Технологическая карта по окружающему миру на тему : "Семейный бюджет" УМК "Перспектива" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Панова Алёна Дмитриевна

Цели деятельности учителя:

·        знакомство учащихся с понятием «Семейный бюджет».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать понятие «семейный бюджет»;

- знать составные части семейных доходов и расходов;

- уметь рассчитывать семейный бюджет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_2.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 12.04.19                                                                                                                       ФИО учителя: Никитина М.Н.

Школа: № 1                                                                                                                       ФИ студента: Першина А.Д.

Класс: 3                                                                                                                                        ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Семейный бюджет»

Цели деятельности учителя:

  • знакомство учащихся с понятием «Семейный бюджет».

Планируемые результаты

Предметные:

- знать понятие «семейный бюджет»;

- знать составные части семейных доходов и расходов;

- уметь рассчитывать семейный бюджет.

Личностные: 

  • осознавать личностный смысл учения;
  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая (Перспектива), карточки с заданиями, презентация.

Этап урока

Методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Давайте настроимся на плодотворную работу.

- Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова соседу по парте, и с хорошим настроением начинаем урок.

Приветствуют учителя

- Здравствуйте!

Слушают учителя

Выполняют задание

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализации знаний  и мотивация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение задания

2 мин

 Отгадайте загадку:

«У меня есть мама,

У меня есть папа,

А у них есть я.

(На слайде ребус 7я)

- Что это?

- Что такое семья?

- Кто входит в семью?

- Какая роль отводится каждому члену семьи?

- Сегодня мы  с вами поработаем группами, то есть семьями.

- Каждая семья должна иметь фамилию. Для выбора фамилии используйте цвет карточки которая лежит у вас на столе.

- Глава семьи, представьтесь.

- Я семьям буду задавать вопросы, а за правильный ответ каждый получит бонус

- А теперь повторим правила работы в группе. Какие правила вы знаете?

Слушают загадку

- Это семья

- Это мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сёстры

- Каждый член семьи выполняет определённые функции

- Называют свои фамилии

Мы стараемся понять друг друга

Пока один говорит – остальные слушают

Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения

Мы смотрим на говорящего

Мы нужны друг другу

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: включение в учебную деятельность

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

-  Что вы уже знаете о деньгах?

(на карточках заготовить вопросы для каждой семьи)

- Кто желает ответить на первый вопрос? Зачитайте, пожалуйста

1. Кто в семье зарабатывает деньги?

2. Как называется плата за работу?

3. Металлические деньги?

4. Как называются бумажные деньги?

5. Куда складывают заработанные деньги?

6. Как называют деньги, которые расходуют?

7. Как по-другому называют деньги, которые приходят в семью?

- Де́ньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг

- Родители

- Зарпалата

- Монеты

- Купюры

- В кошелёк

- Расход

- Доход

Л: самоопределение к деятельности

Р: целеполагание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

IV. Открытие нового знания

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Наглядный: иллюстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

7 мин

 - Теперь определите тему урока, разгадав ребус?

- А поскольку вы семьи, то бюджет будет какой?

- Так как будет звучать тема нашего урока?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Картинка мальчика :«Купи…»

Однажды….Я… услышала разговор…. сына с мамой:

Три копейки он ей даёт:

«Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, «Сможет ли мама на 3 копейки купить всё, что попросил сын?»

- Почему он даёт маме такой заказ?

- Всегда ли ваши родители могут купить все, что вам хочется?

Работа с учебником:

- Как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет?

- Чтобы точно узнать, из чего складывается семейный бюджет любой семьи, вам необходимо прочитать статью в учебнике на стр. 76-77 (первых два абзаца)

Читаем вместе

- Для чего мы сейчас читали статью учебника?

-Так что же такое семейный бюджет?

- Бюджет

- Семейный бюджет

- Тема нашего урока: «Семейный бюджет»

- Узнать, что такое семейный бюджет, доходы и расходы

Слушают учителя

- Нет, на 3 копейки ничего не купишь

- Он ещё слишком мал и не знает цену деньгам

- Нет

Читают статью учебника

- Чтобы узнать, что такое семейный бюджет

- Это соотношение доходов и расходов семьи

П: структурирование знаний

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: анализ объектов с целью выделения признаков

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

 

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

5 мин

– Как вы думаете, из чего могут складываться доходы и расходы семьи?

- Проверьте свои предположения.

Прочитайте на с 77, из чего состоят доходы и расходы семьи.

(заполнение таблицы на доске)

- Итак, из чего состоят доходы семьи?

