ветке,

Все пел и распевал.

Ребята заходили

На Зяблика смотреть,

И каждому хотелось

Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,

Хоть было много дел.

А через две недели

Певец мне надоел.

Однажды я за город

Уехал на три дня,

И он на это время

Остался без меня.

Когда же из деревни

Вернулся я домой,

Лежал в пустой кормушке

Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти —

Я выходил его

И выпустил на волю

Живое существо.

Хотят ко дню рожденья

Мне подарить щенка,

Но я сказал: «Не надо!

Я не готов пока!»

-Оцените поступок мальчика.

3. Подведение итогов урока.

Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

Как люди могут помочь диким животным?
Игра «Верно. Неверно»- Ответьте словом "верно или неверно."
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним!
Ловить и уничтожать насекомых.
Вырубать деревья.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!

Чему же вы сегодня научились на уроке?

  • Я знаю
  • Я запомнил
  • Я смог

4.Рефлексия деятельности. 
— Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек к табличке : дикие животные- скучный урок, ничего полезного и интересного, домашние-  урок удался, чувствовал себя хорошо, интересные задания, все понял.

5.  Домашнее задание.

  • Сочинить сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру на тему Домашние животные

Тема: «Домашние животные»Цели урока: -систематизировать и расширить представления детей о жизни домашних животных, их пользе для человека;-развитие познавательных интересов, учебной мотиваци...

Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.

2013г.   «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...

Фрагмент урока по окружающему миру по теме "Домашние животные"

Данная презентация поможет  закрепить знания учащихся по теме "Домашние животные". Также может использовать ся в качестве изучения нового материала....

Урок по окружающему миру 2 класс "Домашние животные"

УМК ПНШ 2 класс урок по окружающему миру...

урок по окружающему миру "Дикие и домашние животные"

В этом уроке создаётся проблемная ситуация, при решении которой дети называют тему урока. Немного из истории о возникновении домашних животных, об их пользе для человека. Интнересные игры....

Конспект урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные" 3 класс СКО VIII вид

Урок разработан для учащихся 3 класса специального (коррекционного) образования VIII вида. Цель: формировать понятие о диких и домашних животных; учить распознавать животных по видам....

Урок по окружающему миру "Дикие и домашние животные"

Окружающий мир 2 класс "Дикие и домашние животные"...