Исследовательский проект "Плох обед, коли хлеба нет".
проект по окружающему миру (1 класс)

Степанова Екатерина Юрьевна
Хлеб – гениальное изобретение человечества, которое никогда не потеряет своей ценности. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба - один из самых лучших на свете? Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом! Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий. Чтобы вырастить хлеб, нужно, прежде всего, любить родную землю. Кто живет в селе, знает, что крестьянская жизнь трудна, что приходится в жару и холод трудиться на земле, отдавая ей все силы. Ведь земля – наше бесценное богатство. Труд земледельца всегда стоит в центре внимания нашего народа. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьба нашей Родины. Мы преклоняемся перед великим трудом тех, кому мы обязаны хлебом. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Плох обед, коли хлеба нет".235.5 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №12 
(141407, Московская область, г. Химки, ул. Лавочкина 12) 

 

 

 

 

 

Проект  

ПЛОХ ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.

 

                                                                                                                                                            

 

  Выполнили: 

 Ученики 1Б класса. 

Руководитель: 

Степанова Екатерина Юрьевна. 

 

Содержание

Введение

Хлеб – гениальное изобретение человечества, которое никогда не потеряет своей ценности. И кто из нас усомнится в том, что запах горячего хлеба - один из самых лучших на свете? Его не спутаешь ни с каким другим. Ведь хлеб пахнет хлебом!

Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете. И даётся он человеку ценой больших усилий.

Чтобы вырастить хлеб, нужно, прежде всего, любить родную землю. Кто живет в селе, знает, что крестьянская жизнь трудна, что приходится в жару и холод трудиться на земле, отдавая ей все силы. Ведь земля – наше бесценное богатство.

Труд земледельца всегда стоит в центре внимания нашего народа. Ведь с хлебом связаны не только судьбы отдельных людей, но и судьба нашей Родины.

Мы преклоняемся перед великим трудом тех, кому мы обязаны хлебом. Сутками пропадающие в полях, не знающие отдыха и покоя до тех пор, пока последний колосок не будет обмолочен!

Цель проекта: доказать, что домашний хлеб вкусней и полезней магазинного.

Предмет исследования:  хлеб.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения хлеба и весь путь от зернышка к хлебу.    
  2. Познакомиться с технологией приготовления хлеба.
  3. Приготовить хлеб своими руками.
  4. С помощью опроса, выяснить, какой же хлеб вкуснее и полезнее.
  1. История появления хлеба.

Начнем с истории, которая произошла с одним растением. Знакомство с ним изменило весь ход истории человечества. Случилось это свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной проблемой была забота о пропитании. В поисках пищи они меняли места стоянок, вели кочевой образ жизни. Однажды люди случайно увидели незнакомое растение, на стеблях которого были тоненькие колоски, а в колосьях - зерна. Это была еда и спасение! Люди открыли для себя хлебные растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Это было чудом! Хлеб вырос там, где это нужно было людям. Теперь можно было не кочевать с места на место.

Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба. Её в наше время ещё употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса. И, чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали ещё одно открытие. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся зерна, то есть поджаренные, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба. Во время приготовления каши, часть смеси попала в огонь, и получилась лепешка, которая очень привлекла людей своим поджаристым вкусом и запахом. Люди стали не варить хлеб, а выпекать.

 Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Римляне усовершенствовали процесс хлебопроизводства, процесс перемалывания зерен, создали новые печи. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.  

1.2.  Как выращивают хлеб сейчас?

Наша страна огромная. Нам нужно очень много хлеба, чтобы прокормить всех людей. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Как и кто выращивает хлеб сейчас?

Итак, хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен. И для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы: земля, солнце, труд, вода. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.

Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Чтобы вырастить пшеницу или рожь, в поле выходят тракторы.

На тракторах работают трактористы. Что делает трактор?   Он тащит плуг, борону, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. После окончания пахоты тракторист принимается за боронование полей. Работа сравнительно несложная, но очень важная для получения высокого урожая. И после этого сеют пшеницу.

Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. За вспашкой земли, за посевом семян, за его ростом следит агроном. Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях появляются зеленые ростки – всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.

Вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. И на поле выходят другие машины – комбайны. На комбайнах работают комбайнеры. Комбайн косит хлеб, обмолачивает его, ссыпает зерно сначала в особый бункер, а затем в подъезжавшую автомашину, собирает солому в копны и расставляет эти копны по полю.

Во время уборки комбайнёры становятся настоящими героями села. В их руках судьба урожая. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор – это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку. С мельницы мука отправляется на хлебозаводы и пекарни.

Теперь вы знаете, что каждая крошка хлеба – это огромный труд. И это труд не одного человека, а большого количества людей разных профессий: трактористов, комбайнеров, агрономов, сотрудников мукомольных заводов, операторов, работников транспортных компаний и, конечно же, пекарей.

Технология производства хлеба.

Чтобы лучше понять технологию приготовления хлеба, мы с классом отправились на хлебозавод имени Ленина.

  

ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА - ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ.

Подробная схема производства хлеба выглядит следующим образом:


•    Подготовительная обработка сырья: просев и дозировка муки; подготовительная обработка воды; изготовление солевого и сахарного растворов, жировых смесей и дрожжей, яиц, специй.

На этом этапе нам рассказали какие бывают виды муки и дали попробовать ее на ощупь.

