Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цели деятельности учителя:

  • формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать важные события XIX века;
  • уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2019

Школа: №28

Класс: 4 «В»

Кабинет: 15

ФИО учителя 
Дедюхина Валентина Николаевна

ФИО студента 
Данилова Екатерина Сергеевна, 42 гр.

ФИО методиста 
Мухина Ирина Георгиевна

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Страницы истории 19 века»

Цели деятельности учителя: 

  • формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени. 

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать важные события XIX века;
  • уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов. 

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • проявлять интерес к учебной деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: программа: «УМК Школа России»; учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 4 класс, 2 часть; раздаточный материал, презентация.


№ п/п

Этапы урока

Методы и приемы

Хрономе-траж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя.

1 минута

Приветствие.

– Давайте проверим готовность к уроку. Для работы нам сегодня потребуются: учебник, ваша активность, внимание и хорошее настроение.

Приветствовать учителя.

Организовывать своё рабочее место.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

3 минуты

– Повторим то, что уже знаем с помощью блиц-опроса.

1. В каком году началась Отечественная война?
2. С кем воевала Россия?
3. Кто командовал Французской армией?
4. Кто командовал Русскими войсками?
5. Какое крупное сражение произошло 26 августа 1812 г?
6. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сражения?
7. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что…
8. В каком веке происходила Отечественная Война с Наполеоном?
– А как военные и простой народ уходили из Москвы?

1. 1812

2. Франция

3. Наполеон

4. Кутузов М.И.

5. Бородинское

6. Оставить Москву

7. Сражался весь народ

8. 19

– С помощью конных повозок, пешком, забирали все, что могли унести.

П: структурирование знаний.

Р: контроль и самоконтроль

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: беседа.

4 минуты

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, Транссибирская магистраль.)

– Объясните значение данных слов.

– Где мы можем узнать значение данных слов?

(На доске рисунки конной повозки, корабля, ж/д)

– Какие из этих видов транспорта были доступны людям начала XIX века?

– Что из этого является лишним?


– В России были построены десятки железных дорог, соединивших крупные города страны. Однако почти все эти дороги построили лишь во второй половине столетия. За первую его половину в России была построена только одна железная дорога, имевшая существенное значение, – между Москвой и Санкт-Петербургом (1851).
– Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос?

– Во время урока мы сможем узнать ответ на этот вопрос.
Тема урока: Страницы истории 19 века.

– Какие цели мы можем поставить?

– Что мы можем сделать для достижения этих целей?

Предположить.

– На уроке.

– Доступны: конные повозки, корабли.

– Ж/д, т.к. её ещё не построили.

– Чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?

Цели урока: познакомимся с историей России в 19 веке. Узнаем, кто правил страной. Какие проблемы существовали в Российском обществе и как они решались.

Предположить.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: целеполагание.

4.

Открытие нового знания

Словесный: беседа.

6 минут

Игра-моделирование «Строим железную дорогу».
– Перечислите, что можно увидеть на железной дороге.


– Подумайте, из каких материалов изготовлены части самой дороги и железнодорожного транспорта; что ещё нужно для того, чтобы железная дорога действовала?


– Откуда берутся эти материалы, топливо, техника?


– Кто занимается добычей железа, угля, обработкой дерева, строительством паровозов и вагонов?
– Сколько рабочих нужно для того, чтобы была построена и действовала железная дорога?
– Зная это, попробуйте теперь объяснить, почему за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?


– Почему к концу XIX века в России появилось большое количество рабочих? Кем они были раньше? 

Поиск решения проблемы.
– Вспомните, как назывался порядок, сохранявшийся в России в первой половине XIX века, при котором крестьяне полностью подчинялись своим хозяевам – дворянам?
– В чьей собственности была земля?


– Могли ли крестьяне уйти от своих хозяев к другим или в город на заработки?
– Прочитайте последний абзац в учебнике на с. 125. Сделайте вывод.

– Узнаем, что нужно было сделать, чтобы крестьянам стало жить легче, свободнее.

– Паровоз с вагонами, рельсы, шпалы.

