Технологическая карта урока "Страницы истории 1920 – 1930 – х годов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Козедубова Екатерина Алексеевна

Цели деятельности учителя:  ознакомление с историей образования новой страны – СССР; сформировать представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  • объяснять новое название государства — Союз Советских Социалистических республик;
  • показывать на карте территорию СССР, столицу, союзные республики и их столицы;
  •  знать о некоторых фактах истории страны этого времени: борьбе с неграмотностью, стройках 1930-х гг., коллективизации;   соотносить годы и события;

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник 4 класс «Школа России», учебная презентация,  раздаточный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Студент: Козедубова Е. А., 46 группа

 Класс: 4

Тема: Страницы истории 1920 – 1930 – х годов

Цели деятельности учителя:  ознакомление с историей образования новой страны – СССР; сформировать представления о жизни страны в 1920 – 1930-е годы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • объяснять новое название государства — Союз Советских Социалистических республик;
  • показывать на карте территорию СССР, столицу, союзные республики и их столицы;
  •  знать о некоторых фактах истории страны этого времени: борьбе с неграмотностью, стройках 1930-х гг., коллективизации;   соотносить годы и события;

Личностные:

  • Проявлять интерес к учебной деятельности
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме
  • Иметь навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при работе в парах

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник 4 класс «Школа России», учебная презентация,  раздаточный материал

Этап урока, методы и приемы

    Хро

нометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

-Прозвенел звонок! Ура!

И в путешествие в прошлое нам отправиться пора!

-Сегодня мы с вами отправимся  в прошлое.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Практический

тест

3 мин.

 Ребята, для того, чтобы вспомнить то о чём мы говорили на прошлом уроке мы выполним тест. Закройте учебники.

Тест:

  1. Кто был последним царем России?
  • Иван Четвертый
  • Петр Первый
  • Александр Второй
  • Николай Второй.

  1. Когда началась Первая мировая война?
  • В 1905 году
  • В 1914 году
  • В 1918 году
  • В 1917 году.
  1. Когда русский царь отрекся от престола?
  • В 1917 году
  • В 1922 году
  • В1908 году
  • В 1914 году.

  1. Что такое Гражданская война?
  • Война между гражданами одной страны
  • Вооруженная борьба за власть
  • Война граждан за свои земли.
  • Кто воевал во время Гражданской войны?
  • Немцы
  • Белые
  • Французы
  • Красные

Выполняют тест

-Николай Второй

-В 1914 году

-В 1917 году

-Война между гражданами одной страны

-Белые, красные

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Беседа

рассказ

Наглядный

5 мин.

Ребята, послушайте стихотворение внимательно, так как в нем «спрятана» тема сегодняшнего урока.

Красивы в убранстве лесов и озер

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Эстонка и русский, грузин и узбек

С открытой душой породнились навек.

Скрепили пожатья над кручами гор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Казах и армянка, киргиз и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык.

Единой семьёю живут с давних пор

Пятнадцать республик, пятнадцать сестер.

Туркмен, украинка, латыш, белорус –

Зовут отчим домом... (Советский Союз.)

Тема нашего урока: Страницы истории 1920 – х годов.

Сформулируйте цели нашего урока.

Определяют тему и цели урока.

Советский Союз.

-Получить знания о стране в 1920-х годах.

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. «Открытие» нового знания

Наглядный: работа с учебником

4 мин.

15 мин.

В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (Учитель демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть.

К власти после смерти В. И. Ленина пришел И. В. Сталин. Прочитайте текст на с. 136–137 учебника. Почему государство так назвали?

Сколько республик вошло в СССР? 

Какой город стал столицей СССР?

Найдите её на карте.

Что есть у каждой страны?

 

Посмотрите на греб СССР, что на нём изображено?

Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе?

Каждая деталь государственного герба Советского Союза изображена не просто так, ведь смысл есть во всем, и герб СССР не исключение.