- А из чего состоят расходы?

Ответы детей

Доходы

зарплата

пенсия

стипендия

пособие

Расходы

игрушки

продукты питания

одежда

школьные принадлежности

квартплата

плата за электроэнергию

сладости

плата за газ

лекарства

плата за телефон

туристическая путёвка

непредвиденные расходы

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

2 мин

- А сейчас давайте проведём физминутку

- Встаём все

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку

Руки в стороны согнули

Вверх подняли – помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз.

Повторяют движения за учителем

Выполняют физические упражнения

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: слово учителя

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Практический: самостоятельное выполнение задания

Словесный: учебный диалог

10 мин

- В каждой семье есть свои расходы. Некоторые из них указаны в таблице. У вас на столах лежат такие таблицы.

– Прочитайте. Выберите и поставьте галочку рядом с теми статьями расходов, на которые потратит деньги ваша семья.

- Кто уже выполнил? Один человек от семьи выйдет и заполнит колонку под кружком того цвета, от которого названа ваша семья. Отмечаем маркером.

- Я предлагаю вам распределить ваш семейный бюджет, пользуясь таблицей.

- Внимание на экран! Перед вами таблица стоимости товаров и услуг. Посчитайте, сколько потратила ваша семья. Например, если выбрали игрушки и продукты питания, это будет 3+5=8, и так далее, складываем все цифры, напротив которых стоит галочка.

На доске такая же таблица:

Доходы

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/08/21/s_5b7b5e561bc2d/s939211_1_1.png

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2018/08/21/s_5b7b5e561bc2d/s939211_1_2.png

Расходы

зарплата

игрушки

+

пенсия

+

продукты питания

стипендия

одежда

пособие

школьные принадлежности

+

+

квартплата

плата за электроэнергию

+

сладости

+

плата за газ

лекарства

плата за телефон

+

туристическая путёвка

непредвиденные расходы

Расходы

24

16

17

13

Доходы

6

8

10

5

Внизу каждой колонки подписать расход семьи.

- Подумайте, из чего будет складываться ваш семейный бюджет?

- Пересчитайте доход вашей семьи

- Если сравнивать доходы и расходы вашей семьи, что заметили?

- Как решить эту проблему?

- Какой вывод вы сделаете?

Вывод: Чтобы не попасть в такую ситуацию, каждая семья должна планировать свой бюджет.

Расходы

+

Игрушки

3

продукты питания

5

одежда

4

школьные принадлежности

1

квартплата

2

плата за электроэнергию

1

сладости

2

плата за газ

1

лекарства

3

плата за телефон

1

туристическая путёвка

8

непредвиденные расходы

Расходы

игрушки

3

продукты питания

5

одежда

4

школьные принадлежности

1

квартплата

2

плата за электроэнергию

1

сладости

2

плата за газ

1

лекарства

3

плата за телефон

1

туристическая путёвка

8

непредвиденные расходы

- Из доходов и расходов семьи

- Мы заметили, что расходы больше доходов

- Больше работать, меньше тратить

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: выполнение действий по алгоритму

П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

VII. Включение  систему знаний

Словесный: учебный диалог

3 мин

- А теперь вернёмся к нашему мальчику. И, опираясь на те слова, которые вы узнали на уроке, ответьте на вопрос: «Чего не учёл мальчик?

- Как вы понимаете пословицу: «Копейка рубль бережёт»?

- Мальчик не учёл семейных доходов

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение задания

Словесный: учебный диалог

Словесный: слово учителя

Домашнее задание:

- Сегодня вы работали с бонусами, кто получил 3 и больше бонусов – вы работали на отлично. 2 бонуса - это четыре.

-А  какими деньгами вы рассчитываетесь в магазине?

- Кто знает, какими деньгами рассчитывались ваши бабушки?

- Об этом вы узнаете на стр. 78-79. Запишите в дневник ДЗ.

- Кто желает узнать больше, может выполнить творческое задание и подготовить сообщение о деньгах, прочитать «Советы мудрого совёнка» на стр. 130

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

- Я сегодня узнал…

- Мне было трудно …

- Я сомневался…

- Мне понравилось…

- Я могу …

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

– Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и усидчивы.

Выполняют задание

Дети записывают домашнее задание

- Рублями

Заканчивают фразы

Р: самоанализ, самооценка

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Осязание" 2 класс...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Праздники" 4 класс

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Праздники" 4 класс....

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Земноводные» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о земноводных и какие они бываютЗадачи урокаДидактические:1.     Научиться распознавать характерные ...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...