– Шпалы и вагоны сделаны из дерева; рельсы, паровоз, ходовая часть вагонов – из стали; чтобы состав двигался – необходим уголь.

– Всё это необходимо сначала добыть, а затем изготовить или построить на заводах.

– Этим занимаются рабочие.

– Для этого нужно много рабочих.

– Предположить, что в первой половине XIX века рабочих было мало, а во второй половине появилось много рабочих, которые смогли построить много железных дорог.

– Крепостное право.

– Земля была в собственности дворян.

– Нет, не могли.

– Крестьяне были бесправны, за людей не считались.

П: рассуждение по новой теме.

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.

Первичное закрепление

Словесный: беседа.

Практический: работа в группах.

16 минут

(Дети читают текст и в группах заполняют опорные таблицы, затем отвечают.)
1. Декабристы с. 122-123 – 3 ряд 
Восстание декабристов произошло в ___________году в городе________________________ на ____________________________________________________. В восстании участвовали _______________________________

_________________________________________________________________________________________________________.
Они выступали за _____________________________________

_________________________________________________________________________________________________________.
– Пушкин ехал на Сенатскую площадь, поддержать восстание молодых аристократов, дворян, ученых, военных, поэтов, не согласных с политикой царя Александра I. Они выступали против рабства, неуважения к правам личности, тягостное положение русского солдата в военных поселениях, равнодушие общества. Восстание было жестоко подавлено уже к вечеру. Многие погибли, остальные были сосланы в Сибирь на каторжные работы.

– Проходит 30 лет и к власти приходит царь Александр 2. Он оставил заметный след в истории государства и вошел в историю как Царь Освободитель.
2. Освобождение крестьян. С 123 – 1 ряд
Отмена крепостного права произошла в __________________. Указ об отмене крепостного права подписал ______________________________. Царь был назван Освободителем потому, что после отмены крепостного права все жители в России стали ______________________________

_________________________________________________________________________________________________________.


3. Жизнь после освобождения (карточка)-сообщение ученика.
– После отмены крепостного права хорошо зажили только богатые крестьяне. Большинство крестьян оставались бедными. Ведь богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Дворяне-помещики, значительную часть земли оставили себе. Крестьяне с трудом могли прокормить семью. В Российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне помещики жили в богатых домах, а бедные крестьяне, как и до отмены крепостного права, в тёмных избах. 
– Из тех времен пришло к нам выражение «Работать из-под палки». До отмены крепостного права, крестьяне были абсолютно бесправны. После этой реформы жизнь их начала очень медленно меняться.
4. Россия обновлённая (карточка)-сообщение ученика.
После отмены крепостного права Александр II провёл и другие преобразования. Жители Российской империи получили право участвовать в судебных заседаниях, в управлении городами и землями, в которых они проживали, свободно менять место жительства в границах государства, заниматься торговлей, наниматься на работу. Дворяне-помещики быстро богатели и становились капиталистами, а крестьяне начинали работать на заводах и фабриках и становились рабочими. Их труд был очень тяжёлым, а заработок маленьким, но для многих это было всё же лучше, чем нищета в деревне. В стране появлялись новые школы и больницы, театры и музеи. Россия стремительно догоняла развитые европейские страны. 
5. Технические новшества С. 124-125 – 2 ряд
В конце 19 века улицы освещались сначала ________________________, а потом ____________________ светильниками. Затем появилось _______________________.
В городах появляется конка. Это_________________________________________________.
Люди стали ездить на ______________________, в домах появляются _________________, а сообщения передавали с помощью ___________________.
В конце 19 века начинается строительство ____________________________________________________.
Эта дорога связала ____________________________________________________.

В конце 19 века в _____________________ был открыт ____________________________________________________, в котором можно было увидеть _________________________

____________________________________________________.
– Рассмотрите карту на стр. 120-121 учебника.
Найдите самую длинную ж/д -Транссибирскую магистраль. Через какие города она проходит?