  • Земной шар обозначает готовность быть открытыми всему миру в плане политических, финансовых и дружественных отношений.
  • Серп и молот воплощают в себе союз рабочих, крестьян и интеллигенции, борющихся за светлое будущее.
  • Восходящее солнце – это символ возникновения СССР, строящего коммунистическое общество. Некоторые расшифровывают солнце с лучами как зарождение коммунистических идей. Чем еще примечателен герб СССР?
  • Картинка содержит изображение колосьев, отождествляющихся с богатством и процветанием государства. Давно известно, что хлеб - всему голова, а Союз умел выращивать лучшие хлеба на своих бескрайних полях. Споры по поводу значения красной звезды с золотой каймой не стихают до сих пор. Кто-то видит в ней пентаграмму, другие трактуют рисунок как символ богини Венеры, а создатели утверждают, что звезда означает победу и могущество.
  • Посчитайте количество лент. Ленты же отображали число республик, входивших в состав СССР.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Основным звеном в управлении государством стали Советы. Поэтому и новую власть назвали Советской, а государство – Советским Союзом.

-В состав СССР вошло 15 союзных республик

-Москва

-Серп и молот, колосья пшеницы, лента, красная звезда, солнце

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Вот мы на зарядке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Прыжки на месте.)

Утром на площадке –

(Хлопки в ладоши)

Раз, два, три!

(Ходьба на месте)

Все вокруг стараются,

(Хлопки в ладоши)

Спортом занимаются!

(Прыжки на месте)

Повторяют движения за учителем.

Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический

работа в группах

6 мин.

Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы? Прочитайте текст «Страна-труженица» на с. 137–138 учебника.

После того, как вы прочитаете текст, заполните в парах карточки:

Какой была жизнь в СССР в 1920 – 1930 – х годах?

На кого возлагалась ответственность за невыполнение хозяйственных планов?

1926–1928 годы истории называют начальным этапом индустриализации. За это время более чем вдвое увеличились капиталовложения в промышленность и техническое переоснащение фабрик и заводов. Постепенно разворачивается и новое строительство. В 1929–1937 годы создаются угольно-металлургическая база на востоке страны, нефтяная база в Башкирии, проводятся новые линии железных дорог. Стали возникать коллективные хозяйства (колхозы). В 1928 году был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», представляющий колхозам льготы по получению в пользование земель.

В феврале-марте 1930 года началось массовое раскулачивание, которое вызвало крестьянские выступления более 700 тыс. человек.

Что такое раскулачивание?

Рускулачить – лишить крестьянина средств производства, права пользоваться землёй и политических прав.

Выполняют задание в группах

Отвечают на вопросы

Заполняю схему

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: преобразование модели с целью выявления общих знаков, определяющих данную предметную область

Считаете ли вы это справедливым?

Начинается отход крестьянских семей в город, массовый убой скота, восстания. После создания колхозов у крестьян стали отбирать весь хлеб и другие продукты. Разразился страшный голод, который унес жизни многих сельских жителей. Мужчины бросали свои разоренные хозяйства, забивали двери и окна изб и отправлялись на Урал.

Перенося все невзгоды, выполняя непосильную работу, люди верили, что делают все во имя завтрашнего дня. Они верили в светлое будущее, и это придавало им сил.

VI. Включение в систему знаний.

Словесный

Беседа.

3 мин.

Прочитайте вывод на странице 139. Повторим изученный материал.

– Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?

– Как позднее стали называть большевиков?

– Почему новую власть назвали советской?

– Когда появилось новое государство – СССР?

– Сколько республик входило в состав СССР?

Какой город  стал столицей СССР?

– Какие изменения произошли в стране?

– Что построили в 20–30-х годах?

– Какие изменения произошли в деревне?

Запишите домашнее задание:

Прочитать текст, ответить на вопросы

 «Проверь себя» (с. 136 – 138).

Дополнительно -выполнить задания (с. 139).

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

-Большевики

-Советы

-Т.к у власти стояли советы

-1922 год

-15

-Москва

-Заводы, метро

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VI. Рефлексия деятельности

Словесный

беседа

2 мин.

В начале урока вы ставили перед собой цели, достигли ли вы их?

Я работал ….

Работы в парах была ….

Анализируют свою работу на уроке

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930-х годов" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Страницы истории 1920 - 1930 -х годов", 4 класс, УМК "Школа России", с формируемыми УУД. Презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Страницы истории 1920-1930-х годов»(УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об образовании новой страны - СССР;формирование представлений о жизни страны в 1920-1930 годов.Планируемые  результатыПредметные:знать историю 1920-...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страницы истории 1920-1930 годов» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 25.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 2...

Технологическая карта урока окружающего мира ««Страницы истории 1920–1930-х годов» (4 класс, УМК "Школа России")

Тема урока «Страницы истории 1920–1930-х годов»Тип урока: «открытия» новых знаний Цель урока: формирование знаний об образовании новой страны - СССР; формирование предста...