Виртуальное путешествие «Что мы знаем о Москве?» (урок окружающего мира в 1 классе)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Калиниченко Ольга Викторовна

Целью проведения урока является знакомство детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: Виртуальное путешествие «Что мы знаем о Москве?» 

Цель: 

  • познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города.

Задачи:

  • создать условия для расширения кругозора обучающихся;
  • объяснить значения новых понятий: столица, президент, правительство, достопримечательность;
  • формировать чувство патриотизма;
  • создать предпосылки для формирования умения учиться: развивать логическое мышление, фантазию, речь, коммуникабельность, познавательный интерес.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

  • предметные

правильно называть родную страну, столицу России;

понимать значения новых понятий: столица, президент, правительство, достопримечательность;

различать герб Москвы;

узнавать и перечислять некоторые достопримечательности столицы.

  • личностные

иметь:

представление о новой социальной роли ученика (ответственно относиться к уроку);

представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы);

представление о необходимости вежливого и доброжелательного отношения к другим гражданам России;

этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.

  • метапредметные (УУД)

регулятивные: 

оценивают уровень овладения тем или иным учебным действием;

фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

осуществлять оценку результатов своей деятельности, используя «Образец для самопроверки».

познавательные: 

общеучебные – самостоятельно формулировать тему и цель урока; осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

логические - выделяют общее и частное, целое и часть; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации.

коммуникативные: формулировать вопросы и ответы на вопросы;

готовить небольшое сообщение с помощью взрослого по теме проекта;

уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.                                                                        

Средства обучения:

  1. музыкальный видео - клип «Москва. Яркое видео путешествие»
  2. 3 картинки: КАТЕР, ТРАМВАЙ, МЕТРО
  3. 6 больших картинок для доски: Московский зоопарк, Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля, Останкинская башня, МГУ, Третьяковская галерея
  4. Фото В.В. Путина
  5. 4 карточки со словами: столица, президент, правительство, Государственная дума
  6. презентация «Достопримечательности Москвы» + слайд к проверке практической работы
  7. 15 наборов для практической работы:
  • Квадратный лист-основа с гербом Москвы в центре и пустыми ячейками в углах
  • 6 маленьких картинок: Московский зоопарк, Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля, Останкинская башня, МГУ, Третьяковская галерея
  1. Аудио запись песни «Я иду, шагаю по Москве»
  2. Смайлики 3 разных эмоций – 31 набор
  3.  буква М

Ход урока.

I. Мотивация. Актуализация знаний.

- Сегодня на уроке я приглашаю вас совершить со мной путешествие! Согласны?

- А на чём будет путешествовать каждый ряд, вы узнаете, отгадав загадки!?

Для I ряда:

Не корабль, но и не лодка,

Крепкий, сильный, быстроходный

По воде нас всех прокатит

Этот белоснежный  …  (катер).

Для II ряда:

Искры сыплются салютом,

Над проспектом слышен звон.
Это едет по маршруту
Электрический вагон.
Были б рельсы, провода –
Нас прокатит без труда. (Трамвай)

Для III ряда:

Под землею с давних пор
Понарыто много нор,
И по ним туда-сюда
Быстро ездят поезда. (Метро)

- Каким одним словом можно назвать эти 3 предмета? (транспорт)

- Чем отличаются эти виды транспорта друг от друга?

(водный, наземный и подземный)

- Станции метро всегда обозначаются этой буквой. Кто знает, как она называется? (М)

II. Самостоятельная формулировка учениками темы и цели урока.

- Сегодня мы будем путешествовать по городу, который тоже начинается на эту букву. А что это за город подскажет так же этот видео фрагмент …!

(музыкальный видео - клип «Москва. Яркое видео путешествие»)

- Определите тему урока: по какому городу мы будем путешествовать?

(Мы будем путешествовать по Москве)

- Определите цели урока: что нового узнаем, чему научимся – опираясь на ПЛАН нашего путешествия.

(Мы познакомимся с новыми словами и красивыми местами города Москвы).

- Кто прочитает эти слова?

- Да, вы узнаете значения слов: столица, президент, правительство, Государственная дума -  и познакомитесь с некоторыми достопримечательностями  города Москвы.

III. Постановка проблемного вопроса и поиск ответа на него.

- Начну с объяснения значения новых слов.

ПРЕЗИДЕНТ – глава государства, избирается народом на определённый срок. Он осуществляет верховное руководство текущими политическими делами государства .

Президентом сейчас является Владимир Владимирович Путин.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА - высший законодательный орган власти, в котором представители народа – депутаты составляют законы государства.

ПРАВИТЕЛЬСТВО – высший  исполнительный орган государственного управления – люди, которые следят за исполнением гражданами законов страны.

-  А теперь вы объясните мне вот что: Москву называют столицей России. А как вы думаете, почему?

Посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный вариант ответа:

А) там делают лучшие столы;

Б) там живёт 100 человек – 100 лиц;

В) это главный город страны, потому что там работают и управляют государством президент и правительство.

