Открытый урок на тему:"Какая бывает промышленность?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Шегай Наталья Александровна

Тема:  Какая бывает промышленность.

Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью

Образовательные задачи: (предметные результаты):

Познакомить с важнейшей отраслью экономики - промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;

Развивающие задачи: (метапредметные результаты):

Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города (села, района).

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, какие отрасли есть в нашем городе (Истра), выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

Оборудование: презентация, тест, учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 ч.,  А.А Плешаков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakaya_byvaet_promyshlennos.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Какая бывает промышленность.

Цель: познакомить с отраслью экономики – промышленностью

Образовательные задачи: (предметные результаты):

Познакомить с важнейшей отраслью экономики - промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности;

Развивающие задачи: (метапредметные результаты):

Познавательные: Соотносить продукцию с отраслью, выявлять взаимосвязь отраслей, найти в музее данные об истории предприятий города (села, района).

Регулятивные: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать на итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, какие отрасли есть в нашем городе (Истра), выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

Оборудование: презентация, тест, учебник «Окружающий мир» 3 класс 2 ч.,  А.А Плешаков.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Орг.момент

-Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Садитесь.

 -Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем

Обучающиеся готовятся к уроку, внимательно слушают учителя.

-Ученики поворачиваются к гостям и приветствуют их (наклоном головы)

II. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос

- Какую большую тему мы изучаем?

- Как называются части экономики?

- С какими отраслями мы уже познакомились?

-А сейчас проверим ваши знания. На парте у вас лежат листочки, подпишите их.

А теперь будем проверять друг у друга, поменяйтесь листочками с соседом по парте.

(на экране вопросы теста и варианты ответов)

-Что изучает экономика

-отрасли

-растениеводство, животноводство

-самостоятельно отвечают на вопросы

Взаимопроверка

III.Самоопределение к деятельности.

1. Введение в тему 

- Отгадайте загадки

1.Летом папа нам привёз

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой.

Бережёт продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

2.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом за столом,

А ночью под кроватью. (ботинки)

3. Белая водица.

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Всё, что хочешь делай. (молоко)

4.Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползёт,

Весь обоз один везёт. (поезд)

5. Ускользает, как живое.

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (мыло)

2. Постановка темы и целей урока

- Кто же занимается производством этих товаров?

- А где же они работают?

- Все это называется промышленность.

- На какой же вопрос нам предстоит сегодня ответить?

- Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор об отраслях промышленности; учиться различать продукцию каждой отрасли промышленности; постараюсь убедить вас в необходимости каждой отрасли промышленности.

Обучающиеся отгадываю загадки.

-люди

-на фабриках, заводах

Какая бывает промышленность?

IV. Работа по теме урока

Зародилась промышленность в рамках домашнего крестьянского хозяйстве во времена первобытного строя, тогда формировались основные отрасли производственной деятельности у большинства народов (земледелие и скотоводство). Но первые ручные машины и станки появились не так давно, около 250 лет назад. Теперь наша промышленность автоматизирована, многие машины работают без помощи человека, но под чутким контролем его.

- О каких отраслях вы уже слышали?

Промышленность – это отрасль экономики, т.е. народного хозяйства. Это совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт, электростанций), занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и обработкой продуктов СЛАЙД 1

Промышленность делится на отдельные отрасли. СЛАЙД 2 Электроэнергетика, машиностроение, металлургия, лёгкая, пищевая, добывающая, химическая

Познакомимся с некоторыми из них.

1. Добывающая промышленность СЛАЙД 3

- Как вы думаете, чем занимаются люди, работающие в этой отрасли?

- Что же можно добывать?

- Как их добывают?

- С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома?

- Какие правила безопасности при обращении с газом вы знаете?

2.Электроэнергетика. слайд 4

Производит электрическую энергию. Днем и ночью бежит по проводам электрический ток. Он необходим на заводе и на ферме, в поезде, в квартире, в магазине. Везде вы встретите электродвигатели, электроприборы или просто электрическую лампочку.

Откуда же берётся электрическая энергия? Её вырабатывает на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. (слайд 5) 

Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – гидравлической, а электростанция, на которой установлены такие турбины, - гидроэлектростанцией (ГЭС). (слайд 6)

На тепловой электростанции (ТЭС) турбину вращает пар. (слайд 7)

ГЭС строят на больших полноводных реках, таких как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

Для атомной станции (АЭС) (слайд 8) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

Слушают учителя

-химическая промышленность, лесная промышленность, добывающая промышленность, электронная промышленность. И тд.

-добывают

-полезные ископаемые

(одни полезные ископаемы – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. Чтобы извлечь из-под земли нефть и газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины).

-(газ)

-нельзя пользоваться неисправными газовыми приборами, оставлять без присмотра, сушить белье над горелками, размещать возле плиты вещества, которые могут легко воспламениться.

Физкультминутка

3.Металлургия и машиностроение (слайд 9)

(работа в учебнике)

- Откройте учебники на с 61. Прочитайте о металлургии и машиностроении.

- Чем же занимается металлургия?

Металлургия подразделяется на чёрную и цветную. К чёрным металлам относят железо, все остальные – цветные.

- Что производит машиностроительная отрасль?

- Как вы понимаете, что такое «Машина»?

- Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.

4.Химическая промышленность (слайд 10)

Химия – это наука о веществах. Химическая промышленность производит множество веществ, которые используются в быту и в хозяйстве страны: соду, стиральные порошки, моющие средства, пластмассы, резину, удобрения, лаки, краски и многое другое.

- Посмотрите вокруг и скажите, что сделано химической промышленностью?

Представьте, что вы пошли в магазин, что вы купите?

Из чего сделаны упаковки?

А теперь представьте, что у вас закончилась ручка, фломастер, сломался горшок, вы съели, что купили, что вы сделаете с этими предметами?

- Куда?

- Что нельзя делать?

-К чему это может привести?

5.Легкая промышленность (слайд 11)

- Отгадайте загадки:

1.Кто-то свяжет, кто сошьет.

Ту, что на голове живет

И в мороз незаменима,

Уши вам согреет в зиму. (шапка)

2.Зимой наденешь шапку, шубку,

А летом что?

Футболку, …(юбку)

3.Остроносые подружки

Не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом

Шелестящим топотком (туфли)

- Это все выпускает легкая промышленность. Она производит ткани, одежду, обувь.

Бывают ткани растительного происхождения, животного происхождения и искусственного происхождения.

- Где же работают люди легкой промышленности?

6.Пищевая промышленность (слайд 12)

- Что производят люди в пищевой промышленности?

- какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?

 Работа с учебником.  

Прочитайте текст на стр.60- 62. Найдите ответы на вопросы:  

1. Почему отрасли промышленности так разнообразны?

2.Как они связаны между собой?

Промышленность и экология (слайд13)

- Как сказывается на жизни людей достижения науки и техники?

- Что вы знаете об экологических катастрофах? (на слайде)

Правила бережного отношения к природе (слайд 14)

Сберегая продукты, ты экономишь горючее и сберегаешь воздух от

загрязнения

Выключая свет, ты бережешь чистую воду

Из сортированного мусора ты бережешь плодородие земли и труд людей

Починив подтекающий кран, можно снова сделать полезные вещи

Изучая природу, ты бережешь чистый воздух

Оберегая растения, ты знаешь, как ее сберечь

V.  Закрепление изученного

Игра «Доскажи словечко»

  • Пальто и шляпы выпускает …(лёгкая промышленность.)
  • Металлические батареи выпускает …(металлургия)
  • Пряники производит …(пищевая промышленность.)
  • Электричество попадает в дом благодаря …(электроэнергетики)
  • Шампунь для волос выпускает …(химическая промышленность.)
  • Комбайны, танки выпускает…(машиностроение)
  • Обеспечивает нефтью, углём…(добывающая промышленность .)