– Вернёмся к проблеме урока. Нам надо было выяснить чем объяснить, что за первые 50 лет XIX века в России была построена только одна железная дорога, а за следующие 50 лет – десятки железных дорог?
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
– Во второй половине 19 века на территории современного Брянска был построен завод. Сначала он делал деревянные шпалы для ж/д, затем стал отливать стальные рельсы и был назван рельсопрокатным. Затем на этом заводе начали выпускать паровозы и вагоны. Это один из старейших заводов России. А вокруг него со временем образовался город рабочих Бежица.
Крепостное право в России было отменено. Несмотря на то, что положение большинства крестьян оставалось тяжёлым, многие из них смогли уйти из деревень в города, на промышленные предприятия в поисках заработка.

Работать в группах.

Восстание декабристов произошло в 1825 году в городе Петербург на Сенатской площади. В восстании участвовали молодые и решительные офицеры-дворяне, участники Отечественной войны. Они выступали за просвещённую Россию, свободную от царского произвола и крепостничества.

Отмена крепостного права произошла в 1861 году. Указ об отмене крепостного права подписал Александр II. Царь был назван Освободителем потому, что после отмены крепостного права все жители в России стали свободными.

Слушать сообщение одноклассника.

Слушать сообщение одноклассника.

В конце 19 века улицы освещались сначала керосиновыми, а потом газовыми светильниками. Затем появилось электрическое освещение.
В городах появляется конка. Это конная железная дорога.
Люди стали ездить на трамваях, в домах появляются лифты, а сообщения передавали с помощью телефонов.
В конце 19 века начинается строительство Транссибирской магистрали.
Эта дорога связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.

В конце 19 века в Москве был открыт Политехнический музей, в котором можно было увидеть все технические достижения тех лет.

– В России было отменено крепостное право, и это дало дорогу техническому прогрессу. Появилось большое количество свободных рук, люди стали заинтересованы работать лучше, чем при старых хозяевах. Появляются рабочие, строятся фабрики, заводы, появляются технические новшества.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение упражнения.

5 минут

 Выполнения задания №2 из рабочей тетради.

На контурной карте (44-45) с помощью карты и учебника:

А) обведи границы Российской империи

Б) обозначь красным кружком столицу Русской империи

В) покажи цветной линией Транссибирскую магистраль на участке от Екатеринбурга до Владивостока

Выполнять задание – работать с контурной картой.

Р: итоговый контроль.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение задания.

3 минут

– Какое важнейшее событие произошло в 19 веке?  
– Распределим картинки на 2 группы: до отмены и после.
1. Перевозка грузов на пароходах и поездах (после)
2. Суд помещиков над своими крестьянами (до)
3. Передача сообщений по телеграфным линиям (после)
4. Перевозка грузов на телегах (до)
5. Передача писем и сообщений с посыльным (до)
6. Участие крестьян в судебных заседаниях и вынесении приговора (после)
Вывод: 19 век - век освобождения от крепостного права, освобождения от старых порядков.

– Отмена крепостного права.

Р: обобщение, контроль.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

2 минуты

– Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр. 42-46 №1,3,4.

– Подведем итоги урока:

– Как звучала тема урока? Какие цели ставили?

– Что нового узнали? Что запомнили?

– Какие факты истории понравились больше?

– Оцените свою работу на уроках, используя карточки, не забудьте их подписать.

Записать домашнее задание.

Отвечать на вопросы.

П: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Путешествие по Москве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о столице нашей страны – Москвы, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями нашей столицы; воспитание уважительного о...

Конспект урока окружающего мира «Город на Неве» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о Санкт-Петербурге, умения читать план города; ознакомление с достопримечательностями Санкт-Петербурга; воспитание уважительного отношения к своей...

Конспект урока окружающего мира «Греция и Италия» (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Греция и Италия»  Цель деятельности учителя: создание   условий   для  формирования первоначального представления...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Конспект урока окружающего мира "Страницы истории 1920-1930-х годов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование знаний об образовании новой страны - СССР;·        формирование пре...

Конспект урока окружающий мир «Начало истории человечества» (УМК Школа России 3 класс)

Целидеятельностиучителяспособствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса ...

Конспект по окружающему миру "Начало истории человечества" ( УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Начало истории человечества. Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о первобытных людяхПланируемые результатыПредметные: у...