IV. Работа с учебником.

- Сверим ваш ответ с текстом в учебнике: стр. 15 (внизу жирным шрифтом).

Кто уже умеет читать и сможет прочитать?

- Поясню, что ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ – это место, заслуживающее особого внимания, замечательное чем-либо, являющееся историческим наследием, художественной ценностью.

V. Музыкальная физкультминутка под песню «А я иду, шагаю по Москве».

VI. Знакомство с новым материалом на основе презентации и рассказа учителя.

- А теперь продолжим наше виртуальное путешествие по достопримечательностям Москвы.

(презентация «Достопримечательности Москвы»)

(Дети ХОРОМ за учителем повторяют названия достопримечательностей)

1) Перед нами Кремль (слайд 1) – крепостная стена из красного кирпича с 20 башнями вокруг древнего города Москвы.

- Всегда ли Кремль выглядел так: с ажурными крепостными стенами и красивыми башнями, высокий, из современного строительного материала?

       Не всегда он выглядел так. Более восьми веков назад, в 1147 году (XII век), на крутом холме, поросшем густым лесом, построили небольшую деревянную крепость (слайд 2). 

       В XIII веке её укрепляют, строят новые стены и башни из дуба. (слайд 3) Но в те времена часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из белого камня (слайд 4).

      В середине XV века на Боровицком холме был возведён тот Кремль, который мы можем видеть и сегодня (слайд 5).

- А это Спасская башня Кремля. (слайд 6) Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой. В верхней части башни расположены главные часы государства - Куранты.

(слайд 8) Они занимают 3 этажа башни.

- Послушаем бой Курантов! (слайд 7)

2) У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.

(слайд 8, 9) 

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного).(слайд 10) Василий был московским юродивым, странным человеком, предсказывавшим будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

3) Одной из достопримечательностей Москвы является Московский государственный университет - МГУ. (слайд 11) Он был основан в середине XVIII века по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова (слайд 12) . В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

4) - Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, знаменитых людей, красивую природу различных деревень, городов и стран?

        Есть такое место в Москве. Для этого надо переступить порог одного из известнейших музеев Москвы – (слайд 13) Государственной  Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова (слайд 14)  . Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем подарил эту коллекцию вместе с домом городу. Поэтому музей носит его имя.

VII. Проверка проектных работ учащихся.

- По желанию некоторые ребята подготовили информационно-творческие мини-проекты - рассказы о своих любимых местах в Москве. Послушаем их.

1)  Мне очень нравится любоваться видом на Останкинскую башню (слайд 15).  Останкинская башня в Москве -  это телевизионная и радиовещательная башня, имеющая высоту 540 метров. Среди высотных сооружений мира она занимает четвёртое место. Останкинская башня в Москве является одним из символов столицы и России.

2) А я люблю посещать Московский зоопарк (слайд 16), потому что именно там я могу попасть в гости к животным. Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

VIII. Практическая работа с раздаточным материалом. Работа в парах.

(учитель, проверяя каждый «шаг» учащихся, работает 

на ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ!)

- Проверим ваши знания. Работать будем в парах: высказываем своё мнение, прислушиваемся к мнению товарища.

- Положите перед собой лист с гербом Москвы.

- Разложите выше листа все 6 картинок с достопримечательностями Москвы.

1) Положите слева от герба - Московский зоопарк,

- Проверим себя по доске! (слайд 14)

2) Положите справа от герба - Храм Василия Блаженного,

3)  Положите в верхнем левом углу листа – изображение Спасской башни Кремля,

4) в верхнем правом углу листа – изображение Останкинской башни,

5) в нижнем левом углу листа – изображение МГУ,

6) в нижнем правом углу листа – изображение Третьяковской галереи.

- Поднимите руку, кто всё сделал правильно, как на доске!

IX. Итог урока.

- Что нового вы узнали  на уроке?

(Мы узнали новые слова и познакомились с достопримечательностями Москвы)

-  Какие достопримечательности Москвы вы запомнили?

-  Выполнили ли мы поставленные цели?

X. Рефлексия учебной деятельности.

- На столе у каждого – смайлики.  Если вы довольны своей работой на уроке, то поднимите улыбающийся смайлик. Если не всё удалось, как хотелось, то поднимите спокойную мордашку. Если ничего не получалось, не довольны своей работой – грустный смайлик.

- Спасибо всем за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Как путешествует письмо"

Урок окруающего мира по программе "Школа России"Тема "Как путешествует письмо"...

"Что мы знаем о нашей стране, о своём городе" урок окружающего мира 1 класс

Углубить знания учащихся о стране, столице нашего государства. Дать представление о становлении родного города Кемерово, о его достопримечательностях....

Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.

Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...

Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"

В материале Вашему  вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...

Урок окружающего мира 1 класс "Что мы знаем о птицах"

Учащиеся знакомятся с многоообразием птиц, их отличительными особенностями, формируются понятия дикие, перелетные птицы. Урок с использованием национального компонента....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...

Что мы знаем о птицах? Презентация к уроку окружающего мира 1 класс

Что мы знаем о птицах? Презентация к уроку окружающего мира 1 класс...