- Отлично! Вы правильно назвали все отрасли промышленности. А как вы думаете, они связаны между собой?  

Чтобы ответить на этот вопрос, мы решим экономическую задачу.

  • - Вам нравится этот автобус?                                                          

     - Какая промышленность производит автобус? (машиностроение)

     - А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т.е. какие материалы нужны для его   производства? (металл, резина, краска)

     - Производством металла занимается …(металлургия)

    - Производством резины и краски …(химическая  промышленность.)

    - Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

    - Какой можно сделать вывод?    слайд 15

VIII. Итог урока

- На какой вопрос мы искали ответ на уроке?

- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы уже познакомились?

- Как надо относиться к природе?

Откройте дневники запишите домашнее задание. С. 60-62 пересказ, подготовить доклад на тему «Промышленности г.Истра»

-производством металлов из природного сырья, получением сплавов, обработкой металлов, сваркой, нанесением покрытий из металлов.

-машины

-предположения детей.

ручки, фломастеры, окна, цветочные горшки.

-коробку конфет,чипсы,млоко,хлеб и тд.

-из салафана, картона, пластика.

Выбросим

В контейнер для мусора

Нельзя выбрасывать на землю,мимо мусорного бака.

-к экологическому загрязнению нашей планеты.

-на фабриках

-еду, пищу.

-молочный комбинат, сахарный завод, кондитерская фабрика, консервный завод

(с одной стороны – облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей, с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы)

(ответы детей)

отрасли промышленности связаны между собой

-Какая бывает промышленность.

-Пищевая, металлургия,

Пищевая, металлургия, добывающая,

химическая,

легкая,

электроэнергетика

-Ответы детей.

Тестирование

1. Что такое животноводство?

А) Это выращивание культурных растений

Б) Это выращивание домашних животных

В) Это добыча полезных ископаемых

2. Для чего люди занимаются животноводством?

А) Ради собственного удовольствия

Б) Для получения продуктов питания

В) Для получения строительных материалов

3. Каких домашних млекопитающих разводят люди?

А) Тигров, леопардов, львов

Б) Волков, зайцев, лисиц

В) Коров, коз, овец, кроликов

4. Каких домашних птиц разводят люди?

А) Чаек, ласточек, стрижей

Б) Кур, уток, гусей, индюков

В) Дроздов, дятлов, синиц

5. Каких рыб разводят люди?

А) Карпов, форель

Б) Акул

В) Морских окуней

6. Каких насекомых разводит человек?

А) Стрекоз и кузнечиков

Б) Пчёл

В) Колорадских жуков

7. Где содержат сельскохозяйственных животных?

А) В теплицах и парниках

Б) В домах и квартирах

В) На фермах, в прудах и на пасеках

(Взаимопроверка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Открытый урок на тему "Какие бывают животные".

Открытый урок на тему "Какие бывают животные". Видео на YouTube по ссылки: https://youtu.be/9KEqgbVDNrM...

Открытый урок по теме : «Какой бывает транспорт»

Программа: УМК Школа РоссииПредмет: окружающий мирКласс: 2 классТип урока: урок общеметодологической направленностиЦель: формировать представление о назначении транспорта, дать первоначальное представ...

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Тема: «Какие бывают ткани»

КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИТема: «Какие бывают ткани» Цели деятельности учителя: знакомство с технологией изготовления из ватных дисков аппликацию Планируемые  результаты:Пред...

Конспект урока по теме "Какие бывают животные"

Конспект урока составлен  с использованием приемов интерактивного (диалогового) обучения....

Конспект урока на тему: «Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон» 2 кл

laquo;Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий, частью которых является помпон»...

Урок на тему "Какие бывают растения?"с применением интерактивной онлайн-платформы Учи.ру

Цель урока: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения).В данном уроке используются ресурсы интерактивной...