•    дозировка рецептурных ингредиентов, замешивание и брожение закваски и теста;

Замешивание теста – самая главная операция в технологии производства пшеничного хлеба. Замес осуществляется в тестомесильной машине, при этом в нее водят в необходимом объеме ингредиенты, которые формируют тесто. В чашу тестомеса наливают воду с температурой 27 °С, добавляют дрожжи и всыпают муку, при этом все интенсивно перемешивают до однородной массы, затем опару оставляют на брожение. Дрожжи – это микроорганизмы, которые, в процессе своей жизнедеятельности поглощают кислород, выделяют углекислый газ и, тем самым, наполняют тесто пузырьками воздуха. Вот почему тесто становится воздушным и объемным.  Первый момент ее опадания является показателем готовности. При замешивании теста в опару вводят оставшийся объем муки и воды, положенные по рецепту. Замес продолжается около 9 мин. Потом тесто снова оставляют бродить 1,0…1,5 ч, регулярно обминая для улучшения тестовой структуры.


  

 • порционное разделение созревшего теста на равновесные куски и формование заготовок из теста;

Из оборудования для производства хлеба для разделки теста на порции используется специальная делительная машина. После разделения кусковое тесто быстро округляют на округлительном агрегате и оставляют на 5 мин. в покое для предварительной расстойки, позволяющей повысить физические качества хлеба, улучшить пористость и увеличить объем.

•    расстаивание, которое заключается в брожении готовых заготовок. В некоторых случаях после этого этапа заготовки подвергают надрезанию (батон и пр.);

 В камерах поддерживается температура от 30 до 35 градусов и влажность на уровне 80

Выпекание;

 У печи устанавливается две температуры — посадочная и температура выпечки. Посадочная всегда ставится на пять градусов больше. В эти печи обязательно подаётся пар, а тележка с изделиями находится в непрерывном вращении. Температура в печах до 240 градусов.  Внутри происходит обязательная подача пара, порядка 6–7 литров в минуту. Хлеб попадает в новую среду, образуется хрустящая корочка. Время выпечки — от 25 до 70

минут.

 

•    охлаждение и хранение полученной продукции.

После получения из пекарского отдела хлеб отправляют в отдел хранения. Первоначально изделия для остужения кладут в деревянные лотки, а потом на мобильные вагонетки. Готовая хлебобулочная продукция направляется к циркуляционной платформе для сортирования. Все партии хлеба снабжаются сертификатами и качественной документацией.

После ознакомления с технологией приготовления хлеба, нам предложили попробовать разные виды хлеба.

И самим приготовить хлебобулочные изделия,  вот, что у нас получилось!

Полезные свойства хлеба.

Множеством полезных свойств наделен хлеб как белый пшеничный, так и отрубной и прочие. Каждый вид булки полезен в большей или меньшей степени сугубо индивидуально для каждого потребителя. Просто следует выбрать наиболее подходящий для себя вариант.

Хлеб - продукт удивительный. Он содержит белки, углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты, которые необходимы каждому человеку. Даже черствый он не теряет своих полезных свойств. Половину всех необходимых питательных веществ человек получает с Хлебом!

Но на этом наше исследование не закончилось!

 Мы заметили, что в покупной хлеб долго не хранится, он плесневеет, а домашний просто засыхает и становится сухариком. Вся правда в том, что не всегда соблюдаются технологии приготовления хлеба и зачастую добавляются вкусовые добавки и консерванты, а это плохо сказывается на нашем здоровье. Хлеб теряет свои полезные свойства.

Мы приготовили хлеб, по самому простому рецепту и добавили злаки

Ингредиенты:

  • Мука пшеничная – 400 г,
  • Соль – 1 ч. ложка,
  • Сахарный песок – 2 ст. ложки,
  • Растительное масло – 1 ст. ложка,
  • Вода – 260 мл,
  • Дрожжи натуральные – 15 г (или сухие быстрые – 2 ч. ложки).\

Еще мы познакомились с процессом приготовления хлеба хлебопечкой  и испекли в ней хлеб без консервантов и искусственных добавок.

Как же работает хлебопечка?

Очень просто, все хлебопечки работают по определенному алгоритму:

1. Засыпаются и заливаются все необходимые компоненты;

2. Выбирается одна из нужных программ выпечки;

3. Программа запускается;

4. Хлебопечка замешивает тесто;

5. Замес прекращается, тесто «подходит», «поднимается»;

6. Второй замес убирает лишние газы, накопившиеся внутри теста;

7. Замес прекращается, тесто «подходит» второй раз;

8. Тесто запекается при помощи специального нагревательного элемента, расположенного вокруг формы для выпечки.

Процесс приготовления хлеба полностью автоматизирован и не требует вмешательства человека.

Когда мы испекли хлеб и попробовали его, сделали вывод, что вкуснее нашего хлеба мы не ели!!!

Вывод:

Все 30 учеников нашего класса согласились, что домашний хлеб был вкуснее, чем на заводе и полезнее!

Домашний хлеб – это продукт, приготовленный на основе растительных компонентов и только, в нем не будет разрыхлителей и других химических добавок, распространенных в современном хлебопечении. Вы будете знать наверняка, что едите и как была приготовлена булка хлеба.

Давайте научимся печь настоящий хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Плох обед, коли хлеба нет"

Презентация к программе "Правильное питание"...

Классный час «Плох обед, коли хлеба нет» в 3-а классе

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ: - раскрыть значение хлеба в жизни...

Плох обед, коли хлеба нет.

Бережное отношение к хлебу.Здоровьезберегающие технологиии.классный час с призентацией....

Плох обед, коли хлеба нет.

Бережное отношение к хлебу.Здоровьезберегающие технологиии.классный час с призентацией....

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Плох обед, коли хлеба нет»

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе "Разговор о правильном питании" 1 класс...

Плох обед, коли хлеба нет

Презентация к  курсу внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"...

Занятие по внейрочной деятельности на тему "Плох обед, коли хлеба нет"

Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе на тему "Плох обед, коли хлеба